Комбинированный урок по истории. Тема: "Междуречье (Персия ). Местоположение. Основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие"

Разделы: История и обществознание


Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможности старых, “ традиционных “ далеко не исчерпаны ни в решении задач воспитания, ни в решении задач обучения. Хочу показать это на примере комбинированного урока в 5 классе.

“ Междуречье (Персия.) Местоположение.
Основные занятия жителей.
Правители и подданные.
Культурное наследие.”

На уроке используется карта “ Древний Восток. Египет и Междуречье, “ таблицы “ Вавилон “ и “ Персидский воин, “ аппликации, рисунки.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с тремя великими царствами VII-VI вв. до н.э.: Вавилонское, Лидийское и Мидийское царства;
  • с причинами образования и падения Персидской державы, ее управлением, жизнью и культурой;
  • способствовать воспитанию интереса к Древней истории.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного.

1. Работа на доске с кроссвордом:

1 – один из ассирийских царей (Ашшурбанапал);
2 – город – “ Логовище Львов “ (Ниневия);
3 – большое сильное государство (держава);
4 – письменность жителей Двуречья (клинопись);
5 – город в центре Двуречья, на реке Евфрат (Вавилон);
6 – страна, расположенная в верхнем течении реки Тигр (Ассирия).

Если задание выполнено верно, то в выделенных клетках мы получим название страны, расположенной недалеко от Персидского залива (Персия).

II. Ответы у доски.

1) Рассказать о начале “ железного века. “ Почему он так называется?
2) Рассказать о царском дворце в Ниневии.

III. Работа с классом.

Соотнесите города и их характеристики:

1. Мемфис

а) Город, который называли “ Логовищем львов “ и “ Городом крови “ (3).

2. Вавилон

б) Город, основанный финикийцами в сев.африке (6).

3. Ниневея

в) Первая столица египетского государства (10).

4. Ур

г) Один из крупнейших финикийских городов (5).

5. Тир

д) Город, где правил царь Хаммурапи (2).

6. Карфаген

е) Один из крупнейших городов Двуречья.

IV. Обобщение и переход к новой теме.

Т.обр., мы вспомнили, что представляла из себя Ассирийская держава – огромное Государство, созданное путём завоеваний; а сегодня мы познакомимся с ещё одной крупнейшей державой древности, название которой мы нашли в кроссворде – Персия.

Тема нашего урока:

“ Междуречье (Персия). Место положения. Основные занятия жителей. Правители и подданные. Культурное наследие.”

Домашнее задание: п.19 по учебнику Вигасин. Годер. Свенцицкая. "История древнего мира."

V. Изучение нового учебного материала.

На уроке мы рассмотрим следующие вопросы (Записаны на доске):

  1. Три великих царства в Западной Азии.
  2. Завоевания персов.
  3. Персидская держава при Дарии I; - и попробуем выяснить:

“ Почему персам удалось покорить все крупные государства Западной Азии и Египет? Что помогало персам побеждать?”

  1. Вспомните, как и когда погибла Ассирийская держава? (612 г. до н.э.- Вавилония в союзе с кочевниками – мидийцами захватила Ниневию).

С этого момента и начинается новое возвышение Вавилона, который покоряет все Двуречье.

(Показываем на карте и отмечаем значком на меловой картосхеме на доске г. Вавилон)

Сообщение учащегося, работа с таблицей “ Вавилон”:

“Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Сюда съезжались купцы со всех концов света.

Город так велик и прекрасен, как ни один из городов мира. Он застроен трех и четырех этажными домами, его пересекали широкие прямые улицы. Река Евфрат делила Вавилон на Старый и Новый город, Вавилон был окружен двойным кольцом крепостных стен. Они поражали своей толщиной, огромным количеством зубчатых башен. Стены и башни выложены из высушенного на солнце кирпича и снаружи обложены обожженным кирпичом. В стенах было 8 ворот, названных именами вавилонских богов. Возле ворот Иштар находился царский дворец, отделенный от остального города крепостной стеной. За ней – “ висячие сады”. Царь Навуходоносор II приказал их построить для своей жены, лидийской царевны. В жаркой и безлесой Вавилонии она тосковала по горам и лесам своей Родины. “Висячие сады” - одно из “семи чудес света” - поднимаются ярусами – террасами с аллеями тропических растений и водоемами.

Террасы опираются на мощные кирпичные своды. Широкие лестницы соединяют террасы друг с другом. На верхней – тенистая беседка среди пальм. Тысячи рабов строили сады – возводили своды, втаскивали на них тяжелые плиты, покрывали их слоем камыша, заливали асфальтом, сверху в два ряда укладывали кирпичи на растворе гипса. Свинцовыми пластинами прикрывали кирпичи, чтобы через них не протекала вода. На террасы внесли толстый слой плодородной земли, достаточной, чтобы могли расти даже крупные деревья. Для поливки садов рабы день и ночь качали воду из Евфрата, вращая громадное колесо, черпавшее воду кожаными ведрами. Левее садов – главная широкая улица города. Вдали- Зиккурат – 7-этажная башня при храме, с которой наблюдали за небом. Если от Вавилонии двигаться на запад, то в западной части полуострова Малая Азия, между Черным, Эгейским и Средиземным морями, попадем в Лидийское царство (делаем запись на меловой картосхеме), о сокровищах царей которых ходили легенды. Именно здесь, в VII в. До нашей эры начали чеканить первую в мире монету из сплава золота с серебром.

А к востоку от Лидии находилась Мидия (запись на меловой картосхеме). Здесь тянулась обширное и высокое Иранское нагорье, большую часть которого занимали степи и пустыни. И большие, протекавшие там реки, летом обычно пересыхали. В западных долинах, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь: основное занятие здесь – скотоводство.

На территории Мидии проживали многочисленные иранские племена, главную роль среди которых играли персы, населявшие земли неподалеку от Персидского залива (запись на меловой картосхеме).

Предводителем персов был Кир. Примерно в 550 г. до н.э. ему удалось поднять восстание против мидийского царя и стать владыкой обширного государства. Древнегреческий историк Геродот так рассказывает о том, как Кир убедил персов воевать с мидийцами.

Инсценирование учащихся:

КИР.

Я – Кир, из рода Ахеменидов, предводитель персов, повелеваю собрать всех  персов и иметь каждому по серпу. (Выходят персы с серпами).

О, персы, мой избранный народ, приказываю вам каждому за день расчистить серпом от колючего кустарника этот большой участок земли. (Персы “очищают” землю)

ПЕРСЫ.

О, чем мы разгневали всемогущего бога и царя царей? Наши руки в ранах от колючек, наши спины ноют от усталости, мы еле можем разогнуть.
(Уходят)

КИР.

Я – Кир, из рода Ахеменидов, предводитель персов, вновь повелеваю собрать к себе всех персов. Я приготовил для них пир с вином и вкусными угощениями. (Персы “пируют”)

ПЕРСЫ.

О, всемогущие боги, о, Кир, наш предводитель! До чего сладко твое вино, как вкусно твое угощенье! Как приятно твое веселье!

КИР.

Я- Кир, из рода Ахеминидов, спрашиваю вас, о персы, какой день вам больше понравился – вчерашний или сегодняшний?

ПЕРСЫ.

О, добрейший из людей, могущественный из царей! Конечно, вкусная еда и веселье приятнее изнурительного труда и забот.

КИР.

О, персы! Я- Кир, из рода Ахеминидов, объявляю вам: если вы последуете за мной, вас ждет свобода, у вас будут пиршества, подобные сегодняшнему. Если же вы не захотите сражаться за свободу, будете обречены на бесконечный тяжелый труд, как вчера.

ПЕРСЫ.

О, мудрейший из людей, могущественный из царей, веди нас. Мы поднимемся под твоим предводительством против ненавистного мидийского царя. (Уходят)

Кир много внимания уделял армии: он ввел конницу, атакам которой в ту эпоху не могла противостоять ни одна армия. (Показываем рисунок персидского воина). Захватив Мидию, Кир с многочисленным войском конных лучников двинулся дальше на запад. Вскоре он завоевал Лидию, вторгся в Вавилонию и осадил город Вавилон (показываем все на карте). Но жители города приготовились к осаде, а штурмовать крепости персы не умели. Тогда Кир пошел на хитрость: он приказал своим воинам выкопать канал, чтобы отвести реку Евфрат в другое русло. Река сразу же обмелела и по ее руслу в 538 году до н.э. (выставляем карточки с датой “538 год до н.э.” и событием “ Взятие Вавилона персами”) (Приложение 2) персы проникли в город. Вся Вавилония подчинилась Киру. Теперь его держава растилалась от границ Индии на востоке до греческих городов на западе, а сам Кир стал величаться Кир Великий. В 525 году до н.э. (карточки с датой “ 525 год до н.э.” и событием “ Захват Египта персами) (Приложение 3) его сын Камбиз захватил Египет.

ВОПРОСЫ К КЛАССУ: “Как вы думаете, почему? Что такое держава? Почему персам удалось покорить так много стран? Что помогало персам побеждать?”

Но покоренными странами надо было и управлять, что очень хорошо делал самый могущественный правитель Персии Дарий I. Какой была Персидская держава при Дарии, мы можем узнать из текста документов (тексты с документами и заданиями находятся на столах учащихся – приложение 4) и учебника.

ЗАДАНИЕ учащиеся получают по группам ( рядам):

1 группа: Документ и задание № 1 (приложение 4).
2 группа: Документ и задание № 3 (приложение 4).
3 группа: Работают с текстом учебника, с.89-90 – ищут ответы на вопросы задания № 4 (приложение 4).

Через 5-6 минут самостоятельной работы учащихся проверяем:

    1. Каковы были заботы жителей Персидской державы?
    2. Как были устроены пути сообщения? Почему?
    3. Как управлялась держава? Каким было положение областей?

Давайте подведем итоги: О чем мы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Выводы:

Таким образом, мы видим, что в Передней Азии в VII-VI вв. до н.э. существовало 3 крупнейших государства: Вавилонское царство, Лидийское царство и Мидия, среди которых возвышается Вавилония, а затем – одно из Мидийских племен – персы, в результате завоеваний образовавшие огромную Персидскую державу; наивысшего расцвета она достигала при Дарии I, который усовершенствовал управление, укрепил дороги, построил роскошные дворцы и создал огромную армию.