Развитие ценностных отношений как основы профессионального поведения будущего учителя

Разделы: Внеклассная работа


СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ "УЧИТЕЛЬ – НОСИТЕЛЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЗДАТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ".

Цель: формирование социально–ценных мотивов педагогической деятельности.

Задачи:

1. Показать образец выполнения профессионального и гражданского долга на примере жизни и педагогической деятельности педагога–гуманиста Я. Корчака.
2. Создать условия для осознания высокой миссии учителя в решении современных задач образования.
3. Показать смысл профессионально значимого качества учителя – любви к детям.
4. Выработать у студентов установки на формирование гуманистической педагогической позиции и потребности в самосовершенствовании.

Многие люди пытали ответить на вопрос: “Какова социальная роль учителя?”. Мы тоже попробуем это сделать.

1–й ведущий. Предлагаем вам пролистать календарь жизни обычного человека Генрика Гольдшмита – педагога и врача, писателя и философа. Больше всего на свете любившего жизнь во всех ее проявлениях.

ИНСЦЕНИРОВКА ФРАГМЕНТА ПОВЕСТИ ЯНУША КОРЧАКА

Фонограмма (скрипка, пение птиц).

1–й ведущий. А может, нам не возвращаться в Варшаву? Может, построимся парами, поднимем флажки и с пением двинемся дальше.

2–й ведущий. Куда?

1–й ведущий. К солнцу. Правда, долго надо будет идти.

2–й ведущий. Ну, а что нам мешает? Спать будем в поле, а на жизнь заработаем. В одной деревне Гешель поиграет на скрипке – и нам дадут молока. В другой деревне Ойзер почитает стихи или Арон расскажет интересную сказку – и дадут нам хлеба.

1–й ведущий. Где–нибудь в другом месте снова что–нибудь споем или в поле работать поможем. Для хромого Вайнрауха смастерим коляску из досок и, когда он устанет, повезем его.

1–й и 2–й ведущие (вместе). Мы будем идти так все дальше и дальше.

1–й ведущий. Ну а что потом?

Высвечивается портрет Я. Корчака.

“Голос” Корчака. Внезапно прозвенел звонок на последний урок, и сказка осталась недосказанной.

Фонограмма (скрипка, пение птиц).

2–й ведущий. Как у любого человека, у Генрика все началось с семьи.

1–й ведущий. Семья Гольдшмитов ничем не отличалась от других зажиточных семей того времени. Адвокат Юзеф Гольдшмит, его жена Цецилия, дети – Генрик и Анна, бабушка и няня Марья. Гольдшмиты были радушны и по–польски гостеприимны. Это отражалось не только во внешнем образе их жизни, но и во взглядах: они были достаточно демократичны.

Однако пани Цецилия держала себя холодно с бедными людьми, хотя и сочувствовала им. Она хотела сделать из сына благовоспитанного джентльмена, умеющего держать себя в обществе. Домом управляла мать. Она была против того, чтобы Генрик играл с детьми дворника.

Страницы дневника Януша Корчака

Голос. Мама замечала: “У этого парня нет гордости. Ему все равно, что он ест, как одевается, с кем играет: с детьми своего круга или какого–то сторожа”.

А я мечтал о перестройке мира. Ни более ни менее – только выбросить все деньги. Как и куда их выбросить и что потом без них делать, я конечно, не знал, и не следует за это меня осуждать. Мне тогда было 5 лет. А вопрос был трудный: что надо сделать, чтобы не было грязных, оборванных и голодных детей, с которыми мне запрещали играть. Когда мне было 15 лет, я читал запоем. Меня охватила страсть к книгам. Я много говорил с людьми: со сверстниками и более старшими, взрослыми. В саксонском саду у меня были пожилые собеседники. Мной восхищались: “Философ!”

Показ фотографии “Корчак в детстве”.

2–й ведущий. Когда Генрику было 11 лет, отец тяжело заболел. Пришлось продать все, чтобы жить. Кончилось счастливое беззаботное детство. Смерть отца тяжким бременем легла на плечи мальчика: ему пришлось заботиться о содержании семьи. Он учился и вел уроки в богатых семьях.

Писать Генрик начал рано. Он писал тайком и на уроках в школе. Однажды учитель заметил это и громко объявил классу: “Гольдшмиту не хватает времени учиться. Он предпочитает писать в газетенки по 2 копейки за строчку”.

Однажды написал драму “Каким путем?”, представил ее на литературный конкурс, подписав псевдонимом Януш Корчак. Автору неожиданно присудили литературную премию. Так появился псевдоним, известный теперь всему миру.

Фонограмма “Red Not”.

1–й ведущий. Хроника жизни:

1905 г. – окончил медицинский факультет Варшавского университета

1905–1913 гг. – работа в детской больнице, активная общественная и литературная деятельность. Работа в детских колониях.

1911 г. – директор Дома Сирот в Варшаве.

Показ фотографии “Детский дом имени Януша Корчака в здании бывшего Дома Сирот в Варшаве”.

2–й ведущий. Когда вода подмывает скалу, которая нависла над ущельем, то достаточно одного толчка, чтобы скала сорвалась вниз. Когда в человеке зреет чувство, которое ищет выхода наружу, то простая случайность может изменить всю его жизнь. Так произошло и с Корчаком.

1–й студент – участник конференции зачитывает рассказ о том, как Корчак стал директором Дома Сирот (воспоминания Стефании Вильчинской по книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак”).

Показ фотографии Стефании Вильчинской.

Фонограмма “Winter”.

1–й ведущий. Корчак создал свою педагогическую концепцию:

1. Цель воспитания: полное свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

2. Ребенок – субъект воспитания: “воспитания без участия в нем самого ребенка не существует”.

3. Диалог – основа воспитательной системы.

Страницы дневника Януша Корчака

Голос. Что мы знаем о детях? Почти ничего или очень мало. Каждый человек начинается с детства. Нельзя забывать об этом. Много можно говорить об интеллекте ребенка. Быть ребенком – это все равно, что сыграть сразу сто ролей, а это не под силу и талантливому актеру. Один и тот же ребенок бывает каждый раз иным. Это зависит от того, кто с ним рядом находится: мать, отец, бабушка, дедушка, строгий или менее строгий учитель, родственники. В праздничной одежде он не такой, как в обыденной. Иной на улице, иной в парке, иной в школе. Он умеет затаиться, изводить нас своими капризами, пользоваться нашими слабостями. Он наивный и хитрый, послушный и упрямый, добрый и злой, рассеянный и наблюдательный, настойчивый и уступчивый. Ребенок – это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта. Ребенок всегда умеет извлечь пользу. В этом смысле взрослый бывает ребенком, а ребенок – взрослым.

Выступление 2–го студента – участника конференции

“Слово о деревне” (по книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак”).

3–й студент – участник. Педагогическое требование Я. Корчак заменил помощью в осознании ошибочного поведения и оказанием педагогической поддержки.

Выступление 3–го студента “Сказка о кроватях”

(по книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак).

Страницы дневника Януша Корчака

Голос. Каждый ребенок – это явление, а педагогика иногда слишком просто решает задачи воспитания. Нельзя представить жизнь как сборник задач, где ответ один, а способов решения самое большее два. Воспитатель, который питает иллюзии, что имеет дело с миром откровенно чистых и нежных детских душ, расположение и доверие которыых легко снискать, вскоре горько разочаруется.

Многие сетуют на детей, что они не оправдали их доверия. Среди детей столько же злых людей, сколько и среди взрослых, только дети пока не имеют возможности проявить себя. Интернат для сирот – это клиника, где встречаются самые разные недуги тела и души при слабом противодействии самого организма, когда наследственность болезни мешает выздоровлению. А если интернат не станет морально–нравственной лечебницей, то станет очагом заразы. Только тогда возможно начать плановую воспитательную работу, когда мы осознаем все воспитательные возможности самого коллектива. Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка… Можно только будить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя.

Выступление 4–го студента – участника конференции “Средство перевоспитания – детский суд чести” (по книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак).

2–й ведущий. Януш Корчак заменил детям отца и мать. Он создал большую детскую семью. В 1939 году у него было более 100 детей и несколько талантливых воспитанников. Это была детская республика со своими органами самоуправления, где воспитание было средством познания ребенка, а жизнь – как путь к познанию и пониманию.

Страницы дневника Януша Корчака

Голос. Благодаря теории я знаю, благодаря практике – чувствую. Теория обогащает интеллект, практика эмоционально окрашивает чувства, закаляет волю… Ребенок – это мотылек над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему надо помочь, чтобы у него отрасли крепкие, упругие крылья.

Фонограмма “Red Not”.

1–й ведущий. Хроника жизни, или “Первая и последняя любовь – жизнь”:

1914 год – первая мировая война, фронт. Написана всемирная известная книга “Как любить детей”.

Между мировыми войнами – руководство приютами “Дом Сирот” и “Наш дом”, преподавал в институте специальность “Педагогика”. Редактировал детскую газету “Малый обзор”. Выступал с беседами по радио.

В период гитлеровской оккупации пытался сохранить Дом Сирот, который в конце 1940 года был перемещен на территорию варшавского гетто.

Фонограмма “Red Not”.

2–й ведущий. Треблинка – в древности место принесения жертв языческому божеству огня. Здесь находилось капище, кумирня славян–огнепоклонников. Отсюда и слово “теребити” – очищать, отделять негодное, но уже не связанное с огнем. Здесь гитлеровцы воздвигли свое “капище” огня, только теперь огонь кормили людьми.

1–й ведущий. Немцы любили точность и порядок во всем. Душ с циклоном работал безотказно.

От вагонов до газовых камер было 10 минут.

За 10 минут “Улицу в небо” проходили мужчины, за 15 минут – женщины. Пять минут уходило на стрижку волос у платформы.

2–й ведущий. Корчак ничего не знал о Треблинке, надеялся, что дети там будут трудиться и выживут.

В гетто был страшный голод, а Корчак, отощавший, ослабевший, едва волочивший ноги, отдавал свой скромный паек то детям, то больным, которых прятал в Доме Сирот. Несмотря на слабость и болезнь Корчак решил идти вместе с детьми, чтобы защищать их в пути. У них не было никого кроме доктора Корчака, их воспитателя, и он любил их отеческой любовью. Чувствовал: смерти не избежит, а разлучаться со своими питомцами не захотел, все еще надеясь, что сможет помочь им.

Фонограмма “Storm”.

5 августа 1942 года. Этот день был ужасный. Он поглотил много жертв. Около 15 тысяч человек гитлеровцы вывели на Умшлагплац (Умшлагплац – это “площадь сортировки”, здесь отбирали кого куда. Двуногий рабочий скот подлежал селекции: здоровых отправляли на тяжелые работы, слабых – в лагерь смерти). Вывели также 200 детей из Дома Сирот.

Это не было шествие к вагонам, это была немая демонстрация протеста против гитлеровского бандитизма. Невиданное до этого времени шествие.

Показ памятника Янушу Корчаку в Варшаве.

1–й ведущий. Все дети были построены четверками, взявшись за руки. Впереди воспитатель нес зеленое знамя. Зеленый был цветом жизни и надежды. Во главе шествия шел Корчак, его глаза были обращены к небу, двоих детей держал за руки. Другую колонну вела Стефания Вильчинская, третью – Бронятовская, у ее детей были голубые ранцы.

“Это были лучшие дети Варшавы, которые бросали гитлеровским варварам свое презрение”, – так вспоминал свидетель последнего пути Я. Корчака и детей Нахум Рембо.

2–й ведущий. В душном скотском вагоне, а может, когда шли “Улицей в небо”, он и поведал детям конец сказки о путешествии к солнцу, уверяя, что треблинская дорога ведет в деревню, в зеленую страну, полную птиц и солнца.

Фонограмма “Storm”.

Японское двустишие Иро Кондо:

Плачь, ветер!

В Треблинке убили детей.

1–й ведущий. Дети и их воспитатели, миллионы других людей по разному вошли в бессмертие.

2000–й год – 55–летие великой Победы!

Но как объяснить: Прибалтика, Латвия: санкционированное шествие латышских легионеров, дававших присягу Гитлеру, а значит, выполнявших планы Гитлера по истреблению людей, суд над героем–партизаном?!

Люди! Сколько нас? Разные мы!

Все достойны любви и жизни.

Корчак первым поставил эту проблему перед человечеством.

“Голос” Корчака. Любовь к человеку отвергает всякое насилие над человеком. Никакое насилие не совершается во имя любви. Только любовь изменит мир, сделает его добрым и разумным.

Преподаватель. Бесконечная тема актуальна на рубеже ХХ–ХI вв. Российский идеал человека XXI века воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие личности. Такой человек ориентирован на сотрудничество, он не сможет совершить деструктивные действия и не дает себя вовлечь в разрушительную деятельность. Это означает реализацию в образовательно–воспитательном процессе следующих задач:

Формирование безопасной личности.

Личности, открытой к диалогу, “трепетно относящейся к слову”.

Воспитание гражданина.

Эти стратегические цели и задачи реализуют учителя в своей практической деятельности рядом с нами в школе, возраст которой перешел 100–летний рубеж.

Выступление учителей базовой школы по проблеме “Учитель – творец личности учащихся”.

Студенты зачитывают варианты сочинений по темам: “Требования к личности современного учителя”, “Почему я выбрал(а) профессию учителя”.

Проект решения конференции

2–й ведущий. Предлагаю принять в качестве одного из вариантов педагогического аналога клятвы Гиппократа – клятву педагога–гуманиста:

Уважайте в ученике Человека, личность.

Относитесь к другим так же, как Вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

Постоянно саморазвивайтесь и самосовершенствуйтесь, ибо известно, что тот, кто не учится, сам не может развивать вкус к учению у других.

Сообщайте ученикам знания так, чтобы они хотели и могли их освоить, были готовы использовать их в любой ситуации. Цель обучения ребенка состоит не столько в том, чтобы сообщить ему определенный объем знаний, сформировать умения и навыки, сколько в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше самостоятельно, без помощи учителя.

В добрый путь, дорогие будущие учителя!

Рефлексия

Для подведения итогов конференции применяется метод “пяти пальцев”, который ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

М (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный палец) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем “услужил”, порадовал или “поспособствовал”?

Б (большой палец) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

Литературные источники

1. Кочнов В.Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Школа–Пресс, 1998.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
5. Матянин О.П. Антология гуманной педагогики: Корчак. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 1998.

Фонограммы

Аудиокассета “Vanessa Mae”, 1999. EMI Records Ltd.

  1. “Storm” (original ar. Vanessa Mae / Hill).
  2. “Red Not” (Wherry / Vanessa Mae).
  3. “Winter” (Vivaldi ar. Vanessa Mae / Pamela Nicolson).

Фотографии

В книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак: Книга для учителя” (М.: Просвещение, 1991. – С. 160):

“Корчак в детстве”, “Детский дои имени Януша Корчака в здании бывшего Дома Сирот в Варшаве”, “Стефания Вильчинская”, “Памятник Янушу Корчаку в Варшаве”.

Опережающие задания студентам – участникам конференции:

1. Написать сочинения по темам: “Требования к личности современного учителя”, “Почему я выбрал(а) профессию учителя?”.

2. Подготовить выступления по книге Кочнова В.Ф. “Януш Корчак” по теме “Азбука воспитательной работы педагога Я. Корчака”:

1) “Слово о деревне” (С. 57–61);

2) “Сказка о кроватях” (С. 61–68);

3) “Детский суд чести” (С. 78–104);

4) “Рассказ о том, как Корчак стал директором Дома Сирот (воспоминания С. Вильчинской)” (С. 55–56).

3. Сделать библиографическую справку по теме “Искание и педагогическое творчество Я. Корчака”.

Учителям начальных классов базовой школы:

Подготовить выступление по проблеме “Учитель – творец личности учащихся” (на основе обобщения своего опыта работы).