Организация и содержание занятий по изодеятельности на подготовительном году обучения у детей с нарушениями интеллектуального развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие № 8 Лепка

Тема: “Овощи”

Цель:

1. Продолжать учить детей видеть в лепной поделке отражение
реального предмета.

2. Закрепить названия овощей, их цвет и форму.

3. Активизировать речь детей в ходе занятия.

4. Вызвать желание сделать лепную поделку.

Материалы к занятию: зеленый пластилин на каждого ребенка; листы бумаги 24 формата для рисования дорожек; корзина с овощами - помидорами, морковью, огурцами, капустой, картошкой; игрушка - Зайка.

Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, работа в уголке природы (рассматривание принесенных из дому овощей), чтение и рассматривание иллюстраций в книге “Как растили мы капусту”.

Ход занятия: В гости к детям приходит Зайка и приносит им в подарок целую корзину овощей. Дети благодарят ее, а она рассказывает им, какие овощи она принесла. Воспитатель вместе с детьми называет, рассматривает их, взрослый помогает выделить особенности, присущие только этому объекту, дает детям подержать их, знакомит с ощупывающими движениями, необходимыми для обследования. После того, как все овощи рассмотрены, они складываются обратно в корзину.

Ребята, я думаю, надо отблагодарить Зайку за то, что она принесла нам такие замечательные овощи. Давайте, споем ей нашу песенку (исполняется хоровод “Есть у нас огород”).

Затем воспитатель приглашает детей за столы. Здесь он еще раз обращает их внимание на овощи - огурец, помидор, морковь, поощряя самостоятельные высказывания детей. Лепка этих овощей сопровождается необходимыми пояснениями относительно их цвета и формы, после чего дети подкладывают вылепленные предметы непосредственно к образцам. (Сейчас я буду лепить помидор. Какого он цвета? И пластилин я возьму тоже красного цвета. Раскатывать его я буду круговыми движениями, чтобы он получился круглым, как настоящий помидор и т.д.)

Поскольку самым легким в лепке будет огурец, детям предлагается слепить его после показа взрослого. Поделками угощают Зайку и используют впоследствии для игр “Дом” или “Магазин”.

Занятие № 9 Аппликация

Тема: “Есть у нас огород”

Цель:

1. Вызвать у детей интерес к аппликации путем выполнения у них на глазах красочной картинки.

2. Привлекать детей к совместным с воспитателем действиям (намазыванием клеем заготовок).

3. Активизировать речь детей.

4. Развивать зрительно-пространственную координацию, умение узнавать изображенный предмет.

Материалы к занятию: небольшая коробочка с карточками на каждого ребенка, на карточках изображены морковь, капуста, лук, огурцы, помидоры; большой лист бумаги с нарисованными на ней грядками и заготовки овощей для наклеивания; игрушка - Зайка.

Предварительная работа: обыгрывание поделок из пластилина, выполненных на прошлом занятии; рассматривание овощей в уголке природы, сравнение их с иллюстрациями в книге - это задание направлено на развитие у детей умения узнавать на картинке реальные предметы.

Ход занятия: Воспитатель вместе с детьми входит в ИЗО-студию и предлагает детям найти Зайку, которая пришла к ним в гости, но куда-то спряталась. Когда дети находят Зайку, она предлагает детям поиграть с ней (-Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Помните, в прошлый раз я приносила в своей корзинке овощи. Сегодня я тоже их принесла, только они не настоящие, а нарисованные. Смотрите (показывает большие картинки, изображающие овощи, А для вас я принесла коробочки, в них тоже есть картинки с нарисованными овощами. Я буду класть на ковер большую картинку с овощем, а вы будете подкладывать к нему такие же маленькие). В ходе этой работы воспитатель обращает внимание на отличительные особенности овощей, помогает детям выбрать карточку, если они затрудняются сделать это самостоятельно. После игры проводится небольшая физ.минутка “Зайки белые сидят”. Затем на ковре дети совместно с воспитателем наклеивают заготовки овощей на заранее приготовленный лист ватмана (“заячий огород”) - участие каждого ребенка обязательно, но должно зависеть от его возможностей.

Занятие заканчивается тем, что дети помогают зайчику добраться до морковки - рисуя прямые дорожки - эта работа проводится за столами на заранее выполненных заготовках.

Занятие № 34 Рисование

Тема: “Васькины клубочки”

Цель:

1. Помочь детям научиться рисовать предметы круглой формы.

2. Упражнять в умении промывать кисть.

3. Закреплять знание цветов.

4. Учить выделять предметы круглой формы.

5. Воспитывать положительное отношение к своим работам.

Материалы к занятию: бумага 12 формата с нарисованным котенком на каждого ребенка, гуашь желтого, красного, зеленого цвета, клубки тех же цветов; игрушка - котенок.

Ход занятия:_На ковре в группе сидит кот Васька.

  • Здравствуй, Васенька!
  • Здравствуйте, детки!
  • Что ты, Васенька, не весел? Может молока тебе не дали или собаки напугали?

Васька: Эх, вы все равно не поймете, вы же не кошки.

Воспитатель:_Пусть мы и не кошки, зато можем в них превратиться. Гляди (дети “превращаются” в кошек - ходят, умываются, пьют молоко, подражают повадкам кошек).

Воспитатель: Видишь, Васенька, очень даже мы на кошек похожи. Говори нам теперь, почему такой печальный?

Васька: У моей хозяйки были клубочки. Я их разбросал, а как собрать не знаю.

Воспитатель: Не грусти, Васенька, мы тебе поможем. Давай сюда свои клубочки.

У меня есть три коробочки: красная, желтая и зеленая. В красную мы положим красные клубочки, в желтую - желтые, а в зеленую - зеленые. А дети тебе помогут. (Воспитатель высыпает из Васькиной корзины клубочки на пол, а дети раскладывают их по цвету).

Васька: Молодцы, ребята, вы меня выручили. Может вы нарисуете клубочки для моих друзей котят?

Воспитатель: А где же твои друзья - котята? Ребята, они прибежали прямо к вам на столики. Посмотрите, как мы будем рисовать для них клубочки (проводится показ способа действия, внимание детей обращается на цвет, которым рисуются клубочки и на умение промывать кисть перед тем, как набрать новую краску).

В конце занятия дети придумывают имена для своих котят.

Занятие № 64 Рисование

Тема: “Моя кошечка”

Цель:

1. Научить детей передавать в рисунке характерные признаки, присущие кошке: хвост, уши, лапы, пушистое туловище, видеть за изображением образ предмета.

2. Учить дополнять изображение необходимыми элементами.

3. Совершенствовать навыки работы с кистью и красками, дополнительными изобразительными материалами (тычком).

4. Обогащать знания об окружающем мире.

5. Поддерживать интерес к рисованию.

Материалы к занятию: листы бумаги 12 формата с частичным изображением кошки (изображение контурное - туловище, голова, лапы; на голове усы и рот), гуашь желтая, зеленая, кисти, тычки, ванночки для гуаши; кошка (живая), рыба, колбаса, молоко.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисование для детей в совместной деятельности кошки в различных позах и движениях; чтение стихотворения “Усатый - полосатый”),

Ход занятия: - Ребята, садитесь на ковер. Сейчас я расскажу вам, что мы сегодня будем рисовать (раздается стук в дверь). Наверное, кто-то пришел, пойду посмотрю (вносит корзинку). Вот что оставили у дверей. Как вы думаете, что в этой корзинке? (предлагает детям потрогать ее, послушать). А давайте посмотрим, кто же там притаился? Ой, да ведь это котенок! Не бойся нас, мы тебя не обидим, а только посмотрим. Как и у нас, у кошки есть голова, туловище, ушки, глаза, носик и ротик, правда, они немного другие (в ходе рассказа воспитатель не только называет части тела кошки и обводит их формообразующими движениями, но и дает детям потрогать и погладить ее, показать те или иные части тела). Посмотрите, ребята, у кошки нет как у вас рук и ног, зато есть четыре лапки. Они мягкие, на концах лапок подушечки, чтобы кошка могла ходить тихо-тихо. Кто мне покажет, где у киски головка? Правильно, вот она. Головка у нее круглая, а на макушке есть ушки. Зачем они нужны кошке? (...) А зачем нужны глазки (носик, ротик, ушки)? - Дети отвечают по мере своих возможностей, а воспитатель дополняет их ответы.

Давайте посмотрим, что же любит наша кошечка? Вспомните, чем мы угощали больную киску? Верно, она ела колбасу, пила молочко. А сегодня я принесла еще и рыбы. Сейчас мы увидим, что больше всего понравилось киске (дети наблюдают, как кошка ест, воспитатель дает необходимые комментарии). Когда кошечка наелась, она любит поспать, положим ее в корзинку, пусть отдохнет (корзинку уносят). А мы с вами немного разомнемся (проводится физ.минутка “Котята”).

А теперь подойдите к моему мольберту и посмотрите на рисунок. Что это нарисовано, кто знает? Это кошечка. Но она не нарисована полностью. Посмотрите на ее головку, чего ей не хватает? (Ушек, глазок). Еще у нее нет хвостика, да и вся она какая-то непушистая. Но я сейчас ей помогу (воспитатель дорисовывает на глазах детей необходимые детали, делает с помощью кусочка ваты, обмакиваемого в краску, шерсть более пушистой).

Вставайте за свои столы и сделайте своих кошечек такими же красивыми, как у меня. Сначала давайте начнем рисовать глазки. Наберите нужную краску (воспитатель организует работу детей, подсказывает последовательность работы, помогает сориентироваться на листе бумаги). При анализе детских работ в конце занятия дать эмоциональную характеристику всем работам детей, похвалить каждый рисунок, отметить непохожесть образов.

Занятие № 65 Лепка

Тема: “Мышка”

Цель:

1. Учить детей лепить предмет из цельного куска пластилина, придавая ему характерные особенности.

2. Упражнять в применении дополнительных деталей.

3. Развивать умение соотносить предметы по цвету.

3. Воспитывать интерес к лепке.

Материалы к занятию: пластилин серого цвета, шнурок (хвостик), ушки из картона, глаза-бусинки - на каждого ребенка; текст стихотворения “Почему не спят котята?”, дидактическая игра “Спрячь мышку”.

Предварительная работа: рассматривание рисунков, получившихся на прошлом занятии, уточнение слова “котенок”, рассматривание иллюстрации.

Ход занятия: Помните, ребята, кто приходил к нам в гости на прошлом занятии? Правильно, кошка. А как называют деток у кошки? Верно, котята. А вы знаете, что ночью, когда вы ложитесь спать, котята не спят. Про них даже стихотворение есть. Вот послушайте.
Что случилось у котят? Почему они не спят? Почему буфет открыли, чашку новую разбили?

Уронили барабан, поцарапали диван?

Почему их лапки влезли в чьи-то тапки?

С молоком разлили плошку?

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому, что ловят мышку!

Игра “Спрячь мышку”.

Видите, какие шалуны эти котята. Кого они ловили? Правильно, мышку. Но у мышки есть свой домик, куда она может спрятаться от кошки. Сейчас я каждому дам мышку в домике. У всех мышек домики разные. Миша, у тебя домик какого цвета? Правильно, красного. А сейчас надо закрыть в домике дверцу, чтобы кошка нашу мышку не съела. Если домик красный, то и дверца красная. Посмотри, где лежит дверца такая же как домик (дети должны закрыть квадрат “домик” дверцей того же цвета, выбрав ее среди других). Игра проводится 2 - 3 раза со сменой домиков у детей. Молодцы детки, вы так хорошо прятали своих мышек, что их ни одна кошка не нашла.
А хотите, я вас научу лепить мышек? Тогда пойдемте к моему столу. Посмотрите, на нем лежит кусок пластилина, шнурок, бусинки и кусочки картона. Сначала мы возьмем кусок пластилина и скатаем из него шар - это у мышки туловище. Теперь сделаем ей носик -чуть вытянем вперед кусочек пластилина. По бокам от носика посадим бусинки - это глазки. Над ними воткнем в пластилин картон - получились ушки, А сзади закрепим шнурок - хвостик. Посмотрите, какая славная мышка у нас получилась (повторить с детьми последовательность действий). Теперь садитесь за столы и приступайте к работе. В ходе индивидуальной работы воспитатель помогает детям овладеть приемом вытягивания, разместить элементы поделки. В конце занятия придумать имя каждому мышонку.

Занятие № 66 Аппликация

Тема: “Мячики для кошки, большие и маленькие”

Цель:

1. Закреплять умение дополнять рисунок необходимыми элементами.

2. Актуализировать представления детей о разной величине предметов.

3. Упражнять в применении правильных приемов наклеивания.

Материалы к занятию: рисунки детей с занятия № 65, круги из бумаги разного цвета (желтого, красного, зеленого) диаметром 2 и 4 см., клей, кисти; мячи большие и маленькие.

Предварительная работа: В играх, на прогулках обращать внимание детей на разную величину предметов одинаковой формы. Игры с большими и маленькими шарами и мячами.

Ход занятия: Показать детям большие и маленькие мячи, провести игру “Дай все большие мячи”, уточнить представление детей о величине, цвете и форме (Илюша, у тебя в руках мяч большой или маленький? Правильно, большой. А какого он цвета? Верно, красного. У Ильюши большой, круглый, красный мяч). Предложить детям покатать мяч друг другу.(Мячи круглые, без уголков, хорошо катятся). Затем воспитатель предлагает подарить мячик кошке. Обращает внимание детей на различную величину заготовок ( - Посмотрите, у меня на столе стоят две тарелочки. В одной лежат большие мячики, а в другой - маленькие), приемы наклеивания. В ходе индивидуальной работы уточнить у детей величину и цвет мячей (какой мячик ты наклеиваешь? Какого он цвета? Где ты хочешь его приклеить?). В конце занятия полюбоваться с детьми на получившиеся работы.

Занятие № 86 Лепка

Тема: “Жучок”

Цель:

1. Продолжать работу по обучению детей лепке предмета, состоящего из нескольких частей.

2. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями.

3. Проследить за качеством выполнения работ, поощрять аккуратность.

4. Упражнять в различении форм.

Материалы к занятию: пластилин 2 цветов (красный и черный), маленькие комочки пластилина для украшения, бусинки для глаз, ножки-палочки, листочки для жуков на каждого ребенка; игрушка-Божья коровка, игрушки разной формы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых, наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение стихотворения “Я нашла себе жука”.

Ход занятия: Перед началом занятия воспитатель проводит с детьми игру “Ищи и находи” - дети должны найти игрушки, разложенные в ИЗО-студии в соответствии с указанием воспитателя. “Будем искать предметы круглой формы. Вот такие (показывает образец - круг, вырезанный из белого картона). Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите ко мне на стол”. Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда все игрушки круглой формы собраны, воспитатель рассматривает их вместе с детьми и затем предлагает найти игрушки с углами, не круглые.

После игры игрушки убираются и внимание детей привлекается к рассматривание игрушки - Божьей коровки. С помощью воспитателя дети выделяют ее характерные особенности (круглое туловище с точками на спине, черная головка с глазками, ножки). Опираясь на опыт детей, можно спросить детей, как можно слепить жука, задавая им наводящие вопросы. Возможен совместный показ способов действия (воспитатель показывает, как слепить жуку спинку, и один из детей лепит головку и соединяет с ней). Перед лепкой дети повторяют способ и последовательность действий в воздухе. В ходе работы воспитатель помогает тем детям, кто затрудняется в выполнении задания. По окончании занятия посадить всех жуков на “лужок”, полюбоваться получившимися работами.

Занятие № 87 Аппликация

Первые цветы

Цель:

1. Совершенствовать умение детей аккуратно наклеивать заготовки на фон.

2. Учить свободно располагать композицию на листе бумаги.

3. Совершенствовать знание детей о форме и цвете.

Материалы к занятию: фон - лист 12 формата светло-зеленого цвета, заготовки в виде цветов, серединки к ним; 6 жуков разного цвета и формы (3 круглых, 3 - квадратных), стулья.

Ход занятия: В начале занятия проводится игра “Найди свое место” детям раздаются плоскостные изображения жуков, дети рассматривают их, определяют с помощью воспитателя их цвет и форму (Ксюша, у тебя жук круглый или некруглый? Правильно, круглый. А какого он цвета?). Затем изображения закрепляются на поставленных свободно стульях и дети занимают свои места. Под музыку они разбегаются по комнате, а по ее окончании должны найти свои места, ориентируясь на жучков. Игра проводится 3 раза, в последний раз воспитатель меняет детские стульчики местами.

После игры воспитатель предлагает наклеить на полянку цветочки для жуков. Показывает, что цветы надо расположить свободно на листе бумаги, наклеить им серединку. Перед тем, как дети приступят к самостоятельному наклеиванию, надо проверить размещение заготовок на листе. Воспитатель уделяет большое внимание аккуратности работы, поощряя детей пользоваться салфеткой для промакивания излишков клея.

Получившаяся аппликация является заготовкой для последующего занятия по рисованию.

Занятие № 88 Рисование

Тема: “Жуки на лужайке”

Цель:

1. Продолжать совершенствовать умение детей рисовать с помощью
подручных средств.

2. Учить видеть в рисунке простой сюжет.

3. Закреплять умение рисовать пальчиком.

4. Учить ориентироваться на листе бумаги.

5. Вызвать чувство радости от своих работ.

Материалы к занятию: гуашь красного цвета, тычки, фон, сделанный на занятии № 88, игрушка Божья коровка.

Предварительная работа: наблюдение на улице, лепка на занятии.

Ход занятия: Еще раз вместе с детьми рассмотреть игрушку Божья коровка, выделив наиболее характерные особенности. Провести разминку под музыку “Мы - жуки”, (имитация движений).

Показать детям способ рисования, обратив внимание их на то, что изображения можно размещать по всему листу (полянке), не задевая при этом цветы. Вначале на листе с помощью тычков делаются красные пятна круглой формы. Пальчиком дети подрисовывают им ножки и головку (черная и красная гуашь). Здесь важно оказать помощь детям на первом этапе, подчеркнув аккуратность выполнения. В конце занятия рассмотреть получившиеся работы.