Открытый урок по истории в 4-м классе. Тема: "В крестьянской избе"

Разделы: История и обществознание


Предварительная работа

  • Поисковая работа среди населения села: сбор старинных предметов быта и информации об их использовании,
  • На уроках трудового обучения: конструирование из картона «Крестьянская изба»,
  • На уроках ИЗО: рисование на тему «Жизнь старинного села»,
  • Работа в библиотеке: подбор сообщений по теме: «Старинные обряды и обычаи».

Оборудование

  • Учебники, оформление кабинета в стиле русской крестьянской избы,
  • Карточки, старинные предметы быта: (весы, ухват, прялка, утюг, веретено и т.п.),
  • Словари.

Вступление

Учитель:

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье
Вот этот дом,
Нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
(Зажигает маленькую свечку.)

Ученица: (сидит за прялкой, поет):

В маленькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит. – 2 раза

Ход урока

Сообщение темы и цели урока

На прошлом уроке мы с вами побывали в гостях в княжеских палатах, в царском дворце, в имении помещика, а сегодня нам предстоит побывать в крестьянской избе. Мы познакомимся со строительством крестьянской избы, с обрядами, сопровождающими все строительство.

Проверка домашнего задания

Вам было дано задание побывать у бабушек и дедушек вашего села, собрать интересный материал о старинных бытовых предметах и их использовании.

Вещи дети собирали заранее, вели поисковую работу:

Рассказы детей:

1. Пила (лучковая).

2. Утюг (угольный).

3. Весы (безмен) и др.

Обобщение ответов

Вы не только занимались поисковой работой, вы смастерили из картона по своему представлению крестьянские избы, рисовали. А вот работа жителя нашего села, этот прекрасный дом сделан со всеми правилами строительства настоящих деревенских домов. (Показ макета дома, выполненный из дерева, работа Донского С.Г.)

Объяснение нового материала

Беседа

  • А что вы знаете о сибирской крестьянской избе, что можете рассказать?
    а) Рассказ о выборе леса (1 ученик): на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.
    б) Время строительства жилья и выбор места (2 ученика): Нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались , на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.
    в) (Ученица): При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.
    г) Переезд в новый дом (учитель): Переезд в новый дом сопровождался множеством примет (можно спросить у детей, какие приметы они знают). Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.

Обобщение

Все описанные обряды имели глубокий смысл – практический, магический и религиозный.

По дороге на новоселье играли, шутили, пели песни…

(Сценки учащихся.)

Разойдись честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно,
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

Игра «Ходит Ваня».

Вот так незаметно и подошли к дому. (Тихо звучит песня «Ой калина, ой малина…» 2 куплета.)

- Что так грустишь, посмотри-ка в окно, к нам гости пришли!

Гости:

Счастья вам хозяюшка!
Большого здоровья!
У нашей хозяюшки все в работе, и собаки посуду моют!

Хозяева: Удобно ли вам гости дорогие?

Гости: Гостям-то, известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяева: В тесноте да не в обиде. Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам.

Гости:

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Зашить можно?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
Иван, у тебя в шубе тепло?
Тепло, тепло, в шубе на печи согреться можно.
Сынок, сходи на речку за водицей.
Брюхо болит.
Сынок, иди кашу есть.
Ну, раз мать велит, надо идти…

Звучит русская народная песня. (Дети рассаживаются.)

Учитель:

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши
В руки брали просто ложки
И играли от души!

Итог урока

Работа со словарными словами, которые открывались в ходе урока.

  • Пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением шерсти.
  • Светелка – небольшая комната в верхней части жилья.
  • Матица – потолочная балка.
  • Загнет – место у устья русской печи, куда подгребают жар.
  • Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, метла.
  • Полати – нары для спанья, устроенные под потолком, между печкой и стеной.
  • Безмен – ручные рычажные весы.

Домашняя работа

Продолжить поисковую работу.