Урок математики в 4-м классе начальной школы по теме: "Письменный прием деления четырехзначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Дидактическая - научить детей письменному приему деления четырехзначного числа на однозначное.
Психологическая - формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать.
Воспитательная - воспитывать умение внимательно слушать выступления товарищей, культуру устной речи.

I. Установление психологического комфорта.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Андреевна. Я работаю в школе № 2 и учу таких же, как вы четвероклассников. А сейчас мы вместе проведем урок математики.
- Ребята, когда я шла в вашу школу, я встретила почтальона Печкина. Он передал вам письмо. Только я не поняла от кого оно. Вместо обратного адреса, написана загадка.

Кто ни в жару
Ни стужу
Не снимает шубу. (Коза.)

Давайте прочитаем письмо.
- Здравствуйте, ребята! Пишет вам мама семерых козлят, Коза. Вот уже и Новый год наступил. Вы знаете, это наступил мой год, год Козы. А порадоваться этому я не могу, т.к. Волк забрал моих козляток и говорит, что отпустит их, если вы, ребята, выполните его задания. Помогите мне, пожалуйста! (В письме "фото" Козы и задания для ребят)
- Поможем ей, ребята?

II. Актуализация знаний.

Итак, I задание.

Назовите сумму чисел:

300 + 60 + 2 =
900 + 70 + 5 =
8000 + 400 + 30 + 5 =
362
975
8435

II задание

Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

67 =
701=
384 =
4517 =

III задание

Сколько всего десятков в числе?

327? 1980?

Сколько всего сотен в числе?

4281? 9824?

III. Постановка учебной задачи.

Решите задачу. (Задача записана на доске.)

- Молча, одними глазами прочитайте задачу и самостоятельно решите ее тетради. Но сначала запишем число.
На склад привезли 680 кг картофеля и развезли в 2 магазина поровну. Сколько кг. картофеля отвезли в каждый магазин?
(Задача проверяется. Учитель заменяет число 680 на 7336 )
- Можете ли вы теперь решить эту задачу?
- Почему? (Мы не умеем делить четырехзначное число)
- Значит, чему надо научиться, чтобы решить такую задачу?

Цель: научиться делить четырехзначное число на однозначное всеми детьми класса. (Цель записана на доске)

IV. Выравнивание знаний.

- Вспомним, что, мы уже умеем делить и какие свойства деления знаем. Но сначала скажите, что значит разделить одно число на другое?

1)

а : в = с
24 : 6 = 4
с х в = а
4 х 6 = 24

2) 0 : а = 0

3) в : 1= в

4) с : с = 1

5) 56 : 4 =

6) 500 : 50 =
500 : 10 =
500 : 100 =

7) (320 + 80) : 4 = 320 : 4 + 80 : 4

8) 28 : 3 = 9/ост 1;  9 х 3 + 1=28

9) 972 : 4 =

V. Решение учебной задачи.

1) Работая в паре и, используя известные вам случаи деления и их свойств,  вычислите сколько кг. картофеля отправили в каждый магазин.
2) Самостоятельная работа (10 мин).
3) Обсуждение полученных результатов. (Дети выходят к доске.)
4) Нахождение общего способа решения. (Вывешивается таблица-алгоритм.)

- Который способ является общим способом?

7336 : 2 = 336 7336 : 2 = 306060 7336 : 2 = 3668

(Решение примеров записано столбиком.)

VI. Физкультминутка:

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать

VII. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.

- Что научились делать?
- Как научились?
- Для чего это нужно?
- Как разделить четырехзначное число на однозначное?
- Я что-нибудь говорила, т.е. я объяснила вам, как разделить четырехзначное число на однозначное?
- Я что-нибудь делала для этого? Вы сами вывели способ деления четырехзначного числа на однозначное.

VIII. Формирование навыка работы с общим способом. (Контрольно-оценочный этап)

Задание № 520, стр. 116

Подходит ли это упражнение нашей цели?
( 1 ученик решает у доски /за шторкой) 9522 : 6
( Проверить, оценить, довести работу до "5".)
По работе проверьте свою работу и оцените себя. Остальные примеры - самостоятельно:

8576 : 4 6985 : 5

IХ. Работа над пройденным материалом.

6 задание № 522, стр.117

к : (5+7) -цена
к : (5+7) 5 - стоим. 5 метров
к : (5+7) 7 - стоим. 7 метров

7 задание № 526, стр.118

Уровень А: № 521, 524
Уровень В: составить пример на деление 5-значного числа
Уровень С: составить пример на деление многозначного числа с нулями в делимом.

X. Итог урока. Чему научились на этом уроке?

XI. Итак, со всеми заданиями мы справились.

- Как вы думаете, помогли мы Козе?
- Думаю, да. И вот уже мы слышим их веселую песенку. Рады козлятки, рада их мама Коза и даже Волк веселится вместе с ними. ( Включается фонограмма песни из музыкальной сказки " Волк и семеро козлят на новый лад".)