Оптимизация учебного процесса с помощью игры

Разделы: Математика


Каждому учителю следует помнить аксиому: главное условие развития учащихся – активная умственная деятельность, которая зависит в большой степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному методу обучения и воспитания, который позволяет раскрыть увлекательные стороны математики.

Игры на уроках математики создаются при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство стимулирования учащихся к математической деятельности. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к учебному материалу, повышает работоспособность, чувство ответственности за результаты деятельности коллектива и самого ученика.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок считается идеальным, с точки зрения дисциплины, если школьники внимательны, спокойны, в меру активны, занимаются только индивидуальной работой.

Совсем нет! Если общение учеников сделать целенаправленным, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль – вот важное условие такого результата при проведении урока-игры.

В чем же состоит специфика дидактической игры?

Ее основными структурными компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование и результаты. Все структурные компоненты взаимосвязаны, и отсутствие основных из них разрушает игру, а значит урок.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Например, при усвоении новых знаний возможности дидактической игры значительно уступают другим формам обучения, поэтому игру лучше применять при формировании умений, выработке навыков, проверке результатов обучения.

Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Как известно, играют не только дети, но и взрослые. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, имитируются роли в практической жизни.

И наконец, несколько слов о рефлексии и самоконтроле в процессе деятельности. Игровая технология дает возможность учащемуся самому отслеживать свои результаты и оценивать их. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Во время игры не ставятся «двойки». Если знания ученика ниже требуемых, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно.

Процессы рефлексии и самооценивания включаются с помощью рабочей карты урока и точных критериев оценки и самооценки выполненной работы. В конце занятия обязательно проводится итоговая рефлексия.

Урок-игра «Ключи от форта Боярд» по теме «Смешанные числа».

Цель: самостоятельная проверка учащимися уровня своей подготовки по заданной теме.

Задачи урока:

-развивать математические способности, сообразительность, логическое мышление;
-развивать и укреплять интерес к математике;
-развивать коммуникативные возможности учащихся;
-воспитывать чувство лидерства, ответственности.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Сегодня мы играем в одну из телевизионных игр, которую вы все знаете – это игра «Ключи от форта Боярд».
Участники игры – команда «Неправильные дроби», команда «Правильные дроби», команда «Смешанные числа».
Команды пройдут 7 испытаний, в которых надо проявить все свои знания в изучаемой теме.
За каждый успешно и быстро пройденный этап команды – победители получают ключи. Чья команда за время игры наберёт больше всех ключей – та и будет победителем всей игры.
За каждое выполненное задание участники игры оценивают себя по 5-бальной системе. В результате получают 7 оценок (на полях рабочей тетради).

I ЭТАП. «ГОТОВЫ ЛИ МЫ ПОЛУЧИТЬ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ?»

Вопросы учителя командам (по 2 вопроса каждой). Победителем является та команда, которая полнее и быстрее всех ответит на все вопросы.

  • Объясните название вашей команды.

  • Что значит сократить дробь?

  • Как из неправильной дроби выделить целую часть?

  • Как смешанное число перевести в неправильную дробь?

  • Как сложить два смешанных числа?

  • Как вычесть одно смешанное число из другого?

  • Что показывает знаменатель смешанной дроби?

Оцените каждый сам себя по принципу:

- Я знал ответы на все вопросы – «5»

- Я не знал ответы на 1-2 вопроса – «4»

- Я забыл ответы на половину вопросов – «3»

- Ничего не помню – «2»

II ЭТАП. «КРУГОВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»

На одном листе бумаги нужно перевести смешанное число в неправильную дробь. На другом – из неправильной дроби выделить целую часть. Задание выполнять на этом листе, по очереди передавая его другому ученику. Победит та команда, которая правильно и быстрее всех выполнит это задание. ''Рис.3''

III ЭТАП. «МЫ ПОПАДАЕМ В ЛАБИРИНТ С ЛОВУШКАМИ»

Чтобы не попасть в ловушки, производим расчет. Работаем в парах, взаимопомощь допускается. За этот этап ставим самооценку.

IV ЭТАП. «ПОПАДАЕМ В ТИР»

Нужно метнуть дротик, попасть в один из секторов мишени и получить задачу. Дротик метает один из членов команды, задачу решает вся команда (в рабочей тетради). Победителем этого этапа будет самая быстрая команда с верным решением. Решение задачи озвучивают устно. Оценивает себя каждый сам.

V ЭТАП. «РАЗГАДКА СЛОВ»

Необходимо в тетради изобразить координатный луч с единичным отрезком 12 клеток («Неправильные дроби»), 8 клеток («Правильные дроби»), 10 клеток («Смешанные числа»). Укажите на координатном луче точки (задание на доске).

Победит та команда, которая первая расшифрует слово. (Ответы: процент, циркуль, Пифагор). Проставьте оценки в тетради.

VI ЭТАП. «МЫ ПОПАДАЕМ В ГОСТИ К МУДРЕЦУ»

Древнегреческий ученый Пифагор был не только великим математиком, но и замечательным педагогом. На острове Самос он создал школу, где обучал своих учеников математике, логике, риторике, философии, искусству, таинствам природы.
Итак, задача о школе Пифагора.

Тиран острова Самос Поликрит однажды на пиру спросил у Пифагора, сколько у него учеников.
- Охотно скажу тебе, о Поликрит, - отвечал Пифагор, - Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть – исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним еще трех девушек. Столько учеников я веду к рождению вечной истины.

Сколько учеников было у Пифагора?

VII ЭТАП. «МЫ В КЛЕТКЕ С ТИГРАМИ»

Для того, чтобы достать из клетки ключ, командам надо решить уравнения.

ПОДВОДИМ ИТОГИ:

1. Определяем команду победителей;

2. Оцениваем себя таким образом: сумму баллов запишем в числитель дроби, в знаменатель – число этапов (7). Выделим целую часть и округлим дробь до ближайшего натурального числа. Это оценка.

АЗАРТНАЯ ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АУКЦИОН»

(по программе углубленного изучения математики в 9 классе автора Виленкина Н. Я.)

Математический аукцион – это урок-соревнование, который заслуженно можно назвать азартной игрой. Его можно проводить как в форме   личного состязания, так и в форме командного.

Данный урок проведен в форме групповой работы.

Тема урока зашифрована в анаграмме «ОРИМЯТОРИНЕГТ», которую учащиеся определяют без труда – «Тригонометрия», т.е. тригонометрические функции, их свойства, тригонометрические преобразования.

На уроке 4 команды. В начале урока учитель на правах ведущего аукцион объявляет правила игры. Суть их в следующем:

1. Каждая команда получает одинаковое количество денежных единиц (они могут быть названы по-разному: «кошки», «мышки», «слоники» и т.д.)
2. Каждой команде выдается список девяти заданий, каждое из которых – это лот 1, лот 2 и т.д. Лот 9 – призовой, за который взявшая его команда получает весь банк аукциона. Понятно, что это наиболее сложное задание.
3. Каждый лот имеет первоначальную стоимость, в зависимости от сложности задания. Во время торгов цена может повышаться.
4. Если задание не выполнено, то внесённое в банк «сумма» возвращается обратно команде.
5. Побеждает та команда, которая вносит в банк аукциона наибольшее количество денежных единиц, тем самым оставляя «на руках» наименьшую сумму.
6. Во время озвучивания решенные задания каждый участник аукциона имеет право на помощь в виде подсказки. Если помощь осуществляет собственная команда, штраф – из банка аукциона. Если подсказку делает команда соперников, штраф – из фонда соперников в фонд тех, кому помогают.
7. После озвучивания всех лотов каждой команде необходимо подсчитать оставшиеся денежные единицы.
8. Во время розыгрыша призового лота торг не уместен.

Когда команды изучают список восьми заданий, они оценивают свои интеллектуальные возможности. Можно взять лот «подешевле» и справиться с заданием, но соперники в таком случае могут внести в банк аукциона большую сумму денежных единиц, выкупив после торгов «дорогое» задание!

Можно претендовать на «дорогой» лот, но с заданием не справиться. Риск. После продажи лотов время на решение для всех команд одинаковое. Затем представитель команды озвучивает у доски решение. В это время все ученики внимательно следят за ходом решения и при малейшей заминке вносят дополнение или подсказку. Азарт игры!

Итак, торги прошли, все лоты озвучены, команды считают оставшиеся ден. единицы. Определяется команда, победившая в аукционе.

Наступило время призового девятого лота. Вероятнее всего, что его выкупит команда, уверенная в своих математических способностях. Чтобы не задеть самолюбие остальных, им можно дать дополнительный шанс в виде сложных заданий. Справились - хорошо. Прослушав версию решения призового лота, подводим итог.

Ученики сами проставляют себе оценки в рабочей карте урока:

Ф.И.О.

Самооценка

Оценка группы

Итог

               

На уроке-игре «плохих» оценок не бывает, так как все ученики включены в работу.

Последнее слово за учителем-ведущим аукциона. Педагог должен очень умело подвести итог, чтобы не ущемить самолюбие проигравших, так как азарт повышает математический интерес у всех учащихся, независимо от уровня подготовки.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ - АУКЦИОНУ

Лот 1 (20 ден. ед.)

Задание.

Дать определение функции и перечислить ее свойства:

1. y = sin x
2. y = cos x
3. y = tg x
4. y = ctg x

Лот 2 (50 ден. ед.)

Задание.

Решить неравенство:

x2 + x (cos2+cos3) + cos2cos3 < 0

Указать какое-нибудь рациональное число, ему не удовлетворяющее.

Лот 3 (100 ден. ед.)

Задание.

Числа sin5o; 0,5cos25o; sin55o составляют арифметическую прогрессию. Докажите это утверждение.

Лот 4 (80 ден. ед.)

Задание.

Вычислить:  tg4 + ctg4, если tg – ctg = a

Лот 5 (200 ден. ед.)

Задание.

Зная, что А, В, С – внутренние углы некоторого треугольника, докажите справедливость равенства:

sin4A + sin4B + sin4C = - 4sin2A · sin2B · sin2C

Лот 6 (180 ден. ед.)

Задание.

Докажите справедливость равенства:

sin 10o · sin 30o · sin 50o · sin 70o=1/16

Лот 7 (120 ден. ед.)

Задание.

Вычислить:

Лот 8 (150 ден. ед.)

Задание.

Упростить выражение:

Лот 9 (призовой)

Задание.

Найти наименьшее целое значение выражения:

cos 2x + 24sin2(х/2)+ 4,59

Подводя итог, хочу сказать, что урок-игра уникален по своей сути так как дает положительный заряд не только ученикам, но и учителю. Поверьте, азарт в обучении и учении – огромный стимул в двуедином учебном процессе. В игре выражают себя все принципы дидактических технологий: принцип свободного выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи. Играйте на уроках, так как «вся наша жизнь – игра!»