Школьная психологическая служба
-
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 2007
Цели программы: создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
-
Диагностика эмоции в структуре личности 2007
Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, обществен-ному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей.
-
Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (Для детей 3–12 лет) 2007
В программе представлена система комплексного сопровождения ребенка в адаптационный период при поступлении в детский дом. Выделены основные блоки создания системы жизнеобеспечения ребенка для его успешной социально-психологической адаптации: лечебно-оздоровительный, социально-правовой, психолого-педагогический. Содержание деятельности специалистов, организующих сопровождение, рассматривается через диагностико-аналитическое, организационно-методическое и практическое направления.
-
Психологическое занятие в 3-м классе (1–4) "Волшебная сказка чувств" 2007
Психологическое занятие "Волшебная страна чувств" представлено в форме сказки. Это вводное занятие в цикл уроков по развитию эмоционально-волевой сферы. Занятие носит диагностико-ознакомительный характер.
-
Психологическое занятие в 11-м классе по теме: "Психологические особенности публичного выступления" 2007
Большинство выпускников становятся студентами, а значит, им необходимо владеть некоторыми навыками публичных выступлений, от которых также зависит успех их учебной деятельности в высшем учебном заведении.
-
Адаптационный период в 5-м классе 2007
Работая психологом десять лет, могу сказать, что первые недели сентября - самые сложные для пятиклассников и их классных руководителей. Дети и учителя изучают друг друга. Психолог может ускорить процесс знакомства и помочь классным руководителям быстрее изучить детский коллектив. Предлагаю для этого несколько игр и игровых методик.
-
Диагностика уровня развития рефлексивных умений 2007
Диагностика рефлексивно-деятельностна, она включает в себя и педагога, и ученика, а это предполагает специальную организацию учителем рефлексивных действий ученика в учебном процессе. Диагностические действия должны начинаться с функции конкретных затруднений в деятельности. Фиксируя уровень рефлексии у школьника от класса к классу, можно проследить, как развивается мышление учащегося в процессе решения им учебных задач. Оценка уровня и глубины рефлексивных умений учащихся позволяет судить и о профессионализме учителя, задача которого заключается в умении пойти за учеником.
-
Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях 2007
Тему своей педагогической идеи мы выбрали не случайно. Трудно представить человека, который не хотел бы быть привлекательным для окружающих, вызывать у них симпатию и доброжелательное отношение к себе. Проблема совершенствования способов общения актуальна для многих, но особенно значима для школьников, которые оказались в новых социальных условиях.
-
Психологическое сопровождение при подготовке и сдаче экзаменов 2007
Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий успешной сдачи и подготовки к экзаменам. Оказание психологической помощи учащимся 9–11-х классов в процессе сдачи экзаменов по трем этапам: изучение учебного материала перед экзаменом; поведение накануне экзамена; поведение во время экзамена. Ознакомление учащихся со способами эффективной подготовки к экзаменам. Формирование навыков овладения собственными эмоциями.
-
Синдром дефицита внимания 2007
В последнее время широко распространен синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. У девочек чаще наблюдается синдром дефицита внимания без гиперактивности. Выделяют три блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность. Дети с синдромом дефицита внимания имеют развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия. Чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении, необходима коррекция. В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ.
-
Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии 2007
Программа составлена для учащихся начальных классов общеобразовательных (коррекционных) школ VII и VIII вида и включает в себя следующие разделы: развитие ощущений и восприятия, развитие пространственного восприятия, развитие памяти, развитие воображения, развитие мышления, развитие внимания. Для детей характерно недоразвитие познавательных процессов, они испытывают потребность в познании для получения полного представления об окружающем мире, для успешной школьной адаптации.
-
Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы 2007
Данный материал поможет педагогам-психологам, учителям в изучении межличностных отношений учащихся начальной школы с помощью предложенных методик.
-
Этико-психологическое развитие учащихся как одно из условий их успешной адаптации 2007
Все дети от рождения одинаковы, но в процессе их развития возникают и проявляются индивидуальные особенности. Среди учащихся есть те, кто трудно адаптируется к новым для них условиям. Если понять природу детских затруднений во взаимодействии с людьми, с самими собой - ребенку можно помочь. В нашей школе в течение трех лет действует Школа Радости. Нами разработана программа этико-психологического развития ребенка, предлагающая использование игр, способствующих физическому, психическому, интеллектуальному и социальному оздоровлению.
-
Тренинг родительской эффективности "Мы – вместе" 2007
Цель программы - оказание помощи родителям младших подростков в выходе на новый уровень понимания детей. В процессе реализации программы дается возможность пронаблюдать и откорректировать реальное взаимодействие родителя с ребенком, ведь часть занятий проходит совместно с детьми. В работе представлены разработки деловых игр, тренинговых упражнений. В основу программы легли теоретические исследования отечественных психологов и собственный опыт изучения проблемы.
-
Практическое применение релаксации как средства адаптации младших школьников к учебной деятельности 2007
В качестве методики адаптации ребенка к школе мы применяли прием релаксации, сутью которого было практическое применение элемента медитации, а также знакомство и обучение коммуникативным умениям, умениям саморегуляции, самопознания, используя гуманно-личностный подход.
-
Курс занятий с родителями будущих первоклассников "Школа первоклассных родителей" 2007
Курс "ШПР" проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями проводятся в феврале-марте, накануне поступления ребенка в 1-й класс, и являются составной частью адаптированного пропедевтического курса Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой. Встречи с родителями проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению ("мы тоже учимся, как мамы и папы").
-
Причины появления детской тревожности 2007
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В этой статье говорится о причинах появления детской тревожности и путях решения некоторых проблем.
-
Авторская разработка "Мир души". Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной моделии переноса её в реальный мир 2007
Актуальность и новизна темы заключается в связи виртуального мира и реального, использовании компьютера для формирования позитивных форм взаимодействия. Изучая теорию вопроса, мы нашли подтверждение правильности своего выбора, в трудах Л.С. Выготского, В.М.Розина, Н.А.Носова. Использование в интеграции информационных технологий и психологии позволило сформулировать цель нашей работы: разработать систему использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса её в реальный мир.
-
Социально-психологическое исследование "Портрет семьи младшего школьника" 2007
Статья посвящена анализу результатов социально-психологического исследования "Портрет современной семьи младшего школьника". В данном исследовании мы изучали социально-психологические характеристики семьи: демографическая структура семьи; стили, цели, мотивы воспитания; система воспитательного воздействия; проблемы воспитания.
-
Классный час - беседа на тему "Познай себя" 2007
Классный час-беседа на тему: "Познай себя" с целью сформировать у учащихся представления о своем характере, о пользе и вреде гороскопов, о роли цветовой гаммы в нашей жизни.
-
Нравственные основы семьи и брака 2007
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в брак; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
-
Сценарий большой психологической игры "Хрустальные люди" 2007
Представлен сценарий игры-проживания для учащихся 7–9-х классов. Цель игры - создание условий для осмысления ценности человеческой жизни. Задачи: развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов; расширение представлений о последствиях применения насилия во взаимоотношениях между людьми; применение навыков самоанализа и рефлексии. Материал сопровождается подробным комментарием из опыта проведения игры.
-
Курс успешного ученика - коррекционно-развивающая программа для обучающихся 1–6-х классов 2007
Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на создание благоприятных условий для усвоения обучающимися системы знаний, формирование и развитие у них психологических функций, позволяющих воспринимать и продуктивно перерабатывать социально значимую информацию. В процессе занятий происходит формирование положительной мотивации к познавательной деятельности, развитие интеллектуальных способностей, самообразование, повышение степени адаптации к изменившимся условиям проживания, а также систематизирование навыков культуры сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Программа может быть использована педагогами-психологами общеобразовательных учреждений, школ VII вида, частично классными руководителями, воспитателями.
-
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста "Умники и умницы" 2007
Программа коррекционно-развивающих занятий "Умники и умницы" предназначена для детей дошкольного возраста, имеющих незначительные отклонения в психологическом развитии и испытывающих специфические трудности в обучении.
-
Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста 2007
Авторы-составители создали комплекс логопедических программ, в которых отслеживается преемственность в диагностике, профилактике, коррекции речевых нарушений детей дошкольного, младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ, воспитывающихся в условиях детского дома-школы. Предназначен для организации работы по логокоррекции учителям-логопедам, преподавателям русского языка и литературы, учителям начальных классов, педагогам-психологам, воспитателям.
-
Интегрированный урок информатики и психологии по теме "Чувственное познание окружающего мира. Понятие как форма мышления" 2007
Решение логических задач - практическое искусство. Подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Для детей логические задачи лучше наглядно представить в виде чертежа, рисунка, схемы и т.д. Это облегчает решение, делает его более убедительным и доказательным. Интеграция различных знаний может стать связующим звеном в межпредметной ситуации, которая осмысливается учащимися на уровне обобщения и абстрагирования и реализуется через анализ причинно-следственных связей, посредством теоретического мышления.
-
Комплекс средств психологического сопровождения учащихся в период ранней профильной подготовки 2007
Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что в процессе создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
-
Преемственность дошкольного и начального образования 2007
Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования.
-
Деятельность психолого-социально-педагогической службы МОУ "СОШ № 51 с углублённым изучением отдельных предметов" 2007
Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, кризисные явления в обществе, природе, в семье - эти и многие другие факторы повышают "температуру" общества. Вероятно, наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума, педагоги, подрастающее поколение и их родители больше других нуждаются в поддержке психолога, социального педагога, логопеда.
-
Тренинг "Терпимость - мудрость души" 2007
Работа в тренинге строится на принципах толерантности. Участники знакомятся с понятием "толерантность", "толерантная личность". Создаются условия для осознания многообразия проявлений личности каждого; самопознания, приобретения опыта позитивного общения; повышения самооценки через получение позитивной обратной связи от группы; приобретение опыта совместной деятельности.