Игровая психотерапия как фактор повышения комфортности детей в классах с низкой познавательной активностью

Разделы: Начальная школа


Прекрасная пора детства! Ребенок, переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открыть много неизвестного.

Внимательно вглядываюсь в детские лица…

Станет ли школа для моих ребят вторым домом, будут ли они ходить в этот дом с радостью, останется ли она в будущем для них опорой или вызовет боязнь, хроническую тревогу, озабоченность, убьет любознательность и потребность в достижениях? Как зажечь в сердцах детей веру в силу знаний, помочь им осознать самих себя, свои достоинства и свои недостатки, трудности и успехи?

Ответы на эти вопросы – смысл всей моей работы.

В 1999 году, взяв своих первоклассников, не с целью поиска патологии, а скорее с целью проверки психологического климата, в котором живут дети, с тем, чтобы при необходимости этот климат улучшить, провела различные исследования и методики:

    • с целью выявления взаимоотношений в семье применила методику “Рисунок семьи”;
    • методику “Моя учительница”;
    • цвето-рисуночный тест “Мое настроение”;
    • методики определения и коррекции у детей внимания, памяти, мышления.

По результатам данных диагностик, с учетом психолого-медицинских и социальных показаний, в 2000 году на базе моего класса был сформирован класс КРО.

В классе учатся дети, приспособительные механизмы которых характеризуются достаточно низким качеством и более выраженной зависимостью поведения. Прежде всего наблюдается ослабленная готовность к учебной деятельности, некоторая заторможенность. Учатся и несколько гиперактивных детей. Таких детей отличает эмоциональная нестабильность. В связи с этим в силу объективных причин у них быстрее наступает состояние утомления, когда дети становятся крайне возбудимыми, расторможенными, подвижными. В связи с неустойчивостью и истощаемостью внимания дети начинают допускать большое количество ошибок при ответе. У таких детей проявляется нарушение интеллектуальной деятельности. (таблица № 1). Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется агрессия.

Все это влечет за собой такое восприятие нового материала, которое заставляет меня перестраивать свою работу – это и своевременное выявление трудности обучения, общения ребенка в коллективе, оперативная помощь и коррекция вкупе с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Работая в таком классе, я пришла к выводу, что эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества является игровая деятельность и создание положительных эмоциональных ситуаций.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к уроку, помогает усвоить любой учебный материал. А ведь игра еще и мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребенок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.

По результатам прохождения курсов в Москве и Красноярске, взяв за основу методики игровых комплексов И. Захарова, Р. Овчарова, я составила программу спецкурса игровой психотерапии. (Психотерапия – комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях).

Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение группы.

Основная форма занятий – игра.

В своей практической деятельности через игру я стремлюсь реализовать задачи:

    • развлекательные,
    • коммуникативные,
    • диагностические,
    • функцию коррекции,
    • межнациональные,
    • социализации,
    • игротерапевтические.

Продолжительность сеанса игровой психотерапии 25-40 минут. Частота занятий при слабом эмоциональном расстройстве – 1 раз в неделю. Фрагментарно ИПТ можно использовать на всех школьных дисциплинах.

Какие принципы ИПТ использую в своей работе?

Непринужденное дружеское отношение с детьми. Принимаю ребенка таким, какой он есть. Добиваюсь того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах более открыто и раскованно. Ребенок – хозяин своего положения. Игру нельзя торопить и замедлять.

Процесс игры складывается из четырех этапов:

  • Объединение детей в группу.
  • Рассказы.
  • Игры.
  • Обсуждение.

Эффективность работы группы состоит в том, на сколько изменился образ Я, на сколько он меняется. Для развития ребенка как личности группа представляется незаменимой.

Задачи, которые решаются в процессе игры:

  • чувство переживания;
  • развивается система самооценки, самосознания, появляется уверенность в себе;
  • ребенок получает опыт новых взаимоотношений;
  • специфичность обстановки, контакта;
  • безоговорочная симпатия и участие к каждому ребенку.

Важный фактор на занятиях играет улыбка, активность самого ребенка.

Игра – мощный лечебный фактор.

Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты. На своих занятиях использую игры с многоцелевым назначением: для забавы, для речевого и умственного развития каждого ребенка. Наряду с классическими формами и методами работы использую этюды, гимнастику, творческие вечера. Применяю игры для активного отдыха, игры на воздухе, рисование, которое помогает снять напряжение, ауторелаксацию, помогающую детям расслабиться, психогимнастику для снятия психоэмоционального напряжения, арттерапию, музыкальную терапию. Известно, что музыкой можно лечить нервное истощение, меланхолию, стресс и многие другие расстройства. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги – Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности – Бетховен, успокоительное – Брамс. Музыка обладает огромной силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Совместно с учителями изобразительного искусства, музыки помогаем ребятам открыть для себя окружающий мир, учим понимать красоту искусства, красоту жизни, развиваем кругозор детей, их интеллект.

Данный курс ориентирован на проведение практических работ, тренингов, бесед с использованием диагностических методов, драматизации.

Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей, т.е. играющие должны достаточно хорошо уловить сущность изображаемого для других образа. Эти игры являются упражнениями для способов общения в роли. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении роли для участников.

Роль может раскрыть в человеке то, что в нем скрыто, заторможено.

В педагогике и психотерапии известны случаи, когда детский театр использовался в качестве корректирующего средства для некоторых детей, страдающих замкнутостью, патологической застенчивостью, речевой заторможенностью и даже заиканием.

Организуя сюжетные игры, я имею возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения, путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.

В результате игры взаимоотношения внутри группы стали иными. Не стало непризнанных. Симпатии распределились более равномерно. В целом характер общения стал более благоприятным, отношение - “оздоровленными”.

Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью и т.д. Часто эти дети осознанно или неосознанно боятся вступить в общение. Стараюсь снять у них этот психологический барьер.

Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия – разнообразные. Но во всех случаях программа не может быть жесткой. Нужно быть готовой к различным изменениям в ходе занятий.

Приведу пример некоторых форм игры:

  • Рассказ по кругу.
  • Проигрывание известных сказок.
  • Защита фантастических проектов.

Особую роль в психическом развитии ребенка играет процесс сочинения своих сказок. Все сказанные выше специальные занятия относятся к косвенным методам обучения. Дети и не подозревают, что их учат способам общения.

Применение игр позволяет решить и другую, не менее важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Основными средствами регулирования процесса личности считаю своевременную диагностику, профилактику, коррекцию, только при этом можно добиться отличных результатов.

Для того, чтобы определить стиль взаимодействия учителя с учениками, психологический климат в классе, психологическую совместимость использовала результаты психологической диагностики по исследованию уровня психологической комфортности учащихся (по методике В.А. Кореневской таблицы № 2,3, 4). Желтый цвет – показатель комфортности, черный - дискомфортности.

Дискомфортность первое время показывали только вновь прибывшие дети.

Данные по методике М.А. Прихожан показали уровень тревожности. Тревожность оценивалась по четырем параметрам: учебная, самооценочная, межличностная и общий уровень тревожности. Наглядно на графиках (таблицы № 6,7,8,9,10,11) видно, что уровень тревожности соответствует норме. Процент высокой тревожности очень низок.

Если мы обратимся к графикам сравнения познавательной активности детей и сравним показатели моего класса и класса обычного познавательного уровня (таблицы № 12,13,14), то можно увидеть, что итоги успеваемости не сильно отличаются друг от друга, хотя класс сформирован, как я уже говорила, с учетом медико-педагогических, психологических и социальных показаний.

Данные диагностики еще раз показывают, что методика спецкурса игровой психотерапии оправдывает себя.

Проведенное анкетирование “Система отношений, общая атмосфера в школе и классе” показала, что мои ребята любят свою школу, свой класс и с удовольствием идут на занятия.

Для детей очень важен психологический климат, теплые отношения, только в такой среде они могут раскрыться. И такие занятия помогают сплочению коллектива, более теплому отношению друг к другу. Смысл таких занятий – помочь осознать детям свою индивидуальность, свою значимость.

Я познаю детей игрою, ей я ободряю и одобряю их, ввожу в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днем я веду моих детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и неспособных, здесь все равны, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости, любви.