Сочинение по картине В. М. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" с использованием устаревшей лексики.

Разделы: Русский язык


Тема урока: Сочинение по картине В. М. Васнецова “Иван – царевич на Сером Волке” с использованием устаревшей лексики.

Цели урока:

  1. Продолжить языковое развитие учащихся.
  2. Учить овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, учить свободно говорить и писать на родном языке.

Задачи урока:

  1. Образовательные: учить составлять текст типа описания с элементами повествования на заданную тему с использованием устаревшей лексики.
  2. Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание.
  3. Воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение доводить до завершения начатое дело.

Оборудование:

  1. Портрет В. М. Васнецова.
  2. Репродукции картины.
  3. Словари:
    а) толковые;
    б) синонимов;
    в) орфографический.
  4. Текст сказки “Иван – царевич и Серый Волк”.

Этапы урока

Ход урока

Работа учащихся

I Организа-ционный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. Нам нужны текст русской народной сказки, учебник, словари, тетрадь по развитию речи.  
II Объявление темы и цели урока. Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине В. М. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке". Попробуем описать изображённое на картине художественным стилем речи с использованием устаревших слов.  
III Сообщение о художнике (подготовлен-ный ученик).   -В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна "Богатыри", "Алёнушка" и др. (демонстрация)
IV Работа с картиной. Картина написана по сюжету русской народной сказки. О чем она? -Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.
Какой эпизод запечатлел художник на картине? -На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.
Что видим на первом плане картины? -Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
Что изображено в центре картины? -На среднем плане - всадники на волке.
На дальнем? -Могучие стволы вековых дубов.
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются. Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа- символ надежды на успех, веры в счастливый финал.
V Составление плана. Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний.

I Вступление (о Васнецове, о сказке).

II Основная часть.

1. Эпизод сказки.

2. Стремительный бег волка.

3. Всадники.

а) Иван-царевич

-поза

-взгляд

-одежда

-оружие

б) девушка

-поза

-лицо

-волосы

-одежда

в) чувства героев

III Заключение (мои мысли о картине).

 
VI Описание всадников. Итак, в центре картины - всадники на волке.

Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?

Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван - царевич бережно придерживает её.
Итак, предметом дальнейшего разговора являются главные герои сказки.  
Какого типа будет ваш текст? Описание с элементами повествования.
Какие части речи используются для описания? Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
Какого стиля речи будет текст? Для красочного описания используется художественный стиль речи.
Какие средства выразительности используются? Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли.

Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.

Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение. Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
VII Работа с толковым словарём. Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов. С ними мы встретимся при описании одежды. Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 537). Парча, голевой, кафтан, кушак, сафьян, скатный (жемчуг), червлёный, яхонты.
По толковому словарю определим лексическое значение этих слов. Голевой - вытканная золотыми нитями ткань.

Кафтан - старинная мужская верхняя долгополая одежда.

Кушак - пояс из куска ткани или связанный из шнура.

Парча - плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.

Сафьяновый - сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.

Червлёный - красный, багряный.

Яхонт - старинное название драгоценных камней - рубина и сапфира.

Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах. Иван - царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана - царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
Как напишем развеваются? Почему? С безударной гласной е. Проверить: веять.
Как одета девушка? Елена одета в шёлковое платье салатового цвета. На голове - яхонтовая корона, на шее - бусы из скатного жемчуга, на ногах - сафьяновые сапожки.
Только ли историзмы можно использовать? Какие еще устаревшие слова мы знаем? Можно использовать архаизмы - устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
VIII Работа со словарем синонимов. Назовем ещё раз средства художественной выразительности для описания деталей картины. Используем словарь синонимов:  
Лес- Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный.
Болото- Топкое, вязкое, глубокое.
Волк- Огромный, серый, сильный.
Иван- Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.
Елена- Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
Вспомним развязку сказки. Какие мысли возникают при взгляде на картину? Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
Подготовьтесь к созданию письменного текста.