Разработка урока литературы "Начать с себя". Урок нравственности. Урок-предупреждение. Урок-призыв

Разделы: Литература


Цели:

  1. Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положена идея отбора яркого литературного материала по так называемым “сквозным” темам, с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам по литературе.
  2. Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
  3. Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.

Проблема урока:

КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАЛ (СТАНОВИТСЯ) ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Методы и приемы:

  1. Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).
  2. Репродуктивный (применение знаний на практике).
  3. Частично-поисковый.
  4. Исследовательский.
  5. Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).

Оборудование:

Выставка “Добро и зло”, портреты писателей, роман Ч.Айтматова “Плаха”, роман В.П.Астафьева “Царь-рыба”, повесть Б.Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”.

Музыкальное оформление:

Музыка Пола Уинтера, выдающегося американского композитора.

ХОД УРОКА

Звучит музыка американского композитора Пола Уинтера.

I. Вступительное слово учителя

    • Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
    • Я ищу человека, - ответил он.
    • Кого? Меня? Его?
    • Я ищу Человека, - повторил мудрец.

А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.

- Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?

Ответы учащихся:

Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена. Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу.
Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего нашего урока НАЧАТЬ С СЕБЯ!

Эпиграфы:

Человек – сын природы.

В.А.Сухомлинский.

Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.

М.Пришвин.

Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.

Антуан де Сент-Экзюпери.

И эти эпиграфы не случайны. Поскольку ЦЕЛЬ урока – вместе с писателями Ч.Айтматовым, Б.Васильевым, нашим замечательным земляком – В.П.Астафьевым и др. попытаться распутать тот узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, совесть и бессовестность, ответственность и вседозволенность, благородство и низость.
Вместе с писателями попытаемся ответить на следующие вопросы:

  1. Человек и природа.
  2. Что нравственно и что безнравственно?
  3. Истоки зла и жестокости.
  4. Когда человек стал (становится) ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Итак, мы начинаем.

“Я никогда не перегораживал текущей воды”. (Надпись на гробнице фараона.)

- Как вы понимаете значение этих слов?

Ответы учащихся:

- Каким образом показывают писатели единство человека и природы?

Ответы учащихся.

- Какие лирические отступления вам запомнились особо?

II. Работа по группам.

Выразительное чтение отрывков наизусть.

1 группа.

В.П.Астафьев. “ЦАРЬ-РЫБА”, отрывок из главы “КАПЛЯ”.

Казалось, тише, чем было, и быть уже не могло, но не слухом, не телом, а душою природы, присутствующей и во мне, я почувствовал вершину тишины.
На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела крупная капля и замерла, боясь обрушить мир своим падением.
Капля висела над моим лицом, прозрачная и грузная, “Не падай! Не падай!” - заклинал я, просил, молил кожей и сердцем, внимая покою, скрытому в себе и в мире.

- Какой философский смысл приобретает этот отрывок?

2 группа.

Ч.Айтматов. “ПЛАХА”

Учитель: Одна из несомненных удач романа Ч.Айтматова “Плаха” - волчья пара Акбара и Ташчайнар. Они как будто очеловечены. Прием?

- Какие черты делают их столь необыкновенными? Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие это.

Ответы учащихся:

Чтение наизусть отрывка из романа.

Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.

3 группа.

Б.Васильев. “НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ”

Учитель: Главный герой, Егор Полушкин – неудачник. Его не всегда понимает жена, называет его “непутевым”, “бедоносцем”. Его не понимают на работе. Почему?

Ответы учащихся:

– Когда же Егор почувствовал себя человеком?

Чтение отрывка наизусть

Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.

Учитель: Вот он настоящий союз человека и природы. После таких лирических отступлений так и хочется сказать словами С.Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

III. Беседа с учащимися.

Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.
В.Распутин говорил, что природа сама по себе нравственна, безнравственной ее делает человек.
Докажите это на примерах данных произведений.

– Что мы можем сказать о писателе В.П.Астафьеве и его главных героях?
– Кто такой Аким?
– Кто противопоставлен Акиму? Какой он?
– К какой мысли приводит нас В.П.Астафьев?

В.П.Астафьев как бы говорит, что человек должен понять, что звери и птицы, растения проживут без нас, а мы без них обязательно погибнем.

– Какую главу вы считаете кульминационной?
– В чем смысл этой кульминационной главы?

Браконьер – это тот, кто губит природу, но для В.П.Астафьева браконьер – не только в буквальном смысле, но и тот, кто вытаптывает души людей (как Игнатьич, Командор и др.), те, которые спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноило великую сибирскую реку.

Учитель: Итак, наказание неминуемо. Природа мстит. В романе Ч.Айтматова “Плаха” все завершается в одном эпизоде выстрела. Главный герой Бостон убивает Базарбая, виновного в трагедии волков и в смерти сына. Этот выстрел завершает трагедию Моюнкумской саванны. Зло порождает зло.

Чтение наизусть отрывка из романа.

– Кто же виноват в смерти сына Бостона? Один лишь Базарбай?
Давайте проследим эту цепочку зла.

Примерные ответы учащихся:

– ребенка убили те, кто отдал преступный приказ выполнить план мясопоставок за счет диких сайгаков;
– те вертолетчики, которые гнали стадо беззащитных сайгаков;
– тот, кто решил поставить завод на уникальном озере;
– тот, кто поджег для очистки территории приозерные камыши;
– тот, кто украл волчат;
– тот, кто убил детенышей волчицы Акбары.

Учитель: Вспомните, когда Бостон уложил тело малыша в кроватку, мать припала к изголовью сына и завыла так, как выла ночами Акбара, обращаясь к волчьей богине. И вой Акбары по потерянным волчатам сравнивается с воем матери по убиенному сыну.

Звучит музыка. На фоне музыки выразительное чтение отрывка.

А Акбара все убыстряла бег и бежала как безумная по камням, по сугробам, по лесам. А когда убедилась, что логово пусто, что оно давно нежилое, опять завыла, заскулила жалобно.
“Где они, что с ними? Где вы, щенята, четыре комочка-молочника?” И, высоко задрав голову, она обратилась к богине, плача и жалуясь.
“О, как плохо мне! Ты слышишь, волчья богиня Бюри-Ана? Это я, Акбара, несчастная и одинокая! Ты слышишь, как я вою и рыдаю. О, где же они и что с ними? Сойди сюда, в эти каменные горы, где тоже нет нам места. Видно нигде нет места волкам. Услышь, услышь меня, Бюри-Ана, услышь мой плач”.
Так плакала, так выла на луну Акбара той ночью средь холодных гор…

Учитель: Итак, Акбаре не дали выполнить свое великое предназначение. Показана цепочка – уничтожили сайгаков, уничтожили потомство волков, и это аукнулось чабанам, повлекло за собой смерть сына Бостона.

– Что является источниками зла, жестокости?

Ответы учащихся (запись на доске):

– Каков финал каждого произведения?

Ответы учащихся.

– Скажите, что может быть с человечеством, если оно порвет связь с природой?
– Плаха.
– А что такое плаха?
– Плаха – лобное место, место казни. Если человек будет по-варварски относиться к природе, то плаха (!синоним апокалипсис) – это то, что не минует людей.
– Какое настроение от этих произведений?
– Они мрачны, безжалостны, суровы, возникает чувство безысходности.
– Так что, равнодушие победило, зло торжествует? Что делать? Есть ли выход? Есть ли такой человек, который смог бы бороться с этим злом?
– Есть. Это и Аким в романе В.П.Астафьева “Царь-рыба”, это и Бостон, честный, добросовестный, настоящий хозяин земли в романе Ч.Айтматова “Плаха”, это и Егор Полушкин в повести Б.Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”, это и сами писатели.
– Что их объединяет? Какие человеческие качества?

Ответы учащихся (запись на доске).

Учитель: И правда, есть люди, от которых всегда идет свет и тепло. И, встречаясь с таким человеком, поневоле приободряешься и хочется воскликнуть: “Поистине мир и велик и чудесен!”. Ф.М.Достоевский говорил, что красота спасет мир. А красота – это все, что нас окружает. Хочется верить, что добро и совесть восторжествуют.
Читая роман Ч.Айтматова “Плаха”, мы постоянно встречались с образом синеглазой волчицы.
– Можем ли мы поставить знак равенства

СИНЕГЛАЗАЯ ВОЛЧИЦА = СОВЕСТЬ?

– Да, дело в том, что совесть – это не голубь, совесть – это волчица, которая грызет и гложет и может и вовсе загрызть.
Кстати, в литературной критике Б.Васильева осуждали за то, что Полушкин не заявляет на своего дальнего родственника, преступники ушли от наказания. Но так ли это? Докажите.

Ответы учащихся:

Учитель: Вот почему так ведет себя Федор Ипатыч, который пришел к Егору с дорогим коньяком.
Вот почему в поединке с царь-рыбой Игнатьич вспоминает все свои прошлые грехи и кричит: “Прости, Глаша!”. Т.е. совесть не дает покоя. Совесть – это самое страшное наказание, от нее не уйдешь.
– А почему повесть Б.Васильева заканчивается повествованием о Кольке – сыне Егора?

Ответы учащихся:

IV. Итог урока

– Какие проблемы ставят писатели в своих произведениях? Попытаемся их сформулировать.
– ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ: проклятие тем, кто губит природу!
– НРАВСТВЕННЫЕ: проблемы доброты, человечности, совести.
– С помощью каких художественных приемов авторам удалось затронуть наши души?

Ответы учащихся:

Учитель: Дома вы попытались образно изобразить добро и зло. Как это у вас получилось?

  • 1 группа – защита рисунков;

  • 2 группа – защита икэбаны;

  • 3 группа – обращение к современнику.

– Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии?
– Нужно, чтобы человек стал Человеком.
– А когда, по-вашему, человек стал Человеком?

Читаются выдержки из сочинений учащихся.

Учитель: Эта же мысль звучит в произведениях многих писателей и поэтов.

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя,

–  говорил Е.Евтушенко.

А В.А.Сухомлинский сказал следующее:

“Красота  – это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари.
…увидел и изумился, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота”.

Но, чтобы это случилось, необходимо НАЧАТЬ С СЕБЯ!
Вы, ребята, заканчиваете школу, стоите на пороге новой жизни, хочется, чтобы в дорогу вы взяли ту частичку добра, о которой сегодня говорилось на уроке. Это и будет вам лучшей оценкой за урок.

V. Домашнее задание:

Сочинение-эссе “Начать с себя!”

Урок окончен. На уроке звучала музыка Пола Уинтера, выдающегося американского композитора, борца за все живое на земле.