Организация эффективной работы по обучению учащихся оптимальному чтению

Разделы: Администрирование школы


Организация эффективной работы   по обучению учащихся оптимальному чтению.

  Управление качеством образования - это управление по целям, что равносильно заранее спрогнозированным результатам. Высокие результаты могут быть получены только на основе грамотно организованного образовательного процесса. Многие управленцы  задумываются над тем, как повысить качество образования в школе? Задумалась   и  я.

 Изучая  литературу, я пришла к выводу, что коллективы     школ должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит в обучении учащихся оптимальному чтению.

По этому вопросу написано много статей. И  не стоит доказывать, что большинство  учащихся   общеобразовательных школ плохо читает, что скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и что отсюда проистекают почти все беды школьной системы. Ведь давно доказано, что фактор номер один, влияющий на успеваемость, - это скорость чтения. И поэтому необходимо каждому учителю научиться применять методику обучения оптимальному чтению на своем уроке. Для этого важно изучить методические рекомендации И.Т.Федоренко, В.Н.Зайцева, изложенные в литературе: "Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.", "Педагогические условия оптимизации подготовки учащихся к усвоению новых знаний.", "Резервы обучения чтению"соответственно. Применение методических рекомендаций дает возможность   даже наиболее слабых в педагогическом отношении детей научить быстро читать, писать,  считать.     

Научить детей быстро читать можно путем решения промежуточных задач:

  • увеличить объем слуховых и зрительных восприятий  и угла зрения;
  • отработать навык антиципации;
  • сформировать устойчивое внимание;
  • предупредить регрессии при чтении;
  • пополнять словарный запас;
  • развивать  артикуляционный аппарат.

Практика показала, что развитию навыка чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текста  в младших классах, конспектирование учебника - в старших .

Ни в коем случае нельзя уменьшать объем домашних письменных заданий. Лучшие результаты достигнутся тогда, когда каждый учитель будет проводить ежедневно, чередуя зрительные и слуховые диктанты, составляя каждые предложения на одну букву больше предыдущего. При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться как можно меньше заглядывать в него. И.Т.Пальченко рекомендует проводить упражнения следующим образом.                 Ученик читает отрывок (5-10 раз) из учебника по предмету, потом пересказывает его дословно с заглядыванием в текст. Затем учебник закрывается, а ученик пишет прочитанное по памяти, открывая учебник только в случае крайней необходимости. Каждый раз за последним, написанным до заглядывания словом, ставится вертикальная черта. Благодаря этому, учитель следит за тем, как увеличивается объем зрительных восприятий ученика.              

  Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, то необходимо  ежедневно, через определенные  промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Подключить к этой работе желательно всех учителей  и родителей. Для учителей я разработала памятку:

1. Начни урок с чтения: от 3 до 5 минут. (Выполняя единые требования:

  • Следи, чтобы ученики не допускали  регрессий (обратного  движения глаз.)
  • Вырабатывай навык  антиципации. (Умение угадывать 2-3 последующих слова на основе усвоенного содержания, по началу слова, угадать по контурам.) 
  • Используй разные виды чтения:

1.     жужжащие чтение;
2.nbsp; чтение в темпе скороговорки;
3.  чтение про себя;
4.  многократное чтение;
5.  чтение за диктором;
6.  чтение в парах: быстро читающий и слабо.

2. Включи в урок: 1.зрительный диктант (5-6 предложений.);2слуховой диктант (3-5 предложений.) 3.словарный диктант-объем согласно норме или терминологический 7-10 терминов. 4.речевую зарядку, используя пословицы, поговорки, скороговорки, терминоговорки. 5 списывание текста или конспектирование.

3. Используй занимательно-развивающие упражнения: 1.чтение слов по карточкам с изменением одной буквы: точка-бочка-кочка...2.конструирование предложений по теме. 3.поиск пропущенного слова. 

4. Отдыхай с пользой, используя работу по таблице Шульте, следи, чтобы работали только глаза.

5. Развивай зрительную память:

  • чтением слов справа налево по памяти;
  • угадыванием слов, которые произносятся справа налево: нофелет, нимрет...

6.     Стимулируй учеников, подхваливай.

7.      Выполняй упражнения для развития бокового зрения, например, вытянуть руку вперед, взгляд фиксируется на указательном пальце. Одновременно другую руку приложите к виску и периодически отводите ее в сторону. При угле 90 градусов попробуйте увидеть обе руки. Упражнение повторить, меняя положение рук.

8. Не забудь упражнения для релаксации:

  • потрясите кистями рук;
  • потрите энергично руки;
  • потянитесь и сделайте вид, что сладко зеваете - это расслабит мышцы лица, вызовет состояние релаксации.

9. Произноси аффирмации с учениками: - Я люблю читать. - Я делаю это легко и быстро. -Темп моего чтения увеличивается с каждой          минутой .- Мне легко учиться читать. Я быстро справляюсь. 
- Читаю: 150 слов  - учусь на " 5";
     120 слов - учусь на "4";                               
      90 слов - учусь на  "3"

Повторяю еще раз, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Вот каких результатов можно добиться, выполняя эти рекомендации. Возьмем для примера  5 "В" класс:

Фамилия 16.09.03 11.12.03 05.03.04 18.05.04
Антонян В. 108 118 131 115
Воронович В. 78 110 125 119
Киселев А. 110 123 125 125
Гусев М. 108 139 145 113
Мурадова В. 104 146 127 119

В ходе проведенной работы, с применением памятки по обучению оптимальному чтению, с привлечением родителей (согласно приведенной ниже таблице) и самозамеров учеников мы достигли повышения темпа чтения.

Замеры родителей Сентябрь Подпись родителей Октябрь Подпись родителей Ноябрь Подпись родител.
Про себя                                    
Вслух                                    
Замеры учителя: Про себя   Про себя   Про себя  
Вслух: Вслух: Вслух:
Оценка :     Оценка:   Оценка:  

Карта развития техники чтения

(самозамеры)

                                                                              Класс  5  "В"

         Ф.И. учащегося    Кнутов Вадим

180  
170                                                                                                            *
160                                                                                    *
150                                                   *
140                                                                                                                                *
130  
120                          *
110 *
100  
90  
80  
70  
60  
50  
40  
30  
20  
10  
дата 10.12.03 14.01.04 11.02.04 11.03.04 11.04.04 11.05.04  

От 10 до 180 - количество слов в минуту.

Подключили мы к этой работе всех: и учащихся, и родителей, и учителей-предметников и, конечно, учителей русского языка и литературы, так как  основная нагрузка ложится все-таки на них, но игра стоит свеч.

Кроме письменных упражнений и ежедневных тренировок по чтению и пересказу, И.Т.Федоренко рекомендует чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением, проговариванием скороговорок. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии, развивает артикуляционный аппарат. У многих до 5-6 класса слабо развит артикуляционный аппарат, они говорят тихо и невыразительно, поэтому полезно все уроки,  без исключения, начинать  со скороговорок. Скороговорки, подобранные И.Т.Федоренко, позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе и заикание, и картавость, и шепелявость, и гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса. На уроках физической культуры учителя применяют при маршировке скороговорки, речевки, считалки, что тоже способствует развитию артикуляционного аппарата. Таким образом, каждый, кто понимает важность обучения оптимальному чтению, использует все рекомендации, добьется успехов и  сбережет здоровье и, конечно, повысит качество обучения. В нашей школе качество повысилось в 2003-2004 учебном году на 2,5% по сравнению с 2002-2003 уч.годом.

         Особое внимание учителя нашей школы уделяют жужжащему чтению. (Жужжащее чтение - было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского)

       На каждом уроке ежедневно ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам, каждый со своей скоростью. 25 человек в классе, тренаж идет в течение 5 минут:25*5=125(чел.*мин.) тренировочной работы . Ежеурочные пятиминутки чтения  заимствованы когда-то из школ МНР. Любой урок - будь то математика, химия, пение, изо   - начинается с того, что ученики читают в режиме жужжащего чтения. Результат ежеурочных пятиминуток уникален: 5*5*5=125 минут. То есть 5минут за урок , 5 уроков в день, 5 дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Несомненно будет положительный результат. Плюс родители выполняют ваши рекомендации: читают перед сном и по очереди, и по предложениям, и по абзацам.

         Отдельно рассмотрим  вопрос о начальной школе - это, на мой взгляд, пока самое слабое звено. Здесь мы теряем 70% учеников, т.к. они дальше не могут учиться на "5" и "4".Существует несколько точек зрения, но мне близка точка зрения Н.А.Лошкаревой: к концу третьего класса, желательно, чтобы ученики читали  120 слов   в минуту, конечно, идеальна точка зрения Сухомлинского В.А.: чтение в темпе 150-300 слов в минуту.

         Учителя начальной школы должны стремиться к тому, чтобы все их питомцы к концу  начальной школы или большая часть ее имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту, писали 80 букв в минуту, безошибочно знали таблицу умножения, автоматически вычисляли - и тогда начальное образование станет сильным звеном. А всему остальному научат учителя среднего и старшего звена.

         Учителя начальных классов имеют много приемов стимулирования учащихся. Я хочу рассказать о приеме, который апробирован  и дал хорошие результаты: в конце урока  оставлять 3 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст в полголоса, каждый в своем темпе, отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в специальную тетрадь или дневник, можно применять "карту развития техники чтения", указанную выше. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. А это благотворно влияет на отношение учеников к тренировке. Стимулировать и хвалить детей обязательно, даже если увеличился темп на одно слово.

         Достигнуть результатов можно только всем вместе на каждом уроке, т.е систематичностью.

         Для улучшения темпа чтения на уроках применять различные таблицы:

1 А 2 Б 3 В 4 Г          8 Е       19 А         7 З        26 Э
   5 Д 6 Е 7 Ё 8 Ж          21 Ш          1 Н        14 Х         5 О
9 З 10И/Й 11 К 12 Л           6 Я        27 И        12 Б

      25 Ы

13 М 14 Н 15 О 16 П          20 Д        22 Ф        32 П         4 Л
17 Р 18 С 19 Т 20 У          13 М        31 Ю

      18 У

      24  Ь

21 Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч  

       9 Ъ

       15 Р

       28 К

       17 Т

25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28 Ы  

        3 Ж

        2 В

     30  Ц

       11 Ё

29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я  

       16 Г

     23 Ч

      10 С

       29 Щ

Они хорошо развивают поле зрения, как таблицы Шульте, но это еще и отдых, и развитие мышления, и памяти, и познавательного интереса к предмету. По такому же принципу можно составить таблицы по разным предметам: по химии (таблица  Менделеева Д.И.), по физике (формулы), по иностранному языку.

         Указанные выше таблицы, я использую на уроках русского языка и литературы, например:
         Силуэт -  18, 10, 12, 20, 30, 19.
         3, 19, 1, 15 - жанр.
         Зашифровываю словарные слова, термины или тему урока.
         В работе с таблицами использую памятку для ученика:

  • помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят ее всю целиком.
  • как можно быстрее составь слово, назови все буквы и т.д.
  • старайся запомнить порядок зашифрованных букв или цифр.

Каждый учитель заботится о качестве обучения, а первый шаг к улучшению качества обучения состоит как раз
в обучении оптимальному чтению. И тогда дети будут читать быстро, осмысленно и будут успевать. Так что, уважаемые коллеги, все зависит от нас, от профессионализма, от нашей любви к детям и веры в конечный успех обучения.