Урок-путешествие. Внеклассное чтение. М.М. Пришвин "Синий лапоть"

Разделы: Литература


Цели:

  • научить ребят понимать текст, находить и открывать интересное для себя в рассказах о животных, природе.
  • беречь животных, окружающую нас природу.

Оборудование:

 

  • выставка рисунков учащихся выполненных на уроке ИЗО – учитель Насонова Н.П.
  • карта – маршрут путешествия,
  • декорации к инсценированию, костюмы,
  • заяц-беляк несколько картинок, репродукций.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодняшний урок внеклассного чтения я хочу начать с вопроса. Чему мы можем удивляться? (Ответы учащихся). Хорошо, молодцы!
Вспомните, пожалуйста, мы с вами на уроке русского языка подбирали синонимы к слову удивляться. Что значит удивляться? (Радоваться, восхищаться, восторгаться, благоговеть, умиляться). Это замечательные слова, молодцы!
А что вы, ребята, можете сказать о человеке, который умел восхищаться, благоговеть? Какой он? (Добрый, чуткий, любознательный, открытый людям, миру)
Сегодня мы продолжим разговор о М.М. Пришвине. Вот кто умел удивляться, и своими открытиями, наблюдениями замечательными рассказами умел удивлять людей, читателей.
Вы, ребята, любите путешествия, походы? Мы сегодня на уроке отправимся за открытием, в поход за удивлением, а поможет нам Пришвин и его рассказ “Синий лапоть”. Познакомьтесь с маршрутом похода (называю пункты остановок на карте).

Готовность к походу проверяю вопросами (за правильный ответ ученик получает зайчика):

– Как называли мелкий хворост? (Грачевник)
– В какое время года исчезли зайцы? (Осенью)
– С чем связали местные жители исчезновение зайцев? (С вырубкой леса)
– Какое слово я пропустила? Найдите пропущенное слово:

“Родионыч был такой _________, что лучше всякой гончей мог найти зайца” (искусник).

– Гончие, кто такие? (Охотничья собака особой породы)
– Просиял когда? Что это значит, просиял? (Просиял – засветиться, переносное стать радостным, приветливым счастливым)
– Молодцы, к походу готовы, отправляемся.

II. Игра-путешествие.

1. Зимняя поляна.

Сжато, емко передать содержимое рассказа – по цепочке, по 1-2 П. Учащиеся передают друг другу “Снежный ком”

2. Домик лесника или охотника-профессионала.

– У него в гостях ученые, я вас познакомлю:

  • Профессор биологии Синицын С.Л.
  • Профессор математики Ларионов Д.В.
  • Ученые лингвисты: Бусыгина С.А., Жарникова Ю.Н.

– Можно задать вам вопрос. Вы читали рассказ Пришвина “Синий лапоть”? Что вас, как ученых удивило?

Биолог рассказывает о зайце-беляке; математик объясняет понятие "аршин", лингвист – "гомонили", "дом с мезонином", следопыт "конфуз", "лапоть".

  • Аршин – русская мера длины 0,71 м, художественное понятие 2 аршина, больше чем в математике.
  • Гомонили (просторечие) громко, шумно разговаривать, кричать + по тексту.
  • Мезонин – надстройки над серединой по тексту дома.
  • Конфуз – (разг.) состояние смущения, неловкости.
  • Лапоть – плетеная обувь изо льна, но в шутку в разговоре так могут назвать человека совершенно некультурного, необразованного.

– Ребята, мы сейчас с вами все запоминаем, т.к. у нас походные условия, слова запишем на следующем уроке. А о лапте потолкуем в конце урока. Спасибо ученым.

3. Лесная галерея.

Выставка работ учащихся, подготовленная учителем ИЗО – Н.П. Насоновой. Я представляю ей слово. 1-2 ученика говорят, почему выбрали этот сюжет, цвет и т.д., Н.П. оценивает работы.

4. Привал. Пень-муравейник.

Мальчики идут переодеваться, девочки пересказывают “Синий лапоть”:

а) от лица рассказчика.
б) от лица зайца.

5.  Индивидуальная работа: кроссворд (для слабоуспевающих)

КРОССВОРД.

По вертикали:

1. Как по-другому называется мелкий хворост?
2. Кто такой Родионыч?
3. Как называют охотничью собаку?
4. То, чем охотятся.
5. Кто такой синий лапоть?

По горизонтали:

1. Кто написал рассказ “Синий лапоть”?
2. По какому знаку обнаруживают охотники животного зимой?
3. Заячий хвостик на языке охотников.

Ответы:

по вертикали: 1. Грачевник. 2. Следопыт. 3. Гончая. 4. Ружье. 5. Заяц;
по горизонтали: 1. Пришвин. 2. След. 3. Цветок.

6. Инсценировка.

Показывают мальчики. Все остальные придумывают название увиденному. (Cцена охоты)
Музыка (музыканты подбирали самостоятельно произведения и комментировали).

6. Финиш.

– Так почему же рассказ называется “Синий лапоть”?

Информация из книги “Крылатые слова”: "синий чулок", "синяя борода", "синяя птица" и "синий лапоть".

  • необыкновенный;
  • необычный;
  • смешливый.

– Похож наш заяц на лапоть? Ведь лаптем называют в разговоре некультурного, необразованного человека. (Заяц неординарный, его надо беречь!)

Строки из “Моя родина” Пришвина.

III. Итоги урока. Оценки.

Литература, используемая для урока:

  1. “Литература в школе” №5, 95 г., стр. 34 О дневниках Пришвина.
  2. Стр. 71 "Откроем прекрасные стороны души человеческой". Урок по дневник. записям.
  3. №3, 96 г. Книга М.П. – но не о природе, а о революции.
  4. Стр. 108 Пришвин “Времена года” 5 класс.