Урок русского языка во 2-м классе "Слова с разделительным мягким знаком"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление.

Цель: развивать умение правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Задачи:

  • Образовательные: развивать умение сравнивать языковые факты; сопоставлять мягкий разделительный знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных, уточнить знания о разделительном мягком знаке.
  • Развивающие: развивать внимание, зрительную память и орфографическую зоркость.
  • Воспитательныя: воспитывать доброе отношение к природе, к птицам.

Оборудование:

  • учебник Рамзаева Т. Г. / Русский язык, 2 класс.– М.:Дрофа, 2002 ;
  • толковый словарь;
  • девочки Снежинка и Пушинка;
  • снежки с гласными буквами для игры “Попади в цель”;
  • зашифрованное слово “снегирь”;
  • силуэты кормушек и слова-дощечки на магнитах.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности рабочего места.
  • Настрой на урок русского языка.

– Ребята, нас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам русского языка и друг к другу. Вместе мы раскроем многие секреты.

Оформление доски:

  • Классная работа.
  • Доброе утро, русский язык!

Дежурный ученик комментирует запись, отмечает на доске орфограммы (Оформление предложений: знаки в конце и в середине предложения; безударные гласные, двойные согласные, парный согласный на конце).

2. Минутка чистописания.

– К нам в гости пожаловали подружки Снежинка и …Пушинка (дети должны подобрать рифму к слову “Снежинка”, чтобы узнать, как зовут другую девочку). Снежинка любит рисовать слова-узоры Рис.1.

Рис. 1

Рис. 1

– Посмотрите на этот узор, подумайте, прочитайте слово. (Молодцы.)

– Объясните, что надо было сделать, чтобы прочитать слово.

– Какую букву мы будем писать, в чем её секрет? (Буква ь, не обозначает звука.)

– Рассмотрите верхний узор с этой буквой, подберите слова, где встретим –ль-, -нь-. (Мальчик, крыльцо, деньки, окуньки, …)

– Рассмотрите нижний узор, подберите слова, в написании которых встречается мягкий знак 2 раза. (Сельдь, женьшень,…)

Комментирование и запись узоров.

– Как вы думаете, какое любимое время года у подружек. (Зима.)

– А вам нравится это время года, почему? (Ответы детей.)

3. Работа над словами для запоминания.

– Весело играть с друзьями зимой в снежки. Вот и Пушинка предлагает вам игру “Попади в цель”: Цель – это слово из группы “Зима”, а снежки – безударные проверяемые и непроверяемые гласные.

Запись на доске:

З__ма

П__года

Вет__р

Сев__р

М__роз

Хол__д

К__ток

К__ньки

Ин__й

– Назовите слово, где звуков меньше, чем букв. (Коньки)

– Объясните, почему в этом слове звуков меньше, чем букв. (Ответы детей).

– Составьте предложение с этим словом, запишите его.

– Почитайте слова еще раз, выберите и запишите 5 слов из данной группы.

4. Письмо по памяти.

– Зима веселое время года, но кому-то она доставляет много забот и хлопот.

Открывается текст для письма по памяти, записанный на доске:

Трудно птицам зимовать.
Надо птицам помогать.

  • Чтение. Запоминание. Проговаривание по памяти.
  • Поиск орфограмм.
  • Орфографическое чтение. Орфографическое проговаривание по памяти.
  • Запись по памяти, обозначение орфограмм..
  • Взаимопроверка.

5. Физкультминутка.

– Почему птицам трудно зимовать? Как вы можете им помочь? (Ответы детей)

– Когда птицам холодно, они взъерошивают, поднимают перья – хохлятся. Нахохлиться – взъерошить, поднять перья. Попробуйте изобразить такую птицу.

Дети изображают нахохлившуюся птицу.

6. Работа над пройденным материалом.

– Подумайте, расшифруйте, какая птица прилетела к нам за помощью. (Снегирь) Рис.2

Рис. 2

Рис. 2

Дети делают звуко-буквенный анализ слова “снегирь”, ставят ударение, определяют количество слогов, звуков, букв. Объясняют, почему в слове звуков меньше, чем букв.

– Снегирь передает вам просьбу птиц, которые зимуют в наших городских парках. Построить из этих слов-дощечек на магнитной доске кормушки. Для левой кормушки нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а для правой слова с ь – разделительным. Рис. 3.

Рис. 3

Рис. 3

Вьюга, хлопья, пальто, печенье, апельсин, братья, скользко, гроздья, играть, перья, учитель, жилье, тетрадь, пьеса, окуньки, резьба.

Дети по очереди выходят к доске и располагают слова-дощечки в силуэтах кормушек.

– Внимательно прочитайте слова, из которых построили левую кормушку, объясните, где и когда пишется Ь – показатель мягкости. (Ответы детей)

– Внимательно прочитайте слова, из которых построили правую кормушку, объясните, где и когда пишется Ь – разделительный. (Ответы детей)

Обобщение результатов наблюдения. По ответам детей с помощью готовых карточек заполняется следующая таблица на магнитной доске.

Ь – показатель мягкости Ь – разделительный
1. Пишется на конце и в середине слова. 1. Пишется в середине.
2. После согласного. 2. После согласного.
3. Перед согласным. 3. Перед гласными Я Ё Е Ю И, когда слышится звук [Й]

– Ребята, вы быстро и правильно сделали это задание. Снегирь благодарит вас за кормушки.

Чтение правила на странице учебника 106, подбор своих примеров.

7. Физкультминутка.

– Пушинка предлагает вам поиграть: перекидываем воображаемую пушинку с одной руки на другую. Следим глазами за её движением.

Игра проводится стоя.

– Какого цвета у тебя пушинка?

8. Закрепление пройденного материала.

Выполнение упражнения 204 (письменно).

Ученик читает задание к упражнению, учащиеся по цепочке читают слова к данному упражнению. Выясняется, уточняется значение непонятных слов по толковому словарю.

вьюга – снежная буря, сильный ветер со снегом.

крольчатник – помещение для кроликов.

Дети выполняют упражнение.

– Снежинке интересно узнать, какие слова вы записали в левый столбик. (Ученик читает, остальные проверяют запись в тетрадях)

– Пушинке интересно узнать, какие слова вы записали в правый столбик. (Ученик читает, остальные проверяют запись в тетрадях.)

– Допишите по два слова в каждый столбик.

– Какое правило надо знать, чтобы выполнить задание упражнения 204. (2-3 ученика рассказывают правило.)

Работа с деформированным текстом (устно).

– Прочитайте написанный на доске текст, дополняя его словами с разделительным мягким знаком, используйте слова для справок.

_________ был мороз. утром _______ и __________ увидели на стекле красивые узоры. Они были точь-в-точь, как узоры на __________ у мамы.

Слова для справок: днем, ночью, ольга, софья, дарья, игорь, илья, пальто, платье.

Дети читают варианты своих текстов.

– Снежинке и Пушинке понравилось, как вы справились с этим заданием.

9. Домашнее задание.

– Дома надо выполнить упражнение 206.

10. Подведение итогов.

– Что мы делали сегодня на уроке?

– Что вам понравилось делать?

– Над каким правилом мы сегодня работали?

– Сегодня мы раскрыли ещё один секрет русского языка. Снежинка и Пушинка говорят вам “до свидания” и надеются, что скоро снова увидят таких умных и внимательных учеников.