Применение модульной технологии обучения французскому языку в 10—11-х классах СОШ с целью оптимизации учебного процесса

Разделы: Иностранные языки


Потребители. Учащиеся 10- 11 классов средних общеобразовательных школ.
Учебное содержание проекта составлено на основании Программы по второму иностранному языку для общеобразовательных школ (французский язык), автор Е.Григорьева, Москва, Просвещение, 1998.
Вопросы предпрофильной подготовки школьников являются наиболее актуальными в современной системе образования. Исходя из тезисов “Концепции модернизации образования до 2010 года”, “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
На сегодняшний день устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний. Мы, педагоги, должны стремиться формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Изменения в статусе предмета “французский язык, второй иностранный язык”, который с 2004 учебного года стал элективным для учащихся 10- 11 классов нашей школы, нововведения в образовательном процессе, некоторые демографические причины, а также изменения в настроениях школьников подвигли меня к поиску новых идей в построении курса французского языка в 10-11 классах СОШ.
Изучив психологические особенности развития молодых людей 16-17 лет и, опираясь на собственный педагогический опыт, я пришла к выводу, что наиболее рациональным методом изучения второго иностранного языка в старших классах является метод модульного обучения.
Принципами модульного обучения являются индивидуализация и самостоятельность работы.
Теоретической базой, на которую я опиралась при разработке проекта, являлись монографии Юцявичене “Теория и практика модульного обучения”, которую многие последователи считают самым фундаментальным исследованием в этом вопросе; Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе”, где излагается сущность модульного обучения; Шамова Т.И. “Основы технологии модульного обучения”. В России методика модульной системы обучения была одобрена Постановлением Правительства РФ № 796 от 6 июля 1994 г. и рекомендована к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования и Госкомвуза РФ.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
  • изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализует процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
  • ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  • отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Таким образом, технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим:

  • создать комфортные условия работы для учеников,
  • осуществлять самообучение,
  • регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала,
  • осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых знаний,
  • дифференцировать домашнее задание по возможностям и способностям каждого ученика.

Цель проекта: рационально использовать время учащихся и педагога, при этом сохраняя или повышая уровень обученности и качества знаний.

Задачи проекта:

  • выявить, готовы ли старшеклассники самостоятельно перерабатывать большой объем информации на иностранном языке;
  • разработать и согласовать с администрацией школы график консультаций и контрольных мероприятий;
  • привлечь к изучению французского языка наибольшее количество старшеклассников;
  • провести итоговую аттестацию школьников- участников проекта;
  • довести результаты проекта до администрации школы, родителей учащихся, коллег.

Ожидаемый результат – сохранение или повышение уровня обученности при измененной форме организации учебного труда.

Проект рассчитан на долгосрочное использование при условии благоприятного исхода эксперимента.
Следует отметить, что, первое, существует риск несвоевременной сдачи зачетов, что предусматривается возможностью пересдачи в промежутках между сессиями, и, второе, непонимание части предлагаемого для самостоятельного изучения материала, что корректируется в ходе консультаций.
Проект может выходить за рамки учебного процесса одной школы, учащиеся других СОШ района, по договоренности между администрациями школ, могут участвовать в работе данного проекта.
Вариантом дальнейшего развития проекта может быть разработка и реализация дистанционного курса изучения французского языка на базе нашей школы.Под дистанционным обучением мы понимаем систему взаимосвязанных средств, организационных форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанную на специфическом учебно-методическом комплексе и предусматривающую существенное увеличение доли самостоятельной работы студентов.
Программы дистанционного обучения строятся на базовых учебниках, содержащих основную учебную информацию, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Дополнительно к учебникам используются профессионально ориентированные методические разработки соответствующих курсов, аудиоматериалы, видеозаписи, компакт-диски и, наконец, возможности компьютерных телекоммуникационных технологий, таких как электронная почта, голосовая почта, электронные конференции, электронная доска объявлений, программные системы в Интернет и другие.

Пример построения модуля.

МОДУЛЬ 1.

Учебная тема “Путешествия”

Продолжительность изучения 6 недель.
Консультация – 2 часа.
Промежуточный контроль – 1 час.
Итоговый контроль -2 часа.

Задачи модуля:

  • знать 1. лексику модуля №1,
  • 2. грамматическую тему “Согласование времён системы индикатива;
  • уметь 1. воспринимать на слух законченный в смысловом отношении текст и понимать основное содержание текста,
  • 2. активно участвовать в диалоге по теме,
  • 3. составлять описание мест и людей со своей оценкой,
  • 4. написать письмо или открытку с сообщением о проведенном отдыхе.
  • понимать текст при чтении, включая детали, отношения, точки зрения, чувства, которые обозначены в тексте или о которых можно догадаться;
  • иметь представление об особенностях поездки на поезде по Франции, о способах бронирования билетов, скидках, посадке в вагон, видах железнодорожного транспорта.

Содержание заданий модуля 1.

ЗАДАНИЕ 1.

Прочитать диалоги с.4-6.
Заполнить таблицу.

  Dialogue 1 Dialogue 2 Dialogue 3 Dialogue 4
Qui parle a qui?        
Ou passe l’action?        
Quand passe l’action?        
De quoi parlent les personages?        
Comment parlent- ils?        
Quel est le but de leur conversation?        

ЗАДАНИЕ 2.

Прочитать письмо с.7.
Отметить правдивые утверждения.

  1. C’est Marie qui a ecrit la lettre.
  2. Marie a passй les vacances en France.
  3. Elle a partagй la chambre avec les Russes, les Franзais, les Americains, les Polonais, les Allemands.
  4. Malheureusement, dans le camp il n’y avait pas de piscine.
  5. De toutes les curiositйs elle a aimй le plus les chateaux..

Написать ответ Мари, в котором поделиться своими впечатлениями о своем летнем отдыхе, соблюдая структуру письма.

ЗАДАНИЕ 3.

1. Найти в словаре перевод следующих слов:

Planter la tente, dormir a la dure, dormer sous la belle etoile,se laver, cuisiner, un terrain de sport, concevoir, un renseignement, une auberge, un vehicule, gener la circulation, un sol caillouteux, le moustique, un chantiers, des fouilles archeologiques, l’amenagement des sites naturels, une chapelle.

Опираясь на данные слова, прочитать мини- тексты на с.8-9.
Заполнить таблицу.

organisation age prix activité

ЗАДАНИЕ 4.

Прочитать объявления с. 10-11
Записать имя француза и название организации, в которую Вы посоветовали бы ему обратиться.
Выполнить №2 с. 12 в тетради.

ЗАДАНИЕ 5.

Прочитать текст с.20-22.
Написать Ваше рассуждение на одну из предложенных тем:

  1. Я опытный велосипедист и могу с уверенностью сказать новичкам, что …
  2. Велосипед сегодня снова на пике моды.
  3. Я предпочитаю ездить на машине, велосипед- вчерашний день.
  4. Путешествие, которое я на могу забыть.

ЗАДАНИЕ 6.

Прочитать тексты- описания замков в долине реки Луары с.24- 26.
Выбрать один из текстов для пересказа по плану:

  1. Название замка.
  2. Год постройки.
  3. Архитектор и архитектурный стиль.
  4. Интерьер.
  5. Внешний вид и местность.
  6. Современное состояние.

ЗАДАНИЕ 7.

Рассмотреть фотографии с.28-29, прочитать подписи к ним.
Ознакомиться с информацией о скидках SNCF с.30.

ЗАДАНИЕ 8.

Подготовить письменный доклад (с иллюстрациями и фото) по теме “ Мой любимый уголок Екатеринбурга”.
Оформить на листе формата А4.

ЗАДАНИЕ 9.

Повторить тему “Согласование времен системы индикатива” с. 18.
Выполнить №2-5 с.19.

Критерии замера результатов.

№ задания % выполнения примечания
Задание 1,4,5,7,9 90% выполнения- оценка 5,
75% -оценка 4,
50% -оценка 3
 
Задание 2

1. тест
2. письмо

-//- 1. соблюдена структура письма;
2. содержание письма соответствует теме;
3. соблюдено количество знаков,
4. орфографическая корректность
Задание 3

1. перевод слов
2. таблица

-//-

-//-

 

 

Задание 6 -//- 1. соответствие плану
2. орфографическая корректность
Задание 8 -//- 1. оформление
2. наличие фото, иллюстраций, схем, рисунков, карты
3.содержание соответствует теме
4. орфографическая корректность