Урок математики во 2-м классе по теме: "Десятичная система счисления"

Разделы: Математика, Начальная школа


Задачи:

  • рассмотреть десятичную систему счисления как частный случай системы построения многозначного числа;
  • вести работу по формированию у детей умения строить величину по данному числу и системе мер;
  • формировать умение строить систему мер в заданной системе счисления;
  • осваивать переход к новому позиционному способу записи многозначного числа;
  • повторить известные детям величины и их мерки;
  • развивать внимание, мышление учащихся;
  • способствовать формированию у учащихся умения работать в группе (в паре);
  • формировать детскую самооценку, взаимооценку до и после выполнения задания по совместно выработанным критериям оценивания.

Оборудование:

  • изображение чашек и блюдец сервиза с примерами на каждом предмете;
  • карточки с названиями величин и их мерок (на каждую группу);
  • карточки с текстами рецепта заваривания чая (на каждую группу);
  • изображение конфет на магнитной основе для работы у доски;
  • карточки с числами до 10 для подвижной игры;
  • индивидуальные наборы из трех украшений торта для проведения рефлексии урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).

“Здравствуйте”, — ты скажешь человеку.
“Здравствуй”, — улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.

Сегодня у нас на уроке гости. Как вы думаете, с какой целью они пришли? Чем вы хотите их удивить? Вы волнуетесь? Урок пройдет успешно?

II. Приглашаю всех на математическое чаепитие.

Устные упражнения на доске.

Рисунок 1.

Фронтальная работа с индивидуальной проверкой. Составим пары, решив примеры. (Одной чашечке не хватает блюдца).

Составьте пример перехода через десяток с ответом 14.

На полочке есть три блюдца, какое выбрать? Докажите. 15+1 7+7 11+3

III. Работа с величинами и их мерками.

Сервиз готов, пора и чай заваривать. Но дело это не простое. Не зря говорят: “Чай заваривать – не дров нарубить”. Тут наука нужна, без величин не обойдешься.

В группах.

Прочитать рецепт заваривания чая, определить какая математическая величина участвует в нем.

В литровый чайник засыпать щепотку чая и добавить несколько капель воды. Все перемешать. Добавить снова щепотку чая и еще немного воды; все повторять до тех пор, пока чайник не станет полным. (Объем).

Докажите. (Речь идет о вместимости, мерки – щепотка, литр).

Чтобы двигаться дальше, вспомним и о других величинах и их мерках.

Работа в группах.

Восстановить список величин:

  • масса (  );
  • … (см, дм, км);
  • количество ( , пара);
  • … (литр );
  • … (  );
  • площадь ( ).

Проверка. Обмен работами между группами.

Оценивание: по правильности, по сложности работы в группе.

Рисунок 2.

IV. Работа устная и в тетрадях.

1. Построение величины по числу и системе мер.

Любят взрослые и детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.

В вазочку положим конфеты.

Рисунок 3.

  • В какой системе счисления построены мерки? (Троичная).
  • Докажите. (Вторая мерка состоит из трех первых; третья – из трех вторых).
  • Назовите основную мерку. 1).
  • Как называются мерки К2, К3? (Дополнительные).
  • Начинаем сыпать конфеты? (Нет, числа не хватает).
  • Ищем число.

2. Посмотрите и решите, какое задание для вас приготовлено. Найти одинаковые числа в таблице и в строке.

11(3) III II I  
102(3) 1 2   (4)
122(3) 1   1 (3)
102(4)   1 1 (3)
120(4) 1   2 (3)
101(3) 1   2 (4)

122(3) – “лишнее” число.

По нему и будем строить величину М. Что показывает каждая цифра в этом числе? От чего зависит значение цифры? (От места в записи числа).

Самооценка до начала работы: сможешь ли ты выполнить это задание?

Самостоятельное построение величины. Один ученик у доски.

Проверка.

Оценивание. Можно ли принять эту работу за образец правильности? Оцените свою работу по правильности.

V. Измерение величины в десятичной системе.

1. В разных системах счисления мы измеряли и строили величины, но одну из них не использовали. Какую? (Десятичную). Не возникает ли в связи с этим у вас вопроса? (Да, возникает, почему так?)

Запишем вопрос: Почему десятичную систему изучаем отдельно?

Посчитаем те же конфеты в десятичной системе счисления. Что это значит? (Считаем до 10, результат: 17(10)).

2.

Пирожки румяные
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
Понаблюдаем, поглядим.

Работа с учебником с.88 №268.

Измерить в пятеричной системе – взаимопроверка в парах, в десятичной системе – с комментированием.

3. №270

Дорога за тортом (результат – 57).

VI. Итог урока.

Чем же “знаменита” десятичная система счисления? (Вопрос остается).

VII. Рефлексия урока. “Украсть торт”.

  • Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
  • Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.
  • Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.