Итоговый урок-игра по разделу "Организм человека". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Предварительная справка. Данный урок может проводиться как итоговое занятие по разделу «Здоровье человека» по любой программе начальной школы. Класс делится на бригады «Скорой помощи» по 3-7 человек, таким образом, количество бригад может быть 2 или больше. В последнем случае учитель готовит большее количество вариантов каждого задания.

Перед началом урока в классе парты расставляются таким образом, чтобы организовать рабочее место для каждой команды.

Цели урока:

Главная цель урока: проверить знания по разделу «Организм человека», продолжить работу по формированию общеучебных умений.

Образовательные:

продолжить работу по формированию общеучебных умений:

а) учебно-организационные умения

  • продолжить формирование умения готовить своё рабочее место;
  • учить вовремя и правильно манипулировать нужными предметами;
  • нацелить на выполнение поставленной задачи;
  • формировать умение принимать и оказывать помощь.

б) учебно-интеллектуальные умения:

  • формировать умение сравнивать, выделять главное,
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

в) учебно-коммуникативные умения:

  • развивать умение слушать;
  • упражнять в умении выступать перед классом, участвовать в обсуждении;
  • формировать умение целенаправленно работать в малых группах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к здоровью и жизни человека.

Развивающие:

  • развивать психические процессы: мышление, память, внимание, устную речь, воображение, логическое мышление

Оздоровительные:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни

Оборудование:

  • бинт, перекись водорода, йод, вата, пластырь, красный маркер;
  • бумажные части скелета человека (комплекты по количеству бригад);
  • клей-карандаш у каждого участника игры;
  • распечатки заданий командам;
  • кассета с музыкой, магнитофон;
  • видеокассета с фильмом;
  • конверты с «письмами»;
  • грамоты;
  • символика «Скорой помощи» для оформления класса.

Ход игры

Перед началом урока в классе парты расставляются таким образом, чтобы организовать рабочее место для каждой команды.

1. Условия, цель игры.

Учитель: Сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Здоровье человека». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы покажете во время ролевой игры, выполняя обязанности врачей. Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?

Дети: Звонит в «Скорую помощь».

Учитель: Как вызвать «Скорую помощь»?

Дети: Позвонить по телефону 03 и назвать свой адрес.

Учитель: Вот и вы сегодня разделитесь на бригады врачей «Скорой помощи» и будете помогать людям сохранить свое здоровье.

2. Деление на «бригады».

Учитель: Работой каждой бригады руководит главный врач, он же распределяет задания между членами бригады. Сейчас я назову имена главных врачей бригад, затем каждый врач по очереди выберет себе в бригаду по 1 человеку и так до тех пор, пока в классе не останется ни одного учащегося.

Главные врачи выбирают по 1 игроку, формируя команды.

Учитель: Прошу бригады занять свои места.

3. Теоретическая подготовка. (4 балла)

Учитель: Перед тем, как доверить врачам жизни людей, нужно быть уверенным, что они имеют хорошие знания. Поэтому первое задание – теоретическое.

Выполнив задание, каждая бригада или главный врач (в случае споров) выбирает 1 человека, который представит вашу работу. При проверке заданий бригада, исправившая чужую ошибку получает дополнительный балл.

Подчеркните лишнее, объясните свой выбор.

Задание бригаде 1.

Задание бригаде 2.

  • глаза, нос, сердце;
  • легкие, желудок, носоглотка;
  • пищевод, кровь, желудок;
  • почки, череп, позвоночник.
  • глаза, артерия, сердце;
  • бронхи, почки, носоглотка;
  • эритроциты, кровь, желудок;
  • почки, череп, ребра.

Результат работы:

  • глаза, нос, сердце;
  • легкие, желудок, носоглотка;
  • пищевод, кровь, желудок;
  • почки, череп, позвоночник.
  • глаза, артерия, сердце;
  • бронхи, почки, носоглотка;
  • эритроциты, кровь, желудок;
  • почки, череп, ребра.

По окончании задания учащиеся зачитывают группы понятий, называют лишнее, в случае необходимости объясняют свой выбор.

4. Какой орган? (2 балла)

Учитель: Все бригады показали хорошую теоретическую подготовку. Но перед тем, как вам можно будет доверить здоровье и жизнь человека, надо убедиться, что вы сумеете правильно определить любой орган человеческого организма. Поэтому следующее задание – узнать орган по описанию.

Задание бригаде 1. Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельченную и смоченную пищу. (Пищевод)

Задание бригаде 2. Они состоят из «пузырьков», не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)

5. Перевязка пострадавшего. (5 +5 баллов)

Учитель: Главных врачей прошу выделить по 1 члену бригады. Теперь, удостоверившись в основательности ваших знаний, вы можете приступить к медицинской практике. Окажите первую медицинскую помощь людям, получившим порезы. Бригады должны правильно обработать рану, не причинив лишней боли пациенту.

Учитель приклеивает на палец каждого игрока пластырь с красной полосой, изображающей порез, «пострадавшие» отправляются в соседние бригады. После выполнения задания проверяется качество перевязки, «пациенты» дают отзыв о работе медицинского персонала, за внимательное, тактичное обращение с «больным» бригада получает дополнительно до 5 баллов.

6. ДТП - «починить скелет». (10 баллов)

Учитель: К сожалению, в городе ежедневно происходит множество дорожно-транспортных происшествий. Сейчас вашим бригадам предстоит выполнить сложнейшую и ответственейшую работУчитель: собрать, буквально «по косточкам», человека, попавшего в ДТП.

Бригады собирают бумажный скелет человека из предложенных вырезанных деталей, наклеивая их на единый лист бумаги.

7. Письмо от пациента. (5 баллов)

Учитель: В пункт «Скорой помощи» пришли письма, в которых ваши ровесники описывают неприятные болезненные симптомы, которые они регулярно испытывают. Познакомьтесь с письмами, установите причину недомоганий, дайте рекомендации по их устранению.

1. У меня часто к четвертому уроку начинает болеть голова, и из-за этого я не могу ничего решить по математике или понять на других уроках. После прогулки мне лучше, я даже в течение часа хорошо выполняю домашние задания, а потом – опять головная боль, ошибки. С некоторыми ребятами из нашего класса происходит то же самое. Почему?

2. Я не очень люблю школьные завтраки, поэтому вместо них покупаю чипсы и спрайт, а на обед – бутерброд и вафли. Так вкусно! Только настроение все равно плохое: на уроках-то я получаю тройки! Мама говорит, что плохие оценки - из-за еды. Разве такое может быть?

Бригада 1: Скорее всего, голова болит из-за того, что на переменах ребята плохо проветривают класс. Мы бы порекомендовали им проветривать класс на каждой перемене и записаться в какую-нибудь спортивную секцию.

Бригада 2: Мы считаем, что мама права, ведь «Спрайт» вафли и бутерброды – это достаточно однообразное питание, в котором мало необходимых питательных веществ. Поэтому мозг не получает необходимого питания и плохо справляется со своей работой. Если правильно питаться: есть овощи, фрукты, молочные продукты, рыбу, мясо, то постепенно и успеваемость может улучшиться. Правда, для этого все равно необходимо заниматься.

8. Подведение итогов.

Подсчет баллов членами жюри.

Каждая бригада вовремя награждения получает памятный лист.

Учитель: Вот и подошла к концу наша деловая игра. Надеюсь, что она вам понравилась. А чему научила вас игра? Что в ней было самым главным?