Путешествие по странам экватора, или В поисках Валентины Трофимовны. Окружающий мир для дошкольников с элементами ТРИЗ

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

География – наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Эта работа о том, как и чем заинтересовать детей и родителей в изучении этой интересной, многоплановой, увлекательной науки.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё интересно познать. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и необычные явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, побуждает размышлять, задавать интересующие вопросы. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Содержание

Дети с воспитателем входят в зал, где расставлены предметы - представители теплых стран и морей: чучело черепахи, крокодила, морские ракушки, рыба-шар, морская звезда, обезьяны вырезанные из кокосовых орехов. На экране заставка моря.

Презентация

Дети рассматривают предметы, называют их.

В: Как вы думаете, в каких краях водятся эти животные, плавают такие рыбы, растут кокосы?

Ответы детей.

В: Правильно, все это можно встретить в теплых странах и морях, где не бывает зим. Давайте сегодня поиграем. Отправимся в путешествие! Выберем место, куда бы мы хотели отправиться. Сейчас у нас в России зима, холодно. Конечно, хотелось бы в теплые края. Путешествовать по теплым странам проще, чем по холодным. Например по Антарктиде. Почему?

Ответы детей: не нужно брать теплую одежду, проще найти растительную пищу, воду. Больше можно увидеть вокруг растений и животных, можно купаться, спать на свежем воздухе и т.д.

В: Я знаю, что Валентина Трофимовна (второй воспитатель нашей группы) улетела сегодня отдыхать в теплые края. Только я не знаю куда. Надеюсь, самолет ее уже доставил на место.

Раздается телефонный звонок.

Кажется, это звонит ВТ. Ало, Ало! Мы здесь с ребятами в музыкальном зале собрались поиграть в путешествие. Вас плохо слышно! Включаю громкую связь!

ВТ: Ой, Евгения Юрьевна! Наш самолет совершил экстренную посадку, я не понимаю где нахожусь. Говорят, что мы приземлились на самом экваторе! Плохая связь! Мне нужна ваша помощь, я хочу домой! Я пришлю свои координаты...

В: Ребята, надо помочь ВТ, вернуть ее домой. Давайте посмотрим на карту. Какие страны находятся в районе экватора. Рассматривают карту. Называем вместе. На линии экватора находятся страны Африки, Индонезия, Страны Южной Америки: Эквадор, Бразилия. Так куда же нам отправляться на поиски?

Приходит сообщение на телефон от ВТ.

Я попала в страну, название которой созвучно со словом ЭКВАТОР.

В: Давайте вспомним, что такое экватор и где он находится; где можно его увидеть. А что особенного на экваторе?

Ответы детей: экватор - это воображаемая линия, которая делит земной шар на южное и северное полушарие. Там всегда жарко, т.к. солнечные лучи светят практически вертикально на землю; продолжительность дня и ночи в течении года одинаковы (А в России?...); интересное физическое явление: вода в раковине утекает в разных направлениях в зависимости от того - южное полушарие от экватора или северное.

- Вы догадались, ребята, что это за страна и где она находится?

Ответы детей: Эквадор. В Южной Америке. Смотрим на карту на экране.

Ну что же, что бы преодолеть такое расстояние, нам понадобится сверхскоростной самолет! Занимайте места, мы скоро взлетаем.

Дети рассаживаются, имитируя корпус самолета, крылья. Слышится гул самолета. На экране облака ,затем земля.

Эквадор

На экране горные пейзажи и джунгли.

В: Ну вот мы с вами и прибыли в Эквадор. Это очень красивая страна. В ней необыкновенная природа: реки, горы, леса. Как называются леса в районе экватора (Джунгли -влажный тропический лес). Что в них особенного?

Ответы детей: Там каждый день идут сильные дожди, поэтому круглый год тепло и влажно и душно как в теплице. Вырастают необыкновенные растения и живут удивительные животные.

В: Да, в джунглях живот больше половины представителей различных животных планеты. Мы как раз с вами находимся в самых больших джунглях! В южной Америке вдоль реки... Как называется эта река?

Амазонка!

Приходит на телефон смс.

- Посмотрите, ВТ прислала нам свою фотографию.

На экране фото ВТ среди лиан; вокруг бабочки, попугаи.

- Как вы думаете ,где она находится? Дети анализируют пейзаж вокруг и приходят к выводу, что это джунгли.

- Думаю, мы на верном пути. Давайте отправимся в поиски на лодке по реке Амазонке.

Дети узнают растения и животных, дают им характеристику.

Самые большие и красивые бабочки размером с большую тарелку; самые большие попугаи Ара. При всей своей красоте у них неприятный каркающий голос. Их осталось совсем мало и они занесены в красную книгу.

Можно встретить птичку колибри - самую маленькую птичку на земле.

- Для чего нужна такая яркая окраска птицам и бабочкам?

Дети: для маскировки среди яркой зелени и цветов.

Так же опасные хищники: крокодилы, змеи, пауки, рыбы пираньи и даже акулы заплывают в воды Амазонки.

Растения: бамбук (высокая трава), лианы. Множество родственников наших комнатных растений: плющ, орхидеи.

Бразилия

По реке Амазонке мы приплыли с вами в другую страну - Бразилию!

Посмотрите на карту: Всю северную часть страны занимают джунгли и здесь почти нет городов.

Приходит смс на телефон. Фото ВТ на карнавале.

- Ребята, я кажется знаю где ее искать! В Бразилии на побережье есть красивый город Рио-де-Жанейро, где ежегодно проходит карнавал. Туда мы и отправимся.

На экране видео бразильского карнавала.

- Предлагаю немного повеселиться и потанцевать! Может и ВТ встретим.

Танец под бразильскую музыку. Дети надевают атрибуты карнавала, берут маракасы.

- Ребята, ВТ прислала нам загадочное сообщение. Видимо в нем зашифровано название места, куда нам следует отправиться.

Дети разгадывают ребус АФРИКА. Приходит фотография, где ВТ на слоне.

- ВТ хочет с нами поиграть и заманивает нас в новые страны!

И так, мы летим в Африку на нашем сверхскоростном самолете, занимайте места, взлетаем!

Африка

Ребята, мы приземлились! Давайте посмотрим, где в Африке проходит линия экватора. И какой там климат.

Ответы детей: она разделяет материк почти пополам. Там находятся тропические леса-джунгли и саванны.

- Что такое саванны? какая там погода, кто там живет?

Дети: В саванне полгода идут дожди, поэтому там много растений а полгода сухо и жарко как в пустыне. Растения и животные приспособились к такой погоде.

- Какие необыкновенные растения и животных мы можем там встретить? на экране фотографии. Рассказы детей.

Африканская масличная пальма, слоновая трава, баобаб - самое крупное дерево на земле. Самая необыкновенная птица - африканский страус, он очень быстро бегает, птица марабу ,розовый фламинго. в саванне живет очень много животных (Почему?) т.к. там много травы. Травоядные - стада антилоп, зебры (Почему зебры пасутся рядом с другими животными - страусами или жирафами?), слоны (зачем слону хобот?), бегемоты, жирафы (Почему у жирафа длинная шея?). Хищники - львы, гепарды, крокодилы - охотятся на животных, которые приходят на водопой.

Физминутка. Детские африканские игры и эстафеты.

Приходит сообщение от ВТ: "Я нахожусь на экваторе! Здесь очень много островов! на них обитают драконы! Меня похитило племя папуасов! Помогите, спасите! Я не шучу!"фото на фоне варана и папуасов

Индонезия

- Ребята, давайте посмотрим на карту. Что это за место такое, где много островов. Ответы детей: Индонезия. Эта страна занимает несколько тысяч островов. Это самый крупный архипелаг в мире. (Архипелаг - группа островов). Почему на карте мы не видим так много островов? - не обозначены на карте, т.к. очень маленькие.

- Где же тут водятся драконы? На экране фото. Ребята, посмотрите, какое животное ВТ приняла за драконов!

Дети: это самые большие ящерицы на планете - комодские вараны. Они хищники, размером с автомобиль, у него длинный раздвоенный язык, с его помощью он чувствует запахи на расстоянии 5 км. У него острые зубы и ядовитая слюна. Он всегда очень голоден и съедает все, что находит. Их осталось очень мало на земле. Про них говорят - последние динозавры на земле.

В зал входит вождь папуасов и приводит связанную ВТ.

- Садитесь! развязывает руки В.Т. Дети садятся вкруг. Вождь свирепо смотрит.

ВТ: чтобы вождь стал добрее, надо пройти обряд посвящения в папуасы. Показать, что вы пришли с добрыми намерениями.

Дети подходят по очереди к вождю кладут руку ему на плечо, говорят: "я твой друг". ВТ надевает головной убор с пером.

Вождь: Имя тебе даю Зоркий глаз. (Острый коготь, Утренняя звезда, Яркая бабочка, Небесный гром, Прекрасная луна, Поющая птица, Быстрая пантера ит.д.)

- Вы пришли за этой женщиной!? Я вам ее не отдам! Она единственная, кто может справиться с воспитанием непослушных детей моего племени. Какая женщина!

Дети просят вернуть ВТ.

- Тогда вам нужно будет решить мои сложные задания!

Задача первая: Сегодня моя жена сорвала в джунглях на завтрак бананы и апельсины. Но по дороге домой прожорливый варан стащил у нее почти все фрукты! А дома 6 голодных детей. Как разделить между ними 3 банана и 1 апельсин поровну, чтобы никого не обидеть!?

Ответы детей (могут быть разные варианты)

Задача вторая: У моего домашнего слона 2 правые ноги и две левые ноги, две передние ноги и две задние ноги. Сколько ног у моего слона?

Ответы

Задача третья: Угадайте, что в моей корзине!Этот фрукт растет у нас и в тропических лесах. Он похож на шишку ели. В плотной жесткой кожуре, а растет он прям в траве. Мякоть ярче, чем желток и дает вкуснейший сок, на макушке хохолок.

(Ответ в корзине. Ананас)

Вождь: Ну и последняя задача. Как вы отсюда выберетесь? Ха-ха-ха!

Предположения детей.

- Ребята, как же нам теперь добраться домой? Нам нужно, что бы наш самолет отыскал нас среди этих островов.

Дети: Мы должны привлечь внимание самолета с помощью сигнала бедствия. Предлагаются варианты. Выложим из веток и камней какую-нибудь фигуру. С воздуха нас обязательно заметят.

Возвращение на самолете домой.

Итог

Ребята, понравилось вам наше путешествие? Было весело, интересно.

Что вам больше всего понравилось? Ответы детей.

Сегодня ваши знания, ваша смекалка и находчивость помогли вернуть нашу дорогую ВТ! Конечно, это была игра. Но впереди у вас такая интересная жизнь! Вас ждут путешествия и приключения. Учитесь хорошо в школе, ваши знания помогут вам в любом деле.

Заключение

Если это интересно, то ребенок это запомнит обязательно! Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением основ географии. Изучение географии в детском саду очень мало рекламируется, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введен в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и представить в таком виде, который удобен для работы с детьми.

Первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Задача педагогов и родителей – помочь им осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира.

Используемая литература

  1. А.Вендевеле. Детская энциклопедия. Мой первый атлас мира, 2019.
  2. С.Ю. Афонькин. Удивительные места нашей планеты, 2019.
  3. Используемые видеофильмы: цикл образовательных программ для детей дошкольного возраста по географии "Шишкина школа", "Путешествия с Хрюшей и Степашкой".