Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Отличие простого предложения с однородными членами от сложного предложения"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Выявить и усвоить отличительные особенности простого предложения с однородными членами и сложного предложения. Формировать умение пунктуационно оформлять предложения данных типов.
  • Развивать речь учащихся, учебно-интеллектуальные умения.
  • Воспитание самостоятельности, привитие интереса к предмету.

I. Организационный момент

Звучит музыка. Приветствие.

II. Повторение

1. Орфографическая минутка.

Эпиграф:

Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!

– Выписать слова с непроверяемыми орфограммами, (русский, ребята, прекрасен, велик, язык).

– Выписать слова с проверяемыми орфограммами, (страна, близкий).

– Выписать слово с приставкой (прекрасен).

2. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над предложением. (На доске: ПРЕДЛОЖЕНИЕ) – Что мы называем предложением?

– Какие бывают предложения по цели высказывания? – По интонации?

– По наличию второстепенных членов предложения?

– Для чего мы изучаем эту тему? (Для красоты нашей речи.) – На какие виды делятся предложения?

(На доске: ПРОСТЫЕ          СЛОЖНЫЕ)

3. Записать предложение, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух грамматических основ.)

– Как вы понимаете эту пословицу?

4. Работа с пословицами.

  • Добро не горит и не тонет.
  • Без труда нет плода.
  • Наш сокол маленький, да удаленький.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Из малого выходит великое.
  • Не устоять худу против добра.

– Сгруппируйте пословицы по смыслу, (о добре, о труде, о значении роста).

– 1-й ряд выбирает пословицы о добре, 2-й труде, 3-й значении роста.

– В тетрадь выписать пословицу с однородными членами предложения, объяснить смысл пословиц. Доказать, что это предложение с однородными членами.

5. Физминутка для глаз.

III. Новая тема

– Вы записали сложное предложение и простое. Сегодня мы будем работать над

различием сложного предложения и простого с однородными членами.

– Как отличить простое предложение от сложного? (По наличию грамматических основ.)

(На доске: [-=]         [-= ], [-= ], ...)

(Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, в сложных предложениях каждая часть – самостоятельное предложение.)

– На стенах расположены схемы предложений. Их необходимо собрать и разместить правильно. (Под простым и сложным предложениями.)

– Что общего у простого предложения с однородными членами и сложного предложения? (Союзы: а, и, но.)

– Сделайте вывод о пунктуации в простых и сложных предложениях. 3). Творческая работа в парах.

Соединить части сложного предложения. Выделить грамматическую основу.

Помните! Части сложного предложения связаны по смыслу.

Сверкнула молния загорелась на небе семицветная радуга. Снова ударил грома
Ярость молний вслед за тем послышался резкий удар грома.
постепенно ослабевала начался ливень.
Улыбнулось из-за туч удары грома становились все отдаленнее
Солнышко и глуше.

Упр. 73 стр. 51.

Выписать предложения, которые соответствуют схемам:

[ – = ], [ – = ], [ – = ]. [ – = ], и [ – = ]. [= – и – ].

(Выделить грамматическую основу, поставить запятые.)

5). Формирование практических навыков. Словарная работа на вертушках.

Б_ГРЯНЫЙ

ВЕТ_Р

Ж_ЛТЫЙ

_З_РНОЙ

ШОР_Х

– На какие группы можно распределить, по каким признакам?

– Объяснить орфограммы. Составить предложения: простое с однородными членами и сложное. Выделить грамматическую основу.

IV. Д/3 упр. 69, стр. 49

V. Итог урока. Тест

1. Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

2.Отметь схему сложного предложения:

а) [ – = ];

б) [ – = ], [ – = ];

в) [ – = О, О, О ].

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

а) [ = – ], [ = – ];

б) [ = – ];

в) [ – =, = ].

4. Перед союзом и запятая ставится:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях;

в) никогда.

5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания.

Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий.