Обобщающий урок по теме "Четырехугольники", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Четырехугольники”;
  • Развитие познавательного интереса, воображения, геометрической зоркости в творческой деятельности;
  • Воспитание аккуратности, товарищеской поддержки, интереса к оперированию геометрическими понятиями и образами.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование

  • Таблицы

простейшие фигуры,
многоугольники;

  • Карточки-задания на раскрашивание фигур;
  • Задание по аригами:

“Прыгающая лягушка”
“Кузнечик”;

  • Свободная таблица по теме “Четырехугольники”.

Ход урока

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам геометрия. Козьма Прутков сказал: “Глядя на мир, нельзя не удивляться”.

Сегодня очередной урок геометрии, чем он необычен? Сегодня урок обобщения и повторения темы “Четырехугольники”. На уроке мы повторим все геометрические фигуры, которые мы изучили в этой теме, их элементы, узнаем, какими сходствами и различиями они обладают. А работать будем по плану:

Первый этап. Простейшие геометрические фигуры;

Второй этап. Многоугольники;

Третий этап. Частный вид многоугольника;

Четвертый этап. Сходства и различия четырехугольника;

Пятый этап. Подведение итогов урока;

Шестой этап. Постановка домашнего задания.

Первый этап

Давайте вспомним все представленные фигуры на данной таблице “рис. 1” (задаю вопросы, ребята отвечают, подвожу итог). Все перечисленные геометрические фигуры называются простейшими, так как с их помощью можно составить очень много совершенно разных других геометрических фигур.

рис. 1

Рис. 1

Второй этап

Теперь обратим внимание на другую таблицу “рис. 2”.

Рис. 2

Рис. 2

Ответьте на вопросы:

  • Какие геометрические фигуры изображены на таблице?
  • Каким одним словом можно объединить эти геометрические фигуры?
  • Какая линия образует многоугольник?
  • Из каких простейших фигур они состоят?
  • Какие элементы многоугольника вы знаете?
  • Как называется линия, которая состоит из точек и отрезков?
  • Чем она является для многоугольника?
  • Что определяет на плоскости замкнутая линия?
  • Длина этой “границы” называется…
  • Периметр – это “измеряю вокруг” или…

Подвожу итог.

Для проверки ваших умений применять полученные знания, я предлагаю выполнить следующее задание:

Раскрасьте многоугольники, изображённые на рисунке “рис. 3” разными цветами. Треугольники – красным, четырёхугольники – синим, пятиугольники – зелёным, шестиугольники – жёлтым. Как называется многоугольник оставшийся незакрашенным?

Рис. 3

Рис. 3

Критерии оценки

  • быстро
  • правильно
  • аккуратно
  • обязательно ответить на вопрос задания.

За правильно выполненное задание вы получаете жетон.

Третий этап

Продолжаем урок: геометрия изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве. В том пространстве, в котором находимся мы с вами. Посмотрите вокруг себя, совершите путешествие от доски до окна. Остановите свой взгляд на окне “рис. 4” и ответьте на вопрос: из какого количества прямоугольников и квадратов оно составлено?

Рис. 4

Рис. 4

Подведем итог.

Очень важно смотреть, видеть и замечать различные особенности геометрических фигур и делать выводы.

А сколько четырехугольников на этой таблице “рис. 5”?

Рис. 5

Рис. 5

Путешествуя по улицам г. Троицка, его площадям, переулкам обращали ли вы внимание на здания?

Все здания строятся либо из кирпичей, либо из…

Кирпич к кирпичу и дом готов.

Так и геометрические фигуры могут быть составлены из других более мелких и простых фигур.

Четвертый этап

У вас на партах фигуры: прямоугольник и квадрат, разрежьте их и приготовьтесь выполнить следующие задания:

Сложите из полученных фигур прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапецию. Ответьте на вопрос: как называются все эти фигуры? Зарисуйте их в тетради.

Составляя фигуры из полученных треугольников по предложенному порядку, ответьте на вопросы и запишите результаты в сводную таблицу “рис. 6”.

Рис. 6

Рис. 6

Работать можно в паре или в группе по 4 человека.

Пятый этап

Подвожу итоги и оцениваю работу пар (групп), учитывая наличие жетонов в каждой паре (группе), полученных в ходе работы на уроке. Ребята получают оценки в виде геометрических фигур:

  • пятиугольник – “5”
  • четырехугольник – “4”
  • треугольник –“3”

Шестой этап

После подведения итогов и выставления оценок ребята получают домашнее задание:

Изготовьте по схеме “рис. 7” – девочки “прыгающую лягушку”, а мальчики – “кузнечика” по схеме “рис. 8”. Ответьте на вопрос: как называется вид искусства, которым вы будете заниматься дома? Расскажите об этом виде искусства. Проявите творчество и смекалку, представляя свое домашнее задание.

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Литература

1. Г. В. Дорофеев, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова и др. Математика 5 класс. М.: просвещение. 1994.

2. Газета “Математика” [Приложение к газете “Первое сентября”] № 6, 2000

3. Газета “Математика” [Приложение к газете “Первое сентября”] № 1, 13, 19, 21, 1997

4. И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганшиева, “Начальная геометрия”. – Смоленск: Русич, 1995.