Программа по ритмической гимнастике для 1 - 2-х классов

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Уже давно стало аксиомой каждому человеку жизненно необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Однако в последнее время процент здоровых детей резко снизился, а физическое развитие детей школьного возраста оставляет желать лучшего.
Ритмическая гимнастика открывает для этого огромные возможности, потому что его основа - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, а система занятий в целом сочетается с элементами игры, образными упражнениями, танцевальными импровизациями, использованием тренажерных упражнений.
Главной целью данного курса является укрепление здоровья детей, гармоничного развития, физического и творческого начала.

Задачи курса:

1. создать комфортные условия эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ученика;
2. учить сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение;
3. учить правильному выполнению упражнений как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу);
4. укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать гибкость;
5. развивать творческие способности детей.

Программа рассчитана на двухлетний курс обучения. Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Этапы урока:

1. подготовительные упражнения;
2. упражнения ритмической гимнастики;
3. игровые и музыкальные импровизации.
Учитывая состав группы, физические данные детей, педагог может включать новые элементы, движения и танцевальные композиции в программу.

Методическое обоснование урока.

В занятиях с детьми младшего школьного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Для поддержания интереса движения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменяя амплитуду.
Более других привлекают малышей упражнения, овладеть которыми можно в короткие сроки. Значительно повысить интерес к занятиям ритмической гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражнения ритмической гимнастики для младших школьников, можно использовать также имитацию поз и движений различных животных.
Ребенок - это деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

СТРУКТУРА УРОКА РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.

Часть комплекса

Длительность в минутах

Кол-во упражнений

Преимущественная направленность упражнений

Подготовительная

5

6

1. На осанку.
2. Виды ходьбы, муз. образы.
3. Танцевальные шаги.
4-6. Упражнения общего воздействия.
Основная.
Упражнения из исходного положения стоя. Напряжение и расслабление мышц через музыкальные образы

10 - 12

9

1. Для мыщц шеи.
2-3. Для мыщц рук и плечевого пояса.
4-7. Для мышц туловища.
8-9. Для мышц ног.
Основная.
"Пиковая нагрузка"

2

   Разнообразные виды бега и прыжков.
Основная.
Упражнения из исходного положения сидя и лежа

10 - 12

9

1. Для мышц ног - ступня, колено, нога.
2. Для мышц туловища
3. Для тазобедренных суставов.
4. Для мышц брюшного пресса.
5. Для мышц ног.
6. Упражнения общего воздействия
7. Для мышц туловища
8. Для мышц брюшного пресса.
9. Упражнения общего воздействия.
Заключительная часть ритмической. гимнастики

2

2

1. На гибкость.
2. На расслабление
Работа на тренажерах

6 - 8

4

1. Лечебный коврик.
2. Мячи.
3. Обручи.
4. Диски.
Игры, диско-танцы, танцевальные импровизации

6 - 10

     

Программное содержание уроков.

Данная программа включает в себя три основных раздела.
В первый раздел включены упражнения, при помощи которых дети овладевают приемами движения - пружинным, маховым , плавным, ходьбой и различными видами бега, дающими им возможность разогреть и подготовить мышцы к дальнейшей работе на уроке.
Второй основной раздел урока включает в себя упражнения ритмической гимнастики из исходного положения стоя, сидя, лёжа.
Танцевально-игровые импровизации третьего раздела урока помогают развивать и углублять творческие способности детей, учат создавать музыкально-двигательные образы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Подготовительные упражнения:

1 - Шаг (легкий, тяжелый, большой, маленький, семенящий, пружинящий).
Музыкальная игра "Замри"
Музыкальная игра "Пружинки"

2 - Маховые движения.
Музыкальная игра "Мельница"
Музыкальная игра "Ветерок и ветер"

3 - Подскоки (быстрые и медленные).
Музыкальная игра "Цирковые лошади"
Музыкальная игра "Большая линия" (финский танец "Полкис")

4 - Галоп (боковой).
Музыкальная игра "Водоворот"

5 - Бег(медленный, быстрый, с ускорением, с замедлением).
Музыкальная игра "Спортивная разминка"
Музыкальная игра "Самолет", "Киносъемка"

6 - Прыжки.

Основные упражнения ритмической гимнастики.

1. Упражнения стоя;
2. Упражнения сидя с упором на руки;
3. Упражнения сидя (руки в свободном положении, на поясе, открыты в стороны);
4. Упражнения лежа на спине;
5. Упражнения на боку;
6. Упражнения лежа на животе.
(Упражнения выполняются поочередно каждой ногой и двумя ногами вместе).

После всего комплекса упражнений необходимо дать детям возможность полностью расслабиться лежа на спине с закрытыми глазами под спокойную музыку. Упражнения могут изменяться, дополняться по усмотрению учителя.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Сроки

Наименование темы

Количество часов

1 четверть "Веселые лягушата"
"Рыжая лиса"

5 (4)
4

2 четверть "Зеркало
"Птичий двор"

4
4

3 четверть "Старинный танец"
"Звери в Африке

5
5

4 четверть "7 фигур"
"Рисуем на песке"

4
3 (4)

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Подготовительные упражнения:

1. Шаги.
2. Подскоки.
3. Галоп.
4. Бег.

Основные упражнения ритмической гимнастики.

1. Упражнения стоя;
2. Упражнения сидя с упором на руки;
3. Упражнения сидя с (руки: свободные, в стороны, на поясе);
4. Упражнения лежа на спине;
5. Упражнения лежа на животе;
6. Упражнения лежа на боку;
(Упражнения исполняются поочередно каждой ногой и двумя ногами вместе).

Комплекс упражнений 2-го года обучения усложняется и увеличивается нагрузка каждого упражнения. После комплекса упражнений необходимо полностью расслабить все мышцы.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Сроки

Наименование темы

Количество часов

1 четверть "Прогулка"
Диско-танец "Ба-стоп"

4
5 (4)

2 четверть "Сладкий апельсин"
Диско-танец "Сюрприз"

4
4

3 четверть "10 индейцев"
Диско-танец "Бим-бо"

5
5

4 четверть "Вальс кошки"
Диско-танец "Колонка"

4
3 (4)

Мониторинг умений и навыков на уроках ритмической гимнастики

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение программного материала, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Здесь очень важную роль играет мониторинг системы контроля, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков.
В ходе контроля проверяется соответствие доступных учащимся умений и навыков, появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его деятельности на уроке, что усвоено легко и прочно, а что нуждается в доработке, какие стороны деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
С помощью мониторинга мы анализируем учебный процесс и определяем результаты обучения. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого учащегося для того, чтобы понять его самого и приспособить учебные методы к его индивидуальным качествам.
В процессе мониторинга по ритмической гимнастике мы используем карты наблюдений физической активности учащихся на уроках.

Карта наблюдений физической активности учащихся.

№ п/п

Фамилия, имя

Уровень активности

%

пассивный

достаточно активный

активный

1

  

+

        

2

     

+

     

3

        

+

  

4

     

+

     

5

        

+

  

6

     

+

     

7

        

+

  

8

        

+

  

9

  

+

        

10

        

+

  
  • 34-50% - неполная согласованность в движениях, упражнения выполняются не в полном объеме, с ошибками, низкий уровень развития физических данных, нарушена скоординированность движений;

  • 51-68% - среднее развитие физических данных, допускается 2,3 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений;

  • 85-100% - полная и правильная техника овладения пластикой и динамикой движений, их полная скоординированность.

Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждый урок. Итог в карте наблюдений подводится в конце каждой четверти.
За день наши дети устают в школе, просидев 5-7 уроков за партой. Итоги всего этого нам известны. Сегодня 75%детей страдает гиподинамией. Недостаток двигательной активности, как известно, чреват самыми большими неприятностями. По данным многих исследований, именно нехватка движений, ослабление мышечной деятельности и ведет к гиподинамии, особенно в переходном возрасте, следствием чего становятся сердечная недостаточность, нарушение функции нервной и других систем жизнедеятельности организма. Не говоря уже о других заболеваниях, к которым недостаток занятий физическими упражнениями как будто не имеет прямого отношения, но все они возникают как следствие нездорового образа жизни. Таким образом уроки ритмической гимнастики призваны дать ребенку высокую двигательную активность, укрепить его здоровье.
Сильное общество - здоровое общество, а наши дети - это будущее нашего общества!