Урок немецкого языка в 8-м классе "Хочу в Берлин!"

Разделы: Иностранные языки


В современной методике преподавания немецкого языка в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется становлению навыков и умений восприятия на слух иностранной речи. Обучение аудированию входит в качестве неотъемлемого компонента в обучение устно–речевому общению, ибо без понимания собеседника нельзя строить своё собственное высказывание.

Вниманию читателей предлагается урок в 8 классе по теме “Хочу в Берлин!”. Данный урок входит в серию уроков раздела “Лицо города – визитная карточка страны”.

Реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей способствует приобщение к другой национальной культуре, расширение образовательного кругозора, творческий перенос знаний, полученных ранее, в новую ситуацию. Учебно–коммуникативной задачей данного урока является обучение восприятию текстов на слух, использованию услышанной информации в речи.

Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока и упражнения, выполняемые учащимися, были подчинены поставленной цели – развитию навыков аудирования, но при этом, чтобы учащиеся имели возможность заниматься и другими видами речевой деятельности, а именно чтением, говорением, письмом.

В начале урока учащимся предлагается игра “Bingo”. Для этого им предлагается список немецких городов, например Bonn, Köln, Rostock, Berlin, Hamburg и др. Из этого списка каждый ученик должен выбрать любые шесть названий и вписать их в каждую клетку листочка, лежащего перед ним, разделённого на 6 квадратов. Затем учитель называет города в определённой последовательности. По мере прослушивания учащиеся по очереди вычёркивают на своей карточке те города, названия которых они слышат. Тот ученик, который первым вычеркнул все города на своей карточке, говорит “Bingo” и является победителем. Игру можно продолжать и далее, пока все ученики не зачеркнут города на своих карточках, но мы игру заканчиваем, т.к. этот этап работы имеет своей целью знакомство с темой урока. Таким образом, детям становится понятно, что речь пойдёт о городах Германии, но о каком городе конкретно они ещё не знают. Далее я предлагаю им прослушать песню и сказать, о каком городе идёт речь. (Звучит песня о Берлине).

В предыдущих классах дети уже знакомились с этим городом, некоторой информацией они уже владеют. Поэтому на вопрос учителя, знают ли они Берлин, ученики отвечают утвердительно. Им предлагается прослушать некоторые высказывания и поднять руку, когда речь пойдёт о Берлине, например:

  • Diese Stadt liegt im Osten Deutschlands.
  • Das ist die Hauptstadt der Bundesrepublik Deutschland.
  • Die Stadt liegt am Rhein.
  • Eine der schönsten Straßen der Stadt heißt “Unter den Linden”.
  • Das ist eines der 16 Bundesländer Deutschlands.
  • Das Wahrzeichen der Stadt ist das Brandenburger Tor mit der Quadriga.
  • Diese Stadt ist die zweitgrößte Stadt Bayerns.
  • An der Humboldt – Universität studieren junge Leute aus aller Welt.
  • Viele Touristen besuchen gern den Alexanderplatz und den Tiergarten.

Это задание даёт возможность освежить в памяти знания, полученные ранее и осуществить их перенос в новую ситуацию.

Я говорю учащимся о том, что сегодня они узнают ещё много нового о Берлине, но теперь им придётся обучать друг друга. Каждый ученик получает карточку, на которой написана новая информация об этом городе. Карточка выглядит таким образом, что с одной стороны по–немецки написан вопрос, а с другой – краткий ответ на него. Задание заключается в следующем: каждый ученик должен с вопросом своей карточки подойти и обратиться как минимум к трём одноклассникам и дать им ответ в том случае, если они сами его не знают. В ходе выполнения этого задания учащиеся читают про себя и вслух, воспринимают на слух немецкую речь, получая при этом страноведческую информацию и к тому же могут изменить своё физическое состояние, т.е. подвигаться после сидячего положения, что является не менее важным, если принять во внимание их возрастные особенности.

Учитель в это время подходит по очереди к парам учащихся и в случае необходимости исправляет ошибки детей в произнесении новых названий и имён.

Содержание карточек – это творчество учителя. В данном случае предлагались следующие вопросы:

  • Wie heißt der Bürgermeister von Berlin? (Klaus Wowereit)
  • Wie heißt die russische Partnerstadt von Berlin? (Moskau)
  • Wie groß ist das Territorium Berlins? (883 Quadratkilometer)
  • Wieviel Bezirke hat Berlin? (12)
  • Was kostet eine Fahrt in einem Bus für Kinder und Schüler? (1,40 Euro)
  • Was bedeutet “Kudamm”? (Kurfürstendamm , eine Einkaufsstraße in Berlin)
  • Was ist Charlottenburg? (ein Schloss in Berlin)
  • Wie alt ist Berlin? (766 Jahre alt)

После того, как каждый ученик задал свой вопрос трём одноклассникам и сообщил им ответ на свой вопрос, учитель собирает все карточки и может проверить, запомнили ли дети новую информацию, задав им теперь вопросы сам. К этой информации можно ещё вернуться на следующих уроках, всё зависит от цели, которую преследует учитель на уроке. Не забываем, что наша цель – развивать навыки аудирования.

Далее я сообщаю учащимся новость о том, что мы получили письмо из Берлина, которое нам предстоит прочитать. Но содержание письма написано на отдельных карточках. Карточки оформляются так: на первой карточке написано начало письма, в конце сообщения пишется вопрос, ответом на который начинается следующая карточка, которая в свою очередь будет содержать часть информации, а закончится она вновь вопросом. Третья карточка начинается с ответа на этот вопрос и так далее. Методически целесообразно первое предложение и последний вопрос в каждой карточке подчеркнуть, что позволит обратить внимание учащихся на эти предложения, т.к. им предстоит по очереди зачитывать содержание своих карточек в правильной последовательности так, чтобы получилось всё письмо от начала до конца.

Это задание представляется мне значимым ещё и с той точки зрения, что оно позволяет активизировать жизненный опыт учащихся, речь идёт о правилах написания письма, которые необходимы в реальной жизни любому человеку. Это важно ещё и потому, что дети должны сами определить, кому предстоит первому зачитать содержание своей карточки – это делает тот, чья карточка содержит обращения в начале письма, а также дату его написания.

Карточки выглядят следующим образом:

Схематично структура карточек выглядит так:

Прошу обратить внимание читателей на то, что карточек следует приготовить в таком количестве, чтобы хватило каждому ученику в классе. В данном классе 14 учеников, при меньшем количестве учащихся можно раздать по две карточки каждому, или приготовить меньшее количество карточек, но с большим объёмом содержания в них.

Подобные задания применяются при чтении сказок и других связных рассказов. Они заставляют концентрировать внимание, тренируют не только слуховой аппарат, но и языковую догадку.

После того, как письмо прочитано детьми вслух, они получают его текст в полном объёме и знакомятся с содержанием самостоятельно. Письмо содержит страноведческую информацию, его можно использовать на последующих уроках, которые будут преследовать другую цель в отличие от нашего урока. Мы же просим обратить внимание учащихся на последнюю фразу “Berlin ist eine Reise wert” и высказать свои предположения о её значении, опираясь на содержание письма. Классу предлагается прослушать с магнитофона начало песни с таким же названием. Песня начинается так:

Berlin ist eine Reise wert

Das werdet ihr gleich sehen

Wer einmal dort war, weiß das schon

Der kann das gut verstehen

Wer eine Rundfahrt machen muss,

Der nimmt dazu den Autobus…

Я прошу учащихся высказать своё мнение о том, действительно ли в Берлине есть что посмотреть, и назвать известные им достопримечательности города. После того как ученики называют известные достопримечательности, они получают зрительную опору с их названиями, проговаривают их вслух, поскольку в представленном перечне есть и новые названия, с которыми дети познакомились лишь в ходе этого урока.

Список достопримечательностей:

r Kudamm  
R Tiergarten  
e Humboldt–Universität  
e Kaiser–Wilhelm–Gedächtniskirche  
Unter den Linden  
e Siegessäule  
r Reichstag  
s Schloss Bellevue  
s Schauspielhaus  
e Staatsoper  
s Brandenburger Tor  
r Alexanderplatz  
s Rote Rathaus  
r Gendermenmarkt  
e Weltzeituhr  
s Zeughaus  
r Deutsche Dom  
r Französische Dom  

И вот теперь дети имеют возможность совершить автобусную экскурсию по Берлину, как это и предлагалось в песне. Ученики прослушивают экскурсию в аудиозаписи с магнитофона. Во время первого прослушивания им нужно отметить в списке достопримечательностей Берлина те, о которых они услышат от экскурсовода.

После того, как результаты выполненной работы обсуждаются, классу предлагается прослушать экскурсию второй раз. Во время второго прослушивания ученики должны восстановить правильную последовательность достопримечательностей, которые они услышат во время экскурсии. Для выполнения этого задания они получают отдельные карточки с названиями лишь тех достопримечательностей, которые были отмечены в общем списке. Для удобства эту работу целесообразно организовать в парах, поскольку детям предстоит услышать достаточно большое количество названий. Результаты работы также проверяются вслух. Текст экскурсии на аудиокассете:

Eine Stadtrundfahrt durch Berlin

… Wir fahren jetzt den Kurfürstendamm eutlang, die berühmteste Einkaufsstraße in Berlin. Links seht ihr die Kaiser–Wilhelm–Gedächtniskirche. Sie besteht aus einem alten und einem neuen Teil. 1943 im 2. Weltkrieg fiel eine Bombe auf die Kirche. Die Berliner wollten die Reste erhalten. So baute man nach dem Krieg eine neue Kirche, in der die alte miteingebaut war. … Wir fahren jetzt durch den Tiergarten auf den großen Stern zu, so nennt man diesen Verkehrsknoten, bei dem sich viele Straßen zusammentreffen, der wie ein großer Stern aussieht. In der Mitte seht ihr die Siegessäule. Oben auf der Säule steht die Siegesgöttin Viktoria. Sie wurde 1987 neu vergoldet. Die Berliner nennen die Figur “Goldelse”. … Dort hinten seht ihr das Schloss Bellevue. … Jetzt sind wir auf der Straße des 17.Juni und fahren auf das Brandenburger Tor zu. Auf dem Tor seht ihr die Quadriga, einen Wagen mit 4 Pferden. Von 1961 bis zum 9. November 1989 war das Brandenaurger Tor durch die Berliner Mauer gesperrt. … Gleich hinter dem Brandenburger Tor sehen wir die berühmte Prachtstraße “Unter den Linden”. Wir fahren jetzt die Straße entlang. Am Ende steht das Zeughaus, ein berühmter Barockbau. … Wir kommen jetzt zum Alexanderplatz. Die Berliner nennen ihn “Alex”. Er ist der Mittelpunkt Berlins. Der Platz hat seinen Namen zu Ehren von Zar Alexander dem Großen von Russland bekommen. Am Rande des Platzes seht ihr die Weltzeituhr. … Unser Weg führt zurück über die Spree. Wir fahren zum Gendermenmarkt. Besonders interessant sind hier das ehemalige Schauspielhaus im neoklassizistischen Stil. Es wurde von dem berühmten Baumeister Schinkel gebaut. Links davon – der Deutsche Dom und rechts – der Französische Dom mit seiner hohen Kuppel…

На этом работа на уроке заканчивается, остаётся лишь услышать мнение детей о том, узнали ли они что–то новое, действительно ли Берлин достоин посещения. Поскольку, на следующем уроке в этом классе запланировано знакомство с русскими городами, я задаю детям вопрос о том, только ли немецкие города достойны посещения, (используя при этом новое выражение “eine Reise wert sein”), подвожу детей к выводу о том, что в русских городах тоже много достопримечательностей, а более всего знаменита Москва и, значит, на следующем уроке мы поговорим о ней. Так я организовала работу на уроке, основной целью которого было обучение навыкам восприятия на слух немецкой речи, а также уделено внимание навыкам говорения, чтения и письма, используя различные режимы работы на уроке – индивидуальную, парную, фронтальную.

Надеюсь, методические идеи этого урока найдут применение в работе моих коллег– учителей иностранного языка.