Родительское собрание: Семейный совет "Какой папа нужен ребенку?". 3-й класс

Разделы: Работа с родителями

Класс: 3


Тема. Семейный совет «Какой папа нужен ребёнку?»

Цели.

  • Способствовать развитию доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
  • Формировать культуру общения отцов и детей, культуру отцовского восприятия учебных умений своего ребёнка.
  • Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных ситуаций, связанных с детьми.
  • Способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей.

Оборудование: плакаты с высказываниями великих людей, таблички, карточки с заданиями для конкурсов, стенд с сочинениями детей и фотографиями, анкеты, тесты, памятки, выставка книг и журналов, выставка рисунков детей, реквизит к выступлению учащихся и конкурсам, большое сердце и маленькие сердечки из бумаги, фонограммы песен, награды.

Участники: папы, мамы, дети, классный руководитель.

Вопросы для обсуждения:

  • На какой основе строятся отношения отца к ребёнку.
  • Роль отца в воспитании детей.
  • Как любить своего ребёнка.

Подготовка.

  1. Подготовка писем – приглашений для родителей.
  2. Подготовка музыкального сопровождения.
  3. Анкетирование детей и тестирование отцов. Анализ полученных материалов.
  4. Подготовка карточек с заданиями и памяток.
  5. Изготовление подарков для мам и пап.
  6. Подготовка выставки книг и журналов.
  7. Конкурс сочинений «Один день из жизни моей семьи».
  8. Оформление выставки рисунков «Как я провёл выходной день?».
  9. Подготовка сценария круглого стола. Разучивание стихов, сценок, песен с учащимися.

Ход собрания.

I. Председатель родительского комитета объявляет повестку собрания.

II. Беседа «Какой папа нужен ребёнку?» (Приложение 1.)

III. Семейный совет на тему «Поговорим? Поговорим!»

В класс входят дети под песню «Мы желаем счастья вам».

Песня «Взрослые и дети» (Приложение 2.)

Мини – тренинг «Сердце» (для детей).

  • Ребята, как называют доброго человека? Какими словами? (Ласковый, нежный, умный и т. д.) А ещё этого человека называют «сердечный». У него доброе сердце. А ведь тепло и любовь к другим исходит от сердца.
  • Посмотрите, какое оно большое. Почему? Правильно, оно полно добра и любви…
  • Как вы думаете, чьё это сердце? (Наших мам и пап.)

В большом сердце мам и пап всегда найдётся место каждому из вас, поэтому все ваши маленькие сердечки и поместились на большом сердце. Уважаемые родители, посмотрите, что у нас получилось. Это общая радость того, что мы все вместе.

Учитель. За окнами синий сгущается вечер, и вы к нам пришли отдохнуть в этот час.

Пусть распрямятся папины, мамины плечи. Пусть шутки и смех зазвучат среди нас.

Сегодня папы и мамы держат экзамен на право быть родителями. Жизнь заставляет нас ежедневно принимать ответственные решения. А в воспитании детей тем более. Поэтому мы предлагаем вам, уважаемые родители, встретить этот час с улыбкой и обсудить решения неожиданных ситуаций на большом Семейном совете, а помогут вам в этом ваши дети.

  1. Всех, кого люблю я и сердцем, и душой,
    Сегодня в этом зале на собрании со мной.
  2. Шли мы в школу, дождик капал, и сказал мне Боря вдруг:
    «Папа мой – не просто папа, он мне самый лучший друг!»
  3. Какой же дом без папы! Правда же, ребята?
    Кто починит табуретку, на машине подвезёт,
    В дневнике моём отметки знает все наперечёт!
  4. Отцовские руки, отцовские руки! Они никогда не страдают от скуки!
    Им в день выходной не бывает покоя, знакомо тяжёлое им и большое.
  5. Хоть мама его никогда не попросит, картошку всегда он с базара приносит.
    Он тяжести ей поднимать запрещает, а я виноват – значит, мне попадает.
    А если накажет, то только для виду, и в сердце своём не таю я обиду…
    Могу об отце говорить без конца, ведь нет человека лучше отца!
  6. Мы с папой решили уборкой заняться.
    «Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться».
    «Идея прекрасная» - мама сказала
    И тотчас из дома она убежала.
  7. Пять часов мама в парке сидит, со страхом она на мобильный глядит.
    «Когда же уборке будет конец. Смогу ль я вернуться домой, наконец!»
  8. Мы шутим, конечно, но очень приятно,
    Когда с тобой рядом и мама, и папа!

Учитель. Начинаем конкурсную программу. У нас 2 команды: «Ай да папы!» и «Ай да мамы!». Оценивать ответы команд будет жюри. (Представить членов жюри.)

Задание 1 - «Выбери выражение».

Задание для пап. Отметьте те фразы, которые вы должны использовать в общении со своим ребёнком, анализируя его учение.

Задание для мам. Отметьте те фразы, которые нельзя употреблять в общении с детьми.

  • Что ты получил сегодня?
  • Ничего, не расстраивайся, у нас есть время всё исправить.
  • Я так и знал (знала). И в кого ты такой уродился?
  • Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
  • Сколько можно тебе это объяснять!
  • Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно?
  • Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты?
  • Садись и учи ещё раз, а я потом проверю.
  • Давай разберёмся в том материале, который для тебя так труден.
  • Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
  • Что нового ты узнал сегодня в школе?
  • Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!

Инсценирование стихотворения «Родители – почемучки».

Что мне делать с папой, с мамой? Папа – как ребёнок малый, мама – тоже.

Тяжко, трудно! Где ответы им возьму, если слышу поминутно: «почему» да «почему»?

  • Почему ты несерьёзный?
  • Почему пришёл так поздно?
  • Почему подрался с Вовкой?
  • Почему две двойки снова?
  • Почему портфель без ручки?
  • Почему не учишь русский?
  • Почему в носках ты разных?
  • Почему так безобразно застелил свою кровать?

Как им всё растолковать? Ничегошеньки не знают!

Эх, да если б знал я сам… Пусть к нам в школу поступают:

Педагогов много там, объяснят всё-всё они – только руку вверх тяни!

Задание 2 – «Точный ответ».

Сто вопросов – один секрет.

Все готовимся к нему – отвечать на «почему?»

Вопросы команде «Ай да папы!»

  1. Какая самая неприятная для двоечника вещь в портфеле. (Дневник)
  2. Какой инструмент применяют родители для воспитания непослушных детей. (Ремень)
  3. В каком году ваш ребёнок поступил в 1 класс?

Вопросы команде «Ай да мамы!»

  1. Кто самый главный человек в школе. (Ученик)
  2. Как называется помощь ученику, которую оказывают шёпотом. (Подсказка)
  3. На какой улице находится наша школа?

Задание 3 – «Нельзя!»

(Ребёнок сидит на стуле, а «отец» - в кресле читает газету.)

Ребёнок.

Папа вазу опрокинул, кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» - всё семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью, это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» - скажут про меня.

Папа. Нельзя трогать! (Связывает шарфом руки.)

Ребёнок.

Я пойду в кино, прогуляюсь заодно -
Голову проветрю…

Папа. Не пойдёшь! (Связывает ноги.)

Ребёнок.

Я тружусь целый день, и поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть, телевизор поглядеть.
Все программы без разбора я смотрю аж «до упора».

Папа.

Нельзя смотреть детям! (Завязывает глаза.)
Вовочка, тебя сегодня в школе вызывали?

Ребёнок. Вызывали, папочка… Завтра тебя вызывают…

Папа. Помолчи! (Завязывает рот.)

- Как вы думаете, что чувствует этот «ребёнок»? Обмен мнениями.

Всякое бывает в семье. Не избежать ошибок, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Запреты должны быть разумными.

- Чего родителям по отношению к своим детям допускать нельзя?

(Наказывать едой, бить, обзывать бранными словами, кричать, наказывать публично, много раз повторять свои требования, унижать и т. д.)

Учитель. Маме без папы бывает очень трудно. Хорошо, когда папы и дети помогают маме в домашних делах.

Песня «Мы с папой». (Приложение 2.)

Учитель. А вот ещё одна картина, которую вам представят дети. Может быть, кто-то узнает себя и задумается.

Ведущий 1. Кто умнее всех на свете?

Родители.Наши дети, наши дети!

Ведущий 2. Кто милей вам всех на свете?

Родители. Наши дети, наши дети!

Ведущий 1. Кто нам сердце любовью лечит?

Родители. Наши дети, наши дети!

Ведущий 2. Кто так жаждет с нами встречи?

Родители. Наши дети, наши дети!

Все ученики. Ваши дети!

Ведущий 1. Как любят нас мамы и папы!

Ведущий 2. Но иногда не обращают внимания на то, как мы себя ведём.

Ведущий 1. Может, покажем, как это бывает?

Ведущий 2. А что, давай.

Сценка «Петины родители».

Папа.

Здравствуйте, зрители! Мы Петины родители.
Папа и мама. А это наш сынок Петенька.

Петя.

Я - мальчишка удалой, очень шустрый, озорной.
А подраться, пошалить, кто же может не любить?

Мама.

На часах девятый час, торопись, сыночек в класс,
Вот тебе книжки и тетрадки, я пирог положила сладкий.

Петя.

Я сегодня инвалид, у меня живот болит.
Больно мне ворочаться – в класс идти не хочется.

Мама.

Ты, сыночек, нездоров? Позовём мы докторов.
Пусть тебя они осмотрят, капли разные дадут.
Если это очень нужно, пусть укол тебе введут.

Петя.

Не хочу я докторов. Я уже почти здоров.
Только кружится слегка почему-то голова.

Папа.

Ты, сыночек, полежи! И о школе не грусти!
Справочку тебе напишут твои добрые родители.

Ведущий 1. Папа с мамой за порог, а Петенька прыг – да скок.

Ведущий 2.

Помните, родители, есть такие дети!
Не пишите справок им ни за что на свете!

Учитель. Всегда ли родители должны выполнять все желания детей? Какие советы вы можете дать таким родителям? (Обмен мнениями.)

Задание 4 – «Семейные проблемы».

Наша повседневная жизнь наполнена различными ситуациями, которые порой кажутся нелепыми и смешными, но разрешить их довольно непросто. Здесь важно найти наиболее эффективный выход из создавшегося положения. Я предлагаю каждой команде по 2 ситуации. Прошу Вас обсудить их и ответить на поставленные вопросы.

Ситуации для обсуждения команде «Ай да папы!»

  1. У ребёнка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы.
    - Как поступить?
  2. Вы не узнаёте своего сына. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. О чём говорят вам посторонние люди, иногда это прорывается и в ваш адрес.
    - Что делать?

Ситуации для обсуждения команде «Ай да мамы!»

  1. Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама сегодня приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня. Но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
    - Проанализируйте ситуацию.
  2. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
    - Найдите выход из данной ситуации.

Учитель. Старайтесь не упустить момент, когда вы нужны детям, когда они тянутся к вам, хотят обсудить с вами важные для них вопросы. Порой ребята в силу каких-то обстоятельств не могут с вами поделиться своими мыслями, им кажется, что взрослые их не поймут.

Сценка «Нет у родителей с детьми взаимопонимания».

Девочка 1. Увы! Родители подчас совсем не понимают нас…

Мальчик 1.

Придя с работы, папа мне говорит с порога:
- А ну, дневник давай-ка! – и смотрит строго-строго.

Мальчик 2.

Спешу к друзьям, случается, ведь ждут, прошли все сроки!
Шагну – навстречу мама: - Куда ты? А уроки?

Девочка 2.

И так – весь день, до вечера: - Уселась? Делать нечего?
Ты что ж не почитаешь? Всезнайкой себя считаешь?

Мальчик 1. - Ты мылся? Чистил зубы? Ложись! Опять проспишь!..

Мальчик 2. Ну, как, вы мне ответьте, терпеть мученья эти?

Девочка 1.

Ведь мы-то взрослых не корим, когда захочется вдруг им
Сидеть без дела целый час или когда им не до нас.

Девочка 2.

Не только в будничные дни совсем не слышат нас они,
Но даже в выходные – как будто неродные!..

Девочка 1.

Возможно, знает кто-нибудь, как мамам, папам намекнуть,
Чтоб нас они не дёргали, а то задёргать долго ли?

Мальчик 1. К чему нас так испытывать – воспитывать, воспитывать?

Девочка 2.

Подобная забота совсем не обязательна:
Должны же мы хоть что-то решать самостоятельно!

Мальчик 2. Неужто не удастся нам уверить в этом пап и мам?

Девочка 1. Увы! Попробуй их пройми – напрасные старания…

Все. Нет у родителей с детьми взаимопонимания!

Учитель. Извечный вопрос «отцов и детей» приходится решать почти в каждой семье. И этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где нет контакта с ребёнком, где сын или дочь с горечью говорят: «Родители меня не понимают».

- Уважаемые взрослые, была ли в вашей жизни ситуация, когда дети хотели сделать что-то хорошее, а вы не поняли и расценили их поступок иначе?

Музыкальная пауза – танец «Вальс» в исполнении детей.

- Скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься с детьми в свободное время?

- А кто из пап зимой с детьми ходил на рыбалку?

- Кто из вас знает, что желают друг другу рыбаки, когда идут на рыбалку? («Хорошего улова», «Ни пуха, ни пера», «Ни щучки, ни чешуйки».)

Задание 5 –игра «Подлёдный лов».

Сейчас наши папы вместе с сыновьями отправятся на зимнюю рыбалку и займутся подлёдным ловом. (Играют 2 отца и 2 ребёнка.)

На полу «лунки» (2 маленьких обруча), в них «плавают» рыбки. Вот вам орудие лова – удочки. Держать удочку необходимо вдвоём, но каждому только одной рукой. Кто наловит больше рыбы за 1 минуту: папы или сыновья?

- Что мы пожелаем рыбакам?

Учитель. После зимней рыбалки хорошо отдохнуть в своём родном, уютном, желанном доме и послушать рассказы детей о том, как вы проводите с ними свободное время, какие добрые дела для них делаете. (Несколько детей зачитывают свои сочинения.)

Скоро наступит Новый год, но всегда ли этот праздник в семье интересен детям? Давайте подумаем, как сделать наступающий праздник весёлым и интересным для детей. Я предлагаю родителям поделиться интересными традициями встречи Нового года в семейном кругу. (Начинается разговор о семейных традициях.)

Сам по себе праздник не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный торт. Не возникнут подарки – сюрпризы, которые сделаны родными руками. Разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получим радость и понимание, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе.

Задание 6 – «Наряди ёлку»

Есть старинная традиция наряжать ёлку сладостями. Это очень нравится детям. Давайте устроим соревнование между мамами и девочками. Мамы будут украшать игрушками и сладостями одну ёлочку, а девочки – другую. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит. (Участвуют 2 мамы и 2 девочки.)

Помните, что только совместная деятельность рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакт с детьми, способствует взаимопониманию и создаёт духовную близость.

  1. Подведение итогов конкурсов и награждение победителей.
  2. Дети благодарят родителей.

- Милые папы, милые мамы, как хорошо, что вы рядом сейчас.

- За то, что вы самые лучшие на свете, вам весёлую песенку дарят дети.

- От плохого настроения превосходно лечит пение.

- Станет легче в час любой, если песенка с тобой.

- Ну а вы не отставайте, своим детям помогайте.

Песня «Кенгуру» (Приложение 2.)

Ребята, а кому бы вы хотели подарить свои маленькие сердца с признаниями в любви и пожеланиями? (Дети дарят сердечки своим родителям.)

  1. Поблагодарить детей за помощь в проведении собрания и пожелать:

Я желаю вам, расти и не скучать, мам и пап совсем не огорчать
И всегда просить прощенья за любые огорченья.

(Ребята угощаются сладостями с новогодней ёлки и уходят.)

IV. Итог собрания.

1. Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания.

Решение собрания.

  • Рекомендовать папам проводить больше времени с детьми, найти совместные увлечения.
  • Стараться строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
  • Как можно чаще советуйтесь друг с другом по проблемам воспитания ребёнка.
  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

2. Отзыв родителей о собрании:

  • Я узнал, что…
  • Я убедился, что…
  • Меня не смогли убедить в том, что…