Роль текстового опроса на уроках литературы

Разделы: Литература


Одна из задач, стоящих перед преподавателем литературы, – научить учащегося работать с текстом. В процессе изучения курса литературы учащийся должен освоить множество различного рода текстов: статьи учебника, тексты художественных произведений, критические статьи и т. п. Не секрет, что это занятие для современной молодёжи не является потребностью. Не хотят и не любят читать! Как сделать так, чтобы сам процесс чтения, знакомство с творчеством писателя стал радостным и необходимым современному молодому человеку. Как приблизить художественное произведение, помочь понять и осмыслить его поколению, которое так стремительно от всего этого отдаляется, реагируя лишь на рекламный сленг и “Краткое изложение всех произведений школьной программы”?

Работая со студентами первого курса, завершающими курс обучения литературе, и студентами – будущими преподавателями русского языка и литературы, особое внимание на своих уроках я уделяю именно работе с текстом художественных произведений.

Я убеждена, что в первую очередь учащиеся обращают внимание на то, а насколько сам преподаватель знает содержание того произведения, которое он обязывает их прочитать. Перед началом изучения художественного произведения я даю возможность задать ребятам любой вопрос по содержанию. Это вызывает большой и неподдельный интерес у студентов.

Сколько лет главному герою? Рассказывает ли автор о любви героя? – самые популярные вопросы. Как я заметила, в такой беседе очень важно для преподавателя самому цитировать текст произведения наизусть (что для учителя, много лет посвятившему общению с прекрасным миром литературы, не так сложно). Например, начиная знакомство с романом М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, я спрашиваю ребят, что они уже знают об этом произведении. Ответы как всегда такие: “Сложное произведение”, “Начал читать и ничего не понял”, “Снимается фильм, лучше подожду и затем посмотрю!” Но когда говоришь, что одна из глав романа начинается словами “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”, ребята сразу оживляются, задают вопросы, иногда очень скептические, не верят этим словам. Тогда открываю текст романа (для многих это первое впечатление от объёма и содержания книги) и читаю: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”. Прошу объяснить смысл этой фразы, начинается дискуссия, а после урока я вижу, как большинство ребят идут в библиотеку за книгой. Так начинается дорога к Булгакову, и отправная точка – текст романа.

Обязательное требование с первого урока – полное прочтение текста. С первых же уроков предлагаю студентам текстовые опросы. Это стимулирует ребят, развивает мышление, память, речь, способствует созданию определённого статуса в коллективе. Ведь даже самый тихий и скромный ученик, может, обладая отличной памятью и старанием, проявить себя при выполнении текстового опроса.

Я стараюсь разнообразить проведение текстового опроса. Студентам очень интересно проверить себя при выполнении таких заданий. После изучения 2–3 произведений они уже сами начинают составлять подобные задания, которые оцениваются учителем и вывешиваются на стенды. Таким образом, работа с текстом художественного произведения становится для студентов интересным занятием, где они не только могут получить отметку, но и проявить свои способности и таланты. Приведу несколько примеров таких заданий, которые вызвали интерес у большинства студентов.

Пьеса А.Н. Островского “Гроза”

Предлагаются следующие вопросы (их можно предложить учащимся, как перед началом изучения пьесы, так и после прочтения текста):

  1. Борис Григорьевич – сын сестры или брата Дикого?
  2. Из-за чего Дикой ругается больше всех?
  3. Как хотел Дикой расправиться с Кудряшом?
  4. Почему Кудряш не боялся Дикого?
  5. Дикой хотел, чтобы и племянница (сестра Бориса Григорьевича) приехала в Калинов. Почему она не приехала? Назовите причину.
  6. С какой целью Кулигин хочет изобрести вечный двигатель?
  7. Стихи какого русского поэта читает Кулигин Борису Григорьевичу?
  8. Чем кроме механики и изобретательства занимался Кулигин?
  9. Кем из великих россиян восхищается Кулигин?
  10. Какое образование получил Борис Григорьевич?
  11. Назовите причину смерти родителей Бориса Григорьевича.
  12. Где Борис Григорьевич встречал Катерину?
  13. Что поразило Бориса в Катерине?
  14. Куда и с какой целью уезжал Тихон Кабанов?
  15. Как Варвара заметила, что Катерина влюблена в Бориса?
  16. Кто помогал Варваре и Катерине ходить ночью на свидания и при случае предупреждал их об    опасности?
  17. Как у Варвары оказался ключ от калитки?
  18. Какую добродетель больше всего ценит в купечестве странница Феклуша?
  19. О каких странах рассказывает Феклуша?
  20. В своём рассказе Кабановой о Москве Феклуша рассказывает об огненном змее. Что она имеет в виду?
  21. Что в Москве Феклуше не понравилось?
  22. Кого в Москве Феклуша приняла за дьявола?
  23. Кто это – люди с пёсьими головами, о которых рассказывает странница Феклуша?
  24. Как звали мужа Кабанихи?
  25. Как наказан Борис?
  26. За что Катерина просит прощения у Бориса?
  27. Как ведёт себя Тихон во время поисков пропавшей жены?
  28. Как звали брата Дикого?
  29. На что просил Кулигин деньги у Дикого?
  30. Назовите возраст Кулигина.

Интересно, что даже после, казалось бы, внимательного прочтения пьесы студенты не могли дать ответ на некоторые вопросы. С большим интересом они вновь обращались к тексту пьесы и искали ответ на эти вопросы, а затем удивлялись, что при первом чтении не обратили внимания на эту информацию. Те же студенты, кто сразу давали обстоятельный ответ на предложенные вопросы, вызывали у остальных уважение и похвалу и получали заслуженную оценку. Данные вопросы можно предложить учащимся для письменного ответа, но более интересно проходит урок-игра “Умники и умницы”, где каждый учащийся или группы учащихся получают вопросы и озвучивают ответы перед классом. Если правильный ответ даётся сразу и доказывается текстом, то оценивается высшим баллом. Если учащиеся затрудняются дать ответ сразу, то могут воспользоваться текстом пьесы и зачитать ответ.

Роман И.А. ГОНЧАРОВА “Обломов”

“СОН ОБЛОМОВА” ГЛАВА 9

ТЕСТ

1. Как далеко от уездного города находилась Обломовка?

  1. В 10 км
  2. В 20 км
  3. В 30 км

2. Какая птица услаждала своим пением жителей Обломовки, так как в каждом доме она находилась в нитяной клетке?

  1. Канарейка
  2. Перепел
  3. Соловей

3. Чем откармливались индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням в Обломовке?

  1. Пшеном
  2. Хлебом
  3. Орехами

4. Чем занимались в Обломовке после обеда?

  1. Спали
  2. Работали
  3. Каждый занимался своим делом

5. Что за “повальная болезнь” царила в Обломовке?

  1. Лень
  2. Обжорство
  3. Сон

6. У маленького Илюши были

  1. Няня
  2. Гувернёр
  3. Гувернантка

7. Маменька рассказывала Илюше, что в лесу живёт

  1. Баба Яга
  2. Соловей-разбойник
  3. Леший

8. Любимая сказка Илюши

  1. О Емеле дурачке
  2. О Василисе Премудрой
  3. О Змее Горыныче

9. При золотухе болят

  1. Ноги
  2. Глаза и уши
  3. Живот

10. Что в семье Обломовых покупалось в городе на деньги, очень экономилось и хранилось под ключом у самой хозяйки?

  1. Конфеты
  2. Чернила
  3. Свечка

11. Что в семье Обломовых сопровождалось стонами, воплями и бранью?

  1. Ссоры
  2. Мытьё в бане
  3. Трата денег

12. Какую игру в семье Обломовых любили?

  1. В карты
  2. В жмурки
  3. В салки

13. Какая болезнь часто (1–2 раза в месяц) бывала в Обломовке?

  1. Простуда
  2. Угар
  3. Мигрень

14. Почему в семье Обломовых 4 дня не читали полученное письмо?

  1. Не умели читать
  2. Боялись плохих вестей
  3. Не было времени

15. Что, по мнению родителей Илюши, дороже всего в жизни?

  1. Знания
  2. Здоровье
  3. Счастье

Если попросить ребят зачитать правильные ответы, то получится связный рассказ на тему “Жизнь в Обломовке”.

Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Тест № 1

1. У попа жил

  1. Иван 
  2. Пров 
  3. Лука

2. Бурмистр Ермил Гирин провинился

  1. Украл деньги
  2. Изменил список рекрутов
  3. Пьянствовал

3. Последыш – это

  1. Оболт-Оболдуев
  2. Утятин
  3. Веретенников

4. Богатырь святорусский – это

  1. Яким Нагой
  2. Савелий
  3. Гриша Добросклонов

5. Кем был в прошлом князь Утятин?

  1. Губернатором
  2. Чиновником
  3. Вельможей

6. Из какой губернии мужики – странники?

  1. Из Пустопорожней
  2. Из Подтянутой
  3. Из Терпигоревой

7. Матрёна Тимофеевна и её муж Филипп

  1. Филипп старше
  2. Матрёна старше
  3. Они ровесники

8. На ярмарке продавались косули. Что это?

  1. Животное
  2. Одежда
  3. Орудие труда

9. Лобанчик – это денежная единица в

  1. 3 рубля
  2. 5 рублей
  3. 10 рублей

Тест № 2

  1. В поэме называются 12 главных церковных праздников. Назовите 5 из них.
  2. За что князь Утятин награждён орденом Георгия Победоносца?
  3. Сколько детей у Матрёны Тимофеевны?
  4. Кого автор считает счастливым и почему?
  5. Какая глава поэмы не была напечатана при жизни автора и почему?

Тест № 3

  1. В какое время года была ярмарка в селе Кузьминское?
  2. Как звали губернаторшу?
  3. Один из героев поэмы Кудеяр. Кто он?
  4. За что был на каторге дед Савелий?
  5. Где живёт Матрёна Тимофеевна?

Тест № 4

  1. Опишите внешность деда Савелия. Какое сравнение находит автор?
  2. Во сколько обошлась мельница Ермилу Гирину?
  3. Кто из мужиков-странников был грамотный и умел читать?
  4. Где живёт Яким Нагой?
  5. О чём песня “Бурлак”?

Тест № 5.

Назовите правильные (неправильные) утверждения.

  1. Странники нашли счастливого.
  2. Оболт-Оболдуев гордился своей родословной.
  3. Матрёна Тимофеевна не считает себя счастливой.
  4. Матрёна Тимофеевна – губернаторша.
  5. У Оболта-Оболдуева было оружие.
  6. Ермил Гирин сидит в остроге за подделку списка рекрутов.
  7. Яким Нагой любит выпить.
  8. Гриша Добросклонов хотел учиться в университете.
  9. Матрёна Тимофеевна жила в детстве в пьющей семье.
  10. Княь Утятин раньше был вельможей.
  11. Матрёна Тимофеевна растит пятерых сыновей.
  12. Гриша Добросклонов был сыном старосты.
Н

А

Т

А

Ш

К

У

В

Т

А

П

Ь

Ш

Е

Р

Т

О

У

Н

Д

Е

А

Р

Е

У

З

Ш

Д

Р

Р

А

Т

О

Л

Н

И

О

Е

А

Н

Я

Ж

Ь

Б

Е

Л

Й

П

Е

Т

Ю

Л

И

Р

О

Х

О

В

И

Л

А

З

Г

М

Ь

Я

П

О

О

Н

Р

О

А

Р

Н

А

Л

Е

Ф

Ё

Д

Интерес вызывает у учащихся решение ассоциативных кроссвордов, которые они очень любят составлять сами. Например:

Сколько здесь героев романа Л. Толстого “Война и мир”?

Таким образом, текстовый опрос играет большую роль в процессе приобщения учащихся к чтению художественных произведений, позволяет преподавателю и учащимся сотрудничать на уроке, стимулирует самостоятельную работу учащихся. Учащиеся и преподаватели имеют прекрасную возможность проявить весь свой творческий потенциал в создании разнообразных, интересных и неожиданных заданий для текстового опроса. А в итоге такой приём позволит в дальнейшем делать и качественный анализ художественного произведения. Я считаю, что тогда ученик и учитель будут идти на урок с радостью. А урок литературы станет тропинкой в огромный и прекрасный мир.