Урок "Письменный прием сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток"

Разделы: Математика


Тема: Письменный прием сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток.

Цель:

1) Познакомить детей с письменным приемом сложения и вычитания трехзначных и двузначных чисел без перехода через десяток.
2) Развивать внимание, логическое мышление, самоконтроль и самооценку учащихся.

Оборудование:

Воздушный шар с письмом;
карточки с ответами и буквами;
образцы волшебных линеек;
таблицы правил сложения и вычитания;
изображение Медной горы, гномов, ленты для грибов, грибы;
модели сотен, десятков, единиц;
сигнальные фонарики у каждого ученика;
алгоритм работы над задачей;
схемы краткой записи.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель:

Ну – ка проверяй дружок,
ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Дети:

Всякий раз и на уроке
Я готов всегда к работе
Смело, четко говорю
И тихонько сижу (дети садятся)

II. Постановка учебной задачи:

Учитель: Вы знаете, ребята! Сегодня утром в открытое окно нашего кабинета залетел воздушный шарик с посланием. Давайте прочитаем это послание (хорошо читающий ученик читает послание.)

Послание:

Ребята, выручайте! Мы попали в беду. Нас заточила в подземелье Хозяйка Медной горы”

Учитель: От кого это письмо, мы узнаем, если выполним задание №1 в учебнике на стр. 52.(Учебник Л. Г. Петерсон 2 класс (1-4) часть 1).

1 столбик решают ученики первого ряда.

2 столбик – ученики второго ряда.

3 столбик – ученики третьего ряда.

(Дети самостоятельно решают примеры в учебнике, по 1 человеку от каждого ряда работают у доски. Они выбирают карточки с ответами, на которых записаны буквы, правильно выполнив задание на доске появится предложение.)

1 ряд 2 ряд 3 ряд
444 + 4 = 448 Г 444 – 4 = 440 Ы 444 – 404 = 40 Х,
444 + 40 = 484 Н 444 – 40 = 404 А 555 – 404 = 151 У
444 + 400 = 844 О 444 – 400 = 44 Х, 666 – 404 = 262 Х
444 + 440 = 884 М 444 – 440 = 4 О 777 – 404 = 373 !

Учитель: Прочитаем, от кого мы получили послание. Раз у нас получилась надпись, то мы можем говорить о правильности вычислений, которые выполнили дети у доски - они посчитали правильно.

– Проверьте свои вычисления, сверив ответы с ответами на доске и оцените правильность своей работы, нарисовав волшебную линеечку рядом со своим столбиком примеров в учебнике.

Учитель: Рассмотрим примеры первого столбика, что у них общего?

П
img1.jpg (6393 bytes)

Дети: Все примеры на сложение и первое слагаемое одинаковое.

Учитель: Какие изменения произошли с первым слагаемым?

Дети: В первом примере изменяется количество единиц, так как мы прибавляли единицы. Во втором - количество десятков, так как мы прибавляли десятки. В третьем – количество сотен, так как мы прибавляли сотни. (Аналогично работаем со 2 и 3 столбиками).

Учитель: Итак, какие же правила помогли нам правильно найти значение выражений.

Дети: Правила сложения и правила вычитания.

Учитель: Найдите эти правила на столе-помощнике.

Дети: Ученик находит правила, дети читаем их хором.

Правила сложения

1.Складываем единицы с единицами.

2. Складываем десятки с десятками.

3. Складываем сотни с сотнями.

Правила вычитания

1.Вычитаем единицы из единиц.

2.Вычитаем десятки из десятков.

3. Вычитаем сотни из сотен.

Учитель: Для того, чтобы помочь нашим друзьям, гномам Ах, Ох и Ух, мы должны, как настоящие сказочные герои, выполнить три задания Хозяйки Медной горы, тогда ее злые чары развеются и Медная гора (учитель обращает внимание детей на изображение горы) рассыплется.

Задание №1. Написать математический диктант.

Учитель: К результату задания, которое я продиктую, вы должны будете прибавить 200 и записать ответ.

а) Первое слагаемое - 20, второе слагаемое - 6. Найдите сумму (226).

б) Уменьшите 17 на 7 (210).

в) Увеличьте 30 на 5 (235).

Учитель: А теперь из результата задания, которое я продиктую, вы должны вычесть 100 и записать ответ.

а) Уменьшаемое 230 вычитаемое 30. Найдите разность.(100)

б) Уменьшите 324 на 200. (24)

(У доски работают 2 ученика. Доска разделена на две части: “Место сомнений” и “Место на оценку”).

Самостоятельно оценивает свою работу тот ученик, который работал на “Месте на оценку” (рисует шкалу правильности).

Учитель работает с учеником, который выполнял задание на “Месте сомнений”, выясняет какие трудности испытал ученик и вместе с классом разрешает их.

Учитель: А теперь ученики I – варианта запишите числа математического диктанта в порядке убывания, II – варианта – в порядке возрастания. Какие правила математики помогут нам в этом? (Дети рассказывают правила сравнения многозначных чисел. У доски работают по 1 человеку от каждого варианта).

I в 235 226 210 100 24

IIв 24 100 210 226 235

Учитель: Согласны ли вы с правильностью выполнения заданий учениками у доски? (Дети сигнализируют фонариками).

Учитель: Какое число лишнее в вашем ряду и почему? (24 – оно двузначное, остальные трехзначные.)

Тема: Сегодня на уроке мы будем учиться складывать двузначные и трехзначные числа, записывая решение в столбик.

Учитель: Мы успешно справились с заданием № 1 и посмотрите, часть горы у нас уже осыпалась!

Физкультминутка:

Топай, гномик,
Хлопай, гномик
Приседай со мной дружок
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.

III. Открытие детьми нового знания:

Задание №2.

а) Найдите сумму и разность первого и последнего чисел первого задания первого варианта. (Ученик записывает решение в столбик на выбранном месте у доски, остальные работают в тетрадях).

235 235
+ 24 - 24
259 211

 

Учитель: Проверим правильность решения, промоделировав его.

б) – А теперь найдем сумму и разность первого и последнего чисел в ряду II варианта.

– Какие числа будем складывать? (24 и 235)

24
+ 235
259

– Можем ли мы записать пример на вычитание? (нет, т. к. 24<235)

– Сравните ответы в примерах на сложение. Что вы заметили? (Ответы получились одинаковые.). Почему?

– Какой математический закон действовал при решении этих примеров.

Вывод: – Какие правила помогли нам решить примеры (Правила сложения и правила вычитания).

Оценка: Кто понял, как решать такие примеры, записывая решение в столбик, поставьте на полях восклицательный знак, а у кого остались вопросы – вопросительный знак.

Учитель: Ребята, посмотрите, еще часть горы обрушилась!

IV. Первичное закрепление:

Задание № 3.

Решите задачу:

Гномы заготовили на зиму 345 орехов, а грибов на 34 меньше. Сколько всего припасов заготовили гномы?

Учитель: – Решим задачу, воспользовавшись алгоритмом работы над задачей.

  1. Прочитайте задачу.
  2. – Все ли слова вам понятны?

  3. Проведем анализ условия задачи.
  4. – Прочитай условие задачи

    – Выдели объекты задачи (гномы, орехи, грибы)

    – Выдели главные объекты задачи (орехи, грибы)

    – Что ты знаешь об объектах? Как связаны объекты?

    – Какой вопрос задачи?

  5. Начерти схему или запиши краткую запись задачи (выбери схему подходящую к задаче).
  6. Составь план решения задачи.
  7. – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)

    – Составим план решения задачи. (Один ученик работает у доски)

  8. Запиши решение задачи.

Записывают самостоятельно. (Один ученик доски)

Задача

    1. 345 – 34 = 311 (шт.) – грибов
    2. 345

      34

      311

    3. 345 + 311 = 656 (шт.) – грибов и орехов

345
+ 311
656

Ответ: 656 грибов и орехов.

Учитель: Кто справится быстрее, может подойти к “Столу заданий” и взять дополнительное задание.

6. Проверь решение.

7. Запиши ответ.

Учитель: Мы справились с последним заданием Хозяйки Медной горы, ее злые чары развеяны, гномы на свободе…

V. Итог урока: – Чему же мы сегодня научились на уроке?

Рефлексия:

– Оценим свое настроение на уроке. Если вы чувствовали себя хорошо, у вас радостное настроение подарите свой грибок гному – Ах.

Если вы не всегда чувствовали себя хорошо, у вас менялось настроение, то подарите свой грибок гному – Ух!

Если вы не довольны собой, у вас плохое настроение, то подарите грибок – Ох.

(У детей на столах лежат конверты, в которых находятся три нарисованных гриба разных цветов. Красный – радостное настроение, желтый – настроение менялось в ходе урока, синий – плохое настроение).

VI . Домашнее задание.