Семья и предметно-развивающая среда

Разделы: Работа с родителями


В психологических исследованиях развивающая предметная среда рассматривается, как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Так С.Л.Новоселова относит к этому понятию природную среду и объекты, культурные ландшафты (парки, сады), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровую среду, детскую библиотеку, игротеку и видеотеку, дизайн-студию, музыкально-театральную среду, предметно-развивающую среду занятий, компьютерно-игровой комплекс [1].

Таким образом, компоненты этой системы обеспечивают вариативность деятельности детей по интересам. Как видим, такая система, включающая разнообразные развивающие среды, выходит за пределы семьи.

В педагогике семейного воспитания используется понятие «воспитательная среда семьи».

Т.А.Куликова характеризует воспитательную среду семьи как окружение, в котором естественно организуется жизнедеятельность ребенка, она выделяет в нем предметно - пространственное и социально-поведенческое окружение ребенка. Прежде всего в состав предметно-пространственного окружения входит: предметно-игровая среда, которая может включать: детскую мебель, игрушки, конструкторы, книги, спортивный инвентарь, различные материалы для ручных работ: карандаши, пластилин, краски и т.п. Понятно, что развивающие возможности такой среды в каждой конкретной семье различны и определяются многими факторами. Итак, педагогика семейного воспитания исследует предметно-игровую среду отдельной семьи, рассматривая это понятие в узком смысле.

Важной составляющей предметно-игровой среды выступают игрушки.

Педагогическое значение игрушки анализируется многими выдающимися педагогами, среди которых С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, Дж.Локк, А.С.Макаренко, Ф.Фребель и др. А.С.Макаренко была предложена классификация детских игрушек, которая не теряет актуальности и сегодня. Педагог выделял следующие типы игрушек:

1) готовая игрушка, механическая или простая. К таким игрушкам относятся: автомобили, пароходы, куклы, животные;

2) полуготовые игрушки, которые требуют от ребенка доработки: рисунки с вопросами, кубики, конструкторы, модели;

3) игрушка-материал: глина, песок, куски картона, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Разработанная А.С.Макаренко классификация игрушек может быть положена в основу создание предметно-игровой среды.

Значительную долю этой среды в семье составляют готовые игрушки.

Современные готовые игрушки отличаются разнообразием: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, автомобили, техника с дистанционным управлением, оружие, велосипеды, качели и т.д. [6]

Исследования предметно-игровой среды современной семьи, в частности игрушек промышленного изготовления, позволили нам выделить отдельные тенденции в их развитии:

1) пресыщение игрового окружения ребенка, что проявляется в приобретении современными родителями дорогих готовых игрушек в большом количестве. Это обстоятельство объясняется прежде недостаточной осведомленностью родителей с педагогической ценностью игрушек. Многочисленные исследования (П.Ф.Каптерев, Дж. Локк, А.С.Макаренко и др.) свидетельствуют о незначительных развивающие возможности готовых игрушек, которые накапливаются со временем в семье. Ребенок фактически не играет ими, а становится, по выражению А.С. Макаренко, их «коллекционером», требует от родителей постоянного приобретения новых игрушек. Следствием этой тенденции становится отказ ребенка играть, «усталость от игры»;

2) направление готовых игрушек на воспитание у детей качеств «потребителей», «пользователей» материальных благ, а не активных «деятелей», «тружеников», «исследователей».

Менее популярными среди детей и родителей становятся игрушки, целью которых является формирование профориентационных интересов ребенка: грузовик, трактор, самолет, наборы «Юный доктор», «Швея». Модными и популярными стали Барби, Кен, Братц, с наборами одежды, обуви, косметики, аксессуаров, игрушечными домиками, мебелью, автомобилями, самолетами;

3) «фантастичность» готовых игрушек, которые предлагает современная промышленность. Как свидетельствуют научные исследования, большинство современных игрушек не готовят ребенка к жизни в реальном мире. Игрушки вышли из круга реальности, об этом свидетельствует даже их цвет (зверьки зеленого, голубого, розового цвета). Реальные игрушки (человек, животные) уступают место фантастическим персонажам и технике.

4) «агрессивность» в отделке игрушек промышленного изготовления - враждебные, злые, искажены черты лица героев, воинов, наличие когтей, рогов у фантастических существ, вызывает отвращение и никак не способствует формированию у ребенка эстетического чувства «Прекрасного». Кроме того, такие игрушки создают образ «врага», «противника», которого надо победить, а не друга или воина-защитника;

5) предложение в игрушечных магазинах широкого ассортимента военных игрушек, оружия. Большинство педагогов и психологов выступает против их использования в воспитании ребенка. А.А.Захаренко писал: «Глупо и опасно оказывают родители, когда чуть не вместе с пустышкой покупают игрушки автоматы, танки или крылатые ракеты. Только вместе с семьей, с самого маленького возраста можно изменить психологию детства в направлении уважения к другим людям и народов других стран»;

6) большинство образов игрушек, навязанных детям, воспроизводят западный манер, они полностью оторваны от наших традиций, искусства, несут признаки чужой для русской ментальности, модели зарубежной массовой культуры, даже антикультуры, антиэстетики.

Савченко отмечает необходимость сохранить оазис детства с теплыми, искренними, радостными игрушками, характерными для нашего народа, поющего, трудолюбивого, миролюбивого. Возможно, эту роль призвана осуществить возрожденная народная игрушка, которая может передать ребенку усвоенные от предыдущих поколений определенные архетипы восприятия мира;

7) игрушечный рынок страны заполонили некачественные товары, изготовленные из вредных материалов, красок, содержащих ядовитые вещества.

Учитывая последнюю тенденцию, родителям стоит прислушаться к мнению М.Ибука, который писал: «окружайте ребенка лучшим, что у вас есть», - классической музыкой, шедеврами изобразительного искусства, формируя с детства чувство добра, красоты, гармонии, любви [1].

Конструирование предметно-игровой среды основывается на определенных принципах, которые должны учитывать родители [3].

Среди них мы выделяем:

1) принцип разнообразия, вариативности, насыщенности предметно-игрового среды, который обеспечивает своевременное начало развития способностей ребенка ко всем видам деятельности. По этому принципу условия для развития способностей ребенка должны быть заранее подготовленные, опережать, стимулировать этот процесс (Л.С.Выготский, М.Ибука, М.Монтессори, Б.П.Никитин, В.А.Сухомлинский и др..).

Насыщенность предметно-пространственного окружения ребенка составляет важное значение для развития ребенка. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о негативном влиянии на развитие ребенка обедненного предметно-пространственного окружения;

2) принцип открытости предметно-игровой среды - возможность изменять ее в зависимости от возрастных особенностей ребенка, его интересов и предпочтений. Рассматривая окружающую среду как средство воздействия взрослых на ребенка, М. Монтессори использовала термин «подготовленная среда», который позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе. По мнению итальянского педагога, среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности;

3) принцип оптимального соотношения составляющих предметно-игровой среды (учитывая их развивающие возможности, педагогическую ценность): готовых игрушек и игрушек - материалов; игрушек и реальных бытовых вещей;

4) принцип экологичности и безопасности в выборе материалов и готовых игрушек;

5) принцип деятельности воспитанника, суть которого раскрывается через взаимодействие ребенка с окружающей предметно-игровой средой, в которой можно выделить два этапа: во-первых, ознакомления, изучения, исследования окружающего мира, во-вторых, возможность активного воздействия на него.

Среда должна: побуждать, стимулировать ребенка к активным действиям, наблюдениям, способствовать накоплению практических знаний, развитию практических умений, навыков, опыта; удовлетворять потребности ребенка в творчестве;

6) принцип сотрудничества, взаимодействия родителей и ребенка в созданной предметно-игровой среде. Родители должны помнить, что главное - не только создать условия для разнообразных занятий, обеспечить ребенку максимальную свободу деятельности, но и принимать участие в детской игре, работать рядом, вместе с детьми.

По принципу оптимального соотношения составляющих предметно-игровой среды, то перенасыщение игрового окружения ребенка готовыми игрушками формирует потребительскую психологию детей, приучает их к «постоянной погоне за изменениями и достатком, беспокойству, вечному желанию чего-то нового, недовольству тем, что они имеют» (Дж.Локк).

Следует помнить, что готовые игрушки, как и произведения искусства (музыка, мультипликация, кино, литература) несут на себе отпечаток определенной культуры, субкультуры взрослых, определенной ментальности, формируют те или иные потребности ребенка. Родителям необходимо анализировать эту информацию и учитывать ее в создании предметно-игровой среды в семье.

М.Ибука считает, что родители, которые покупают ребенку игрушки, лишают ее «радости достижения» - возможности сделать игрушку для себя. Сегодня совсем мало игрушек изготавливается руками родителей и других родственников для детей и вместе с детьми, хотя процесс создания игрушек-самоделок открывает уникальные возможности сотрудничества, сотворчества родителей и детей, особенно в городских семьях.

Самодельной игрушке в отличие от шаблонной промышленной можно придать выразительности, неповторимости, определенного характера. Мягкие самодельные игрушки: куклы, зверушки, созданные теплом рук близкого, любящего человека, пробуждают у ребенка добрые чувства, желание ласкать, защищать, заботиться о них. Полезными игрушками для развития интеллектуальных способностей, самовыражения ребенка становятся материалы, которые не имеют определенной формы и назначения: бумага, пластилин, глина, природные материалы, ткани и т.д.

Играя ними, ребенок знакомится с их свойствами (особенно, пластическими), учится оказывать им определенной формы. Лучшие развивающие возможности имеет та среда, в которой ребенок может активно и самостоятельно действовать, используя не только игрушки, но и предметы домашнего обихода (кухонные, письменные принадлежности, инструменты, приспособления и т.д.), имитируя деятельность взрослых [1].

Хотя исторически игрушка возникла именно как модель орудий труда, но постепенно она теряла утилитарную функцию. Важное значение в развитии ребенка таким игрушкам-орудием предоставляла М.Монтессори.

Во время совместной деятельности родителей и детей используются выделенные Т.А.Строковым виды поддержки и помощи ребенку:

а) замещения - взрослый выполняет работу за ребенка, подменяя ее в деятельности (выполняет трудовые операции, решает задачу, подсказывает решения);

б) копирование, подражание (делай, как я) - взрослый демонстрирует правильное выполнение работы, ребенок повторяет за ним;

в) предотвращения, предупреждения, предостережения - предотвращение ошибочных решений детей в конфликтных ситуациях со сверстниками и взрослыми, подстраховка;

г) сотрудничество - совместное планирование деятельности, сотворчество взрослого и ребенка в реализации задуманного;

д) инициирования («помоги мне это сделать самому» - принцип Монтессори) - создание условий для свободного индивидуального выбора ребенком способов решения проблемы.

А.С.Макаренко отмечал, что родителям нужно обращать внимание не только на подбор игрушек, но и формировать отношение ребенка к последним. С целью воспитания у ребенка качеств хорошего, заботливого хозяина педагог советовал родителям помогать детям ремонтировать старые и сломанные игрушки, а не выбрасывать их.

Таким образом, современным родителям следует уделять внимание созданию разнообразной, насыщенной и развивающей предметно-игровой среды, включая в нее не столько готовые игрушки, сколько предметы домашнего обихода, которыми пользуются взрослые, различные материалы для активной самостоятельной деятельности детей [3].

Организация предметно-игровой среды особенно важно на первом этапе развития игры - этапе индивидуальной игры (А.С.Макаренко).

Ценные советы родителям по организации развивающей предметно-пространственной среды находим у Б.Н.Никитина (организация комнаты-мастерской, спортивной комнаты), М.Ибука. Неисчерпаемым источником идей организации детской игры, созданию сказок, пробуждения детской фантазии может стать не только для учителей, но и для родителей наследие В.А.Сухомлинского, в частности созданная им вместе с детьми Комната сказок.

Список литературы 

1. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М., 2006.

2. Новикова Л.И. Искусство и эстетическая организация среды повсе­дневной жизни. М., 1984.

3. Панов В.И. Образовательная среда, как предмет экопсихологии развития: Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М., 2000.

4. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

5. Филлипс О.Ю. Эстетическое отношение к окружающему детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

6. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп; Сб. научных статей. М., 2007.