Урок-заседание "Круглого стола"в 8-м классе по теме: "Ты живи в веках, Русь славянская, изначальная!"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф на доске:

Широко ты, Русь,
По лицу Земли
В красе царственной
Развернулася! [3]

Цели урока:

1) Образовательные

  • расширить знания о восточных славянах и их образе жизни;
  • систематизировать знания об истоках государственности Киевской Руси (с древнейших времен до конца X века);
  • рассмотреть личности русских князей и политику их правления.

2) Развивающие

  • развивать навыки групповой работы;
  • учить анализировать полученную информацию;
  • учить видеть причинно- следственные связи;
  • учить работать с дополнительным материалом

3) Воспитательная

  • способствовать воспитанию уважения к истории своего Отечества.

Оборудование:

  • учебник “История России: с древнейших времен до конца XVIII века” (автор Буганов А. Н., Сахаров В. И.);
  • физическая карта современной России;
  • портреты первых русских князей: Игоря, княгини Ольги.
  • отрывки из “Повести временных лет”, “Слова о погибели земли русской”, “Слова о законе и благодати”;
  • иллюстрации по Древней Руси.
  • таблица “Периодизация Киевской Руси”;
  • хронологическая таблица “Политика правления первых киевских князей”.

Урок проводится в виде “Круглого стола”. Класс делится на группы:

- географы;
- историки;
- политики.

Учитель начинает урок с обращения внимания учащихся на доску, где написана тема урока, эпиграф и вопрос к классу: “Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?” (Учащиеся отвечают на этот вопрос в конце урока, в ходе подведения итогов).

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Понятие “ Отечество” для человека связано с конкретным краем, страной. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обстраивалась территория его государства.

История Отечества показывает единство народов России, вызывает наше уважение и восхищение их достойными делами.

Каждое поколение, как и каждый человек, учится на собственном опыте. А вот история былых времен, должна учить всех нас.

История России дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития государственности у восточных славян и рассмотреть роль первых политических деятелей в формировании единого государства в X веке.

Наверное, самым сложным в изучении истории любого народа является начальный период. Обычно отсутствуют позволяющие охарактеризовать такой период материалы, созданные самим народом: нет еще письменных источников, не хватает достоверных этнографических данных, очень смутны сведения, которые можно почерпнуть из исследований по языкознанию и археологии.

Начальная летопись не помнит времени прихода славян в Европу. В ученом этнографическом очерке, поставленном во главе Повести временных лет, она застает славян уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она называет землею Венгерской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны. Оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его и притокам и далее к северу.

С. Ф. Платонов, в “Лекции по русской истории” пишет: “Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VI веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до Верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и его правых притоках”.

II. Основная часть урока

Учитель: На просторах Восточно – Европейской равнины развертывалась история нашего Отечества. Первые признаки государственного развития зародились в районе Среднего Поднепровья, где по сравнению с другими частями страны были наиболее благоприятные условия жизни: относительно мягкий климат, плодородные почвы. Здесь в первую очередь по Днепру, проходил древний торговый путь – “Путь из варяг в греки”

“О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
Озерами многими дивишь ты,
Реками и источниками местночтимыми,
Горами крутыми, холмами высокими,
Дубравами частыми, полями дивными,
Зверьми различными, птицами бесчисленными”.[1]

Сегодня на заседании круглого стола присутствуют группы “ ученых”, которые обогатят наши знания о восточных славянах, о начальном периоде образования Киевской Руси и расскажут нам о первых князьях и их политике.

Первое слово предоставляется географам.

Географы

1. Дают физико-географическую характеристику России (используют физическую карту России).

2. Показывают территорию расселения восточнославянских союзов племен и (используют историческую карту “Киевская Русь в IX - XII веках”).

3. Показывают территорию Киевской Руси в IX веке, два государственных центра – Киев и Новгород, торговые пути (карта та же).

4. Рассказывают о влиянии географического положения на историю страны.

Вопросы классу

1. Предками, каких народов являются восточные славяне?

2. Какие основные занятия восточных славян?

3. Откуда нам известны сведения о восточных славянах?

4. Какому восточнославянскому племенному союзу удалось “собрать” под свою руку восточнославянские земли? Почему?

5. Какие вы знаете версии о происхождении названия “ Русь”?

Учитель: Говоря о Руси, необходимо обратить внимание на этапы развития Киевской Руси (расположены на доске). Нас интересует, непосредственно, I этап - начальный (2-ая половина IX- конец X веков), где указывается Русь Изначальная.

“ Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой”[2]

Сведения о происхождении восточных славян, об образовании Киева и развитии государственности на Руси нам предоставят историки.

Историки

1. Предоставляют сведения о происхождении славян, а так же первые сведения о восточных славянах.

2. Предоставляют сведения об основании Киева и рассказывают о легендарном князе Кие.

3. Предоставляют сведения о Рюрике и о начале его княжения в Новгороде.

4. Предоставляют сведения о развитии государственности на Руси.

Работа класса

Ученики работают с отрывком текста “ Повесть временных лет” и доказывают, что Кий был полянским князем, а не лодочником – перевозчиком.

(“ Однако если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду…”)

Ученики работают с учебником и отвечают на вопрос:

Кто такие норманны? Почему их приглашали править на Русь?

Учитель: На основании сообщения летописи о варягах некоторые ученые и зарубежные, и русские в XVIII - XX веках создали и отстаивали норманнскую теорию происхождения Русского государства. Её суть заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами. Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до “ призвания варягов”. А такая практика, как приглашение князя на правление была зачастую распространена в Европе.

Прослушав информацию историков необходимо сделать выводы:

1. Племенные союзы были важной вехой на пути к созданию единой славянской Руси.

2. У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности.

В основе этого лежали, наиболее быстрое экономическое, политическое и социальное развитие края, (внимание учащихся обращается на доску, где написаны объективные предпосылки образования государства, которые сложились у восточных славян в VI- IX веках).

3. На рубеже VIII-IX веков в Среднем Поднепровье уже зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русь.

4. Полянские племенные вожди, а позднее киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла и торговли, но и хорошо укрепленным пунктом от набегов кочевников.

Учитель зачитывает отрывок из “Слова…”

Не в худой и не в неведомой
Земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима
Есть во всех концах земли…
Митрополит Илларион.[4]

Итак, 862 год, начало правления варяжского князя Рюрика в Новгороде и основание династии Рюриковичей. В 60-х годах IX века на Руси образовалось два сильных государственных центра - Киев и Новгород. Соперничество между ними за руководство над всеми славянскими племенами началось едва ли не сразу. Назревало историческое противоборство между двумя русскими государственными центрами. Как разворачивались дальнейшие события, какие политические деятели были на арене, их роль в управлении древнерусским государством, мы узнаем от политиков.

Политики

1. Знакомят с личностью князя Олега и его политикой.

2. Знакомят с личностью князя Игоря и его политикой.

. Рассказывают о личности княгини Ольги и ее политике.

4. Рассказывают о личности князя Святослава и его политике.

III. Подведение итогов

Учитель: Работая на уроке, мы рассмотрели истоки становления древнерусского государства. Узнали о личных вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.

…Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро… [5]

Вопрос классу:

Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?

Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:

1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.

2.Укрепляли центральную власть

3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников.

Рефлексия:

1. Чем урок понравился (не понравился)?

2. Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу своих товарищей?

Список литературы:

  1. Древний автор (XIII в.). “Слово о погибели земли Русской”.
  2. “Слово о законе и благодати” (XI в.).
  3. Никитин И. “ Русь”.
  4. Пушкин А. С. Избранные сочинения.
  5. Пушкин А.С. “Руслан и Людмила”.

Приложение 1

Этапы развития Киевской Руси

I этап

Вторая половина IX – середина X веков.

Начальный период, время первых киевских князей. Княжили: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

II этап

Конец X – середина XI веков.

Эпоха расцвета Киевской державы.

Княжили: Владимир, Ярослав Мудрый.

III этап

Середина XI – начало XII веков.

Упадок государства, деление на отдельные княжества.

Княжили: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Мстислав.

 

Политика правления первых киевских князей

Князь

Время правления

Политика

Киевские князья

Кий

V – VI века

Основал Киев. Ходил походом на Царьград.

Аскольд и Дир

VIII – IX века

Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на Царьград.

Династия Рюриковичей

Олег

882 – 911 г.г.

Обложил данью подвластные территории. Заключил мир с Варягами. Ввел великокняжеский титул. Объединил Русь.

Игорь

912 – 945 г.г.

Заключил мир с печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала земли в устье Днепра, Дуная за Русью.

Ольга

945 – 962 г.г.

Упорядочила взимание дани в земле древлян. Приняла христианство. Заключила мир с Византией о совместной борьбе с Хазарией.

Святослав

962 – 972 г.г.

Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику централизации княжеской власти.

 

Предпосылки формирования государственности у восточных славян

Предпосылки

Суть

Экономические

1

Переход к пашенному земледелию.

 

2

Отделение ремесла от земледелия.

 

3

Сосредоточение ремесла в городах (погостах).

 

4

Возникновение меновых отношений.

 

5

Преобладание свободного труда над рабским.

 

Политические

1

Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель.

 

2

Формирование племенных союзов славян.

 

3

Угроза нападения вешних врагов.

 

4

Достаточный уровень военной организации

 

Социальные

1

Смена родовой общины на соседскую.

 

2

Возникновение социального неравенства.

 

3

Наличие патриархальных форм рабства.

 

4

Складывание древнерусской народности.

 

Духовные

1

Общая языческая религия.

 

2

Схожие обычаи и обряды.

Рис. 1. Князь Игорь

Рис. 2. Княгиня Ольга