Обучение чтению младших школьников

Разделы: Иностранные языки


Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации из печатного текста.

Для чтения не требуется ни собеседника, ни слушателя – нужна лишь книга.

За годы работы в школе у меня сложилась система, которая позволяет сравнительно быстро и хорошо научить читать вслух всех учащихся, которые к этому стремятся.

Когда алфавит изучен, ребята уже хорошо знают согласные и гласные звуки, приступаем непосредственно к чтению.

В своей работе я придерживаюсь следующих установок:

1. Дети учат правило (каждый ребенок должен уметь быстро и четко изложить его суть своими словами или так, как правило, записано в тетради).
2. Учащиеся обязательно записывают правило в тетради.
3. Предлагаю несколько устных тренировочных упражнений на закрепление этого правила.
4. Перед изучением каждого нового правила обязательно повторяем все предыдущие правила в такой последовательности, в какой ребята их заучивали.
5. Затем даю несколько разнообразных тренировочных упражнений на все изученные правила.
6. Кроме того, на одном из последних этапов урока 3-4 мин. Посвящаю тренировочным упражнениям и текущему контролю изученных правил.

На чтение в младших классах я обычно уделяю от 7 до 25 мин. в зависимости от возраста младшего школьника. 25 мин. на уроке я отвожу уже для работы над относительно большими сюжетными текстами (“Мой дом” или “Времена года”).

Упражнения на закрепление правил должны быть разнообразными, но не меняться как в калейдоскопе, т.к. ребята должны привыкнуть к установкам.

Правила чтения, которые я использую в учебных целях, предельно упрощены, по возможности приближены к тем, с которыми ученики ознакомились на уроках языка в начальной школе. Например: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.

Прежде чем перейти к изучению основных правил чтения, провожу небольшую беседу. Объясняю, что в английском языке правил чтения больше, чем в русском, и они разнообразнее. Бывает, что в английских словах гласные буквы чередуются с согласными, стоят по очереди: гласная, согласная и т.д. Но есть такие “дружные” гласные, которые не хотят разлучаться, стоят в слове рядом, “держатся за руки”, и тогда даже при чтении они произносятся как один звук. С такими неразлучными подружками – гласными мы знакомимся позже (например EE, OO, EA и некоторые другие). Объясняю, что этим буквам время от времени хочется побыть в одиночестве, и тогда они бродят, по словам без подруг.

Основные правила чтения предлагаю учащимся в следующей последовательности:

Правило 1. В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

Упражнения

    1. Посмотри на слово. Сколько в нем гласных? Назови их.
    2. Посмотри на слово, подели его на слоги. Почему ты их так поделил? (Для этого упражнения я выбираю слова без “букв-подружек”).

Правило 2. Слог, который оканчивается на гласную, называется открытым.

Упражнения.

    1. Посмотри на слоги, покажи открытые.
    2. Выбери, подчеркни или выпиши открытые слоги.

Правило 3. Буква “Е” в конце слова (кроме односложных слов) никогда не читается и называется немой.

    1. Найди слово с немой “Е”.
    2. Скажи (подчеркни, выпиши) в каких случаях “У” читается, в каких не читается.

Правило 4. Слог, который оканчивается на согласную, называется закрытым.

Упражнения.

    1. Покажи (подчеркни, выпиши) закрытые слоги.
    2. Посмотри на слоги, скажи какие из них открытые, а какие закрытые.
    3. Подчеркни одной чертой открытые слоги – двумя – закрытые.
    4. Выпиши в 2 столбика открытые и закрытые слоги.

Правило 5. Согласные буквы B D F K L M N P S T V Z чаще всего читаются как звуки b d f k l n p s t v z.

Привожу пример этого урока, на котором вводится это правило.

“Как произносить эти буквы при чтении? А вот так. Мы уже говорили, что у каждой буквы в алфавите есть свое имя. Давайте назовем имена написанных букв на доске. А теперь, чтобы узнать, как чаще всего произносятся эти буквы при чтении, называем только ту часть имени, которая состоит из гласного звука, и сразу же закрываем ротик на “замочек”. Нужно успеть закрыть ротик, чтобы узнать, что же это за звук”.

Продолжаем тренироваться. Указываю на буквы в алфавитном порядке, обратном алфавитному и вразброс.

Следующее упражнение “Буква-звук”. Указываю на букву и говорю что назвать: “имя” буквы или звук, который произносится при чтении этой буквы. Потом показываю карточку. Если буква написана черным, то нужно назвать ее “имя”, если синим – звук.

Я бы не рекомендовала вводить более одного правила за урок.

С чтением тех согласных, которые читаются по-разному в зависимости от места в слове и т.п., знакомлю учащихся тогда, когда соответствующее слово впервые встречается при чтении упражнений. Чтобы правило лучше запомнилось, стараюсь использовать образное мышление ребят. Вот несколько примеров: “Когда буква S попадает в слове между гласными (стоит и держит их за руки), она произносится как звук z. Ей весело с гласными (они ведь любят петь), и звук, поэтому получается веселым zzzzzzzzzz.

Если слово начинается с буквы K, а за ней следует буква N, то K становится буквой злюкой, у нее портится характер и настроение: стоит и молчит, как в рот воды набрала.

Правило 6. В открытом слоге гласная буква читается так, как она называется в алфавите. Другими словами: в открытом слоге гласная буква свое имя не теряет.

Как палочку-выручалочку я вешаю таблицу, которая нам помогает. В таблице записана последовательность мыслительных операций.

  1. Сколько в слове гласных букв?
  2. Сколько слогов?
  3. Какие это слоги?
  4. Как произносятся буквы первого слога?
  5. Как читается первый слог?
  6. Как произносятся буквы второго слога?
  7. Как читается второй слог?
  8. Как читается все слово?

Хорошо бы в конце каждого учебника вклеить памятку такого содержания.

Опрос я начинаю с более сильных учеников, чтобы дать остальным приготовиться.

Главное, что нужно усвоить ученикам, да и учителю тоже: нельзя идти вперед, не выучив как следует предыдущие правила, не доведя чтение соответствующих слов до автоматизма.

Практикую в работе “зачеты”. Младшим школьникам не только нравится слово “зачет” (как у студентов), но и форма его проведения. Кроме заданий, содержащихся в учебнике, предлагаю еще одно: карточку с заданием, аналогичным тем, которые неоднократно выполнялись учащимися в классе (объясни, как читается слово, почему так, по каким правилам). Детям нравится тянуть билеты-карточки. На такой зачет уходит до 30 мин. урока.

Постепенно ввожу новые задания: чтение на время. Давая на дом задания можно разнообразить его, указав, за какое время нужно прочитать на “5” на “4” на “3”. Кроме простого чтения можно почитать парами, почитать на внимание (прерываю одного ученика и спрашиваю другого). Можно читать хором двумя командами, читать на личное первенство, читать как по радио или по телевизору, читать как электроник, т.е. быстро и четко.

Примерно к концу марта наступает момент, когда интерес к чтению довольно резко падает (вероятно, сказывается усталость). Тогда на урок я приношу хорошо иллюстрированные детские книжки или английские газеты и минут10 посвящаю чтению их: рассматриваем, ищем знакомые слова, играем, у кого в газете в 10 строчках окажется больше знакомых слов, пытаемся догадаться, о чем идет речь в той или иной статье. Тогда мотивация обучения резко повышается.

Для текущего контроля и повторения использую карточки, а задания могут быть такими: подели слово на слоги, объясни по каким правилам оно читается, прочитай слово и скажи, сколько правил ты вспоминаешь, читая его, и назови эти правила.

Позже начинаем читать книги домашнего чтения (одинаковые для всех). А на лето я даю прочесть любую книгу, но для этого объясняю, как работать со словарем.

Дети 6-7 лет, как правило, сильно хотят научиться читать, умение читать, по их мнению, отличает большого от малыша. Не воспользуйся этой тягой учитель, начни учить читать позднее, и результаты будут гораздо хуже – интерес ослабнет, появятся другие желания.

ПРИЛОЖЕНИЕ