Урок информатикм в 3-м классе на тему: "Построение линий, эллипсов, прямоугольников и многоугольников в графическом редакторе Paint"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель: обобщить и систематизировать ранее полученные теоретические знания и продолжить формирование практических умений и навыков во время работы в графическом редакторе Paint.

Задачи:

а) образовательные:

  1. Повторить основные понятия строения и функции графического редактора Paint.
  2. Повторить основные принципы работы при построении линий, прямоугольников, эллипсов и многоугольников.
  3. Закрепить ранее полученные теоретические знания на практике.

б) воспитательные:

  1. Воспитание сознательной дисциплины.
  2. Воспитание внимания и усидчивости.
  3. Воспитание интереса и положительного отношения к предмету информатика.

в) развивающие

  1. Развитие логического мышления.
  2. Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.

Методы: игра “Веселая рыбалка”.

Тип урока: урок закрепление.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: графопроектор с экраном, доска, мел, импровизированное озеро, удочка, компьютеры.
  • Раздаточный материал: тетрадь ученика, карточки с кроссвордом, мозаика, рисунки домиков.

План урока:

1. Организационный момент (1-2 минуты).

2. Повторение (10-15 минут).

    1. Условия игры, деление на две команды.
    2. Жеребьевка и название команд.
    3. Первый конкурс “Разминка”.
    4. Второй конкурс “Поймай рыбку”.
    5. Подведение итогов первого и второго конкурсов.
    6. Физкультминутка.

3. Практическая часть (20-25 минут).

3.1. Объяснение цели.

3.2. Третий конкурс “Отгадай кроссворд”.

3.3. Четвертый конкурс “Собери мозаику.

3.4. Пятый конкурс “Нарисуй домик”.

4. Подведение общего итога урока (1-2 минут).

5. Домашнее задание (1-2 минуты).

1. Организационный момент

Прозвенел звонок. Я жду вашу готовность. Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, вы уже давно работаете с графическим редактором “Paint” и совсем недавно вы прошли темы “Рисование линий” и “Рисование прямоугольников, эллипсов и многоугольников”. Так вот сегодня мы повторим все, что знаем о редакторе “Paint”, а также закрепим на практике основные умения и навыки работы в графическом редакторе с инструментами “Линия”, “Прямоугольник”, “Эллипс” и “Многоугольник”.

2. Повторение

2.1 Условия игры, деление на две команды, выбор капитанов команд.

Условия игры:

/Включить графопроектор и положить пленку с изображением заставки (Рисунок 1 из Приложения 1)/

<Рисунок 1>

Повторение пройдет в необычной форме. Мы проведем игру “Веселая рыбалка”. Для этого необходимо разбиться на две команды и выбрать капитанов команд.

/Учащиеся рассаживаются за парты. Парты необходимо установить таким образом, чтобы вся команда могла разместиться за ними. Для удобства парты можно сдвинуть./

Игра разбита на конкурсы. За каждый конкурс команда получает определенное количество баллов. Каждый балл – это одна рыбка (вырезанная из бумаги).

2.2. Жеребьевка и название команд.

Капитаны определяют очередность (кто первый – на “пусто-густо”, “густо” - первый). Затем получают инвентарь (маленькое пластиковое ведерко), куда и будут складывать заработанные баллы, т.е. свой улов. А команды сами выбирают себе “рыбное” название (“Ерши”, “Караси” и т.д.).

2.3. Первый конкурс “Разминка”.

На экран высвечивается Рисунок 2 (Приложение 1), на котором изображены различные рыбки и некоторые элементы окна графического редактора Paint. Нужно посчитать количество рыб и записать все изображенные элементы окна в свою рабочую тетрадь (Приложение 2).

<Рисунок 2>

По истечении времени жюри (учителя, приглашенные на открытый урок или сам учитель) подсчитывает количество правильных ответов и выявляет команду, которая указала большее количество понятий употребляемых при работе с графическим редактором (все одинаковые варианты вычеркиваются, а оставшиеся правильные оцениваются в 1 балл).

/Для ограничения времени (2-3 минуты) этого конкурса можно включить музыкальное сопровождение (живую, интересную песенку про рыбную ловлю)/

2.4. Второй конкурс “Поймай рыбку”

Второй конкурс называется “Поймай рыбку”. Вам нужно поймать рыбку. Но все рыбки у нас необычные. У каждой рыбки есть свой номер, а точнее номер вопроса. А ваша задача дать правильный ответ на вопрос.

За правильный ответ – 2 балла (оценка “5”). Если ответа нет, то отвечает кто-то из команды. Тогда количество баллов снижается и за правильный ответ команда получит только 1 балл (оценка “4”).

/Дети подходят по одному к импровизированному озеру, забрасывают удочку, ловят рыбку и отвечают на вопрос. Конструкция озера и удочки может быть любая. На конце лески вместо крючка маленький магнитик, а каждая рыбка в области головы снабжена скрепкой./

<Рисунок 3>

Итак, вопросы:

1. Как запустить графический редактор? (Ответ: Нужно выполнить команду “Пуск” – “Программы” - “Стандартные” - “Графический редактор Paint”)

2. Как завершить работу с редактором, не сохраняя работу? (Ответ: Нужно выполнить команду “Файл” – “Выход” или нажать кнопку “Закрыть”. При появлении запроса о сохранении нажать кнопку НЕТ.)

3. Как отменить неверное действие? (Ответ: Выполнить команду “Правка” - “Отменить”)

4. Как избавиться от старого рисунка и взять новый лист? (Ответ: Выполнить команду “Рисунок” - “Очистить”)

5. Перечислите типы линий (Ответ: Три типа линий: прямая, произвольная и кривая.)

6. Укажите инструменты, которыми рисуются различные линии. (Прямые линии рисуются с помощью инструмента “Линия”, произвольные – “Карандашом”, а кривые – инструментом “Кривая”.)

7. Как нарисовать прямоугольник и квадрат? (Ответ: Выбрать инструмент “Прямоугольник”. И протянуть указателем по диагонали. Для рисования квадрата выполнить те же действия, но удерживая нажатой клавишу <Shift>.)

8. Как нарисовать кривую линию? (Ответ: Выбрать инструмент “Кривая” и толщину линии под набором инструментов. Перетащить указатель. А затем дважды изменить кривизну дуги указателем.)

9. Как нарисовать вертикальные, горизонтальные линии и линии под углом 45 градусов? (Ответ: Выбрать инструмент “Линия”. Во время построения удерживать нажатой клавишу <Shift>.)

10. Как нарисовать многоугольник? (Ответ: Выбрать инструмент “Многоугольник”. Перетащить указатель и щелкнуть в каждой вершине будущего многоугольника, а в последней вершине – щелкнуть дважды.)

2.5. Подведение итогов первого и второго конкурсов.

Давайте подсчитаем ваших “рыбок” и определим лидера по итогам первых двух конкурсов. А результаты запишем в турнирной таблице на доске.

2.6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали от напряженной работы. Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру на внимание. Эта игра называется “3, 13, 33”. На счет 3 вытягиваем руки перед собой. На счет 13 – в стороны. А на счет 33 – вверх. Те, кто выполнит неправильно или дернет рукой, выбывают из игры (садятся на стул).

/Чтобы ускорить процесс выбывания учитель может показывать неправильные положения рук./

3. Практическая часть

3.1. Объяснение цели.

Ну что ж ребята, с повторением вы справились хорошо. Интересно, а как дела обстоят на практике? Давайте проверим? Итак, переходим к практической части.

3.2. Третий конкурс “Отгадай кроссворд”.

У вас на столах лежит кроссворд (Приложение 3). Его нужно разгадать и прочитать слово, стоящее по вертикали. Команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку. /Можно включить легкое музыкальное сопровождение продолжительность 1-2 минуты/. Итак, кроссворды разгаданы, вертикальные слова прочитаны. А теперь капитаны команд подходят к магнитной доске и забирают у “своих рыб” (названия которых было зашифровано в кроссворде) задание на следующий конкурс.

3.3. Четвертый конкурс “Собери мозаику”.

Капитаны взяли задание, вернее картинку домика, но вот беда. Картинка намокла и “порвалась” на мелкие кусочки (разрезать на одинаковые кусочки картинку, как показано в Приложении 4). Поэтому вам предстоит собрать мозаику из кусочков, так, чтобы получился рисунок домика. Команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку. Готовы? Тогда вперед. /Пока ребята увлеченно собирают мозаику жюри или сам учитель может подвести промежуточные итоги игры/.

3.4. Пятый конкурс “Нарисуй домик”.

Итак, команды прекрасно справились с заданием. Теперь рисунки домиков у всех на руках (раздать учащимся рисунки с домиками из Приложения 5). И следующий пятый конкурс у нас пройдет за компьютерами. Вам нужно будет нарисовать этот домик. За каждый нарисованный домик команда получит рыбку, а команда, которая справится первой, получит еще одну рыбку за скорость.

/Во время работы учащихся необходимо подвести окончательный итог игры (без пятого конкурса)/.

Время вышло, давайте посмотрим, кто справился с заданием и, что в итоге получилось. А теперь надо подсчитать ваших “рыбок” и определить лидера по итогам третьего, четвертого и пятого конкурсов. А результаты мы запишем в турнирной таблице на доске.

4. Подведение общего итога урока

Настало время подвести общий итог - сосчитать “улов” каждой команды, записать результат в турнирной таблице на доске и определить победителя.

/Учащимся из команды победителей можно поставить оценку “5”. Ребятам из проигравшей команды – “4”. Помимо этого можно собрать рабочие тетради, в которых учащиеся самостоятельно оценивали свою работу и ставили себе оценки и выставить оценку ученика в журнал. Таким образом, каждый ученик получит за урок две оценки./

5. Домашнее задание

Повторить пройденный материал по темам “Построение линий” и “Построение эллипсов, прямоугольников и многоугольников”. Придумать и нарисовать в тетради рисунок, который можно построить, используя инструменты “Линия”, “Кривая”, “Прямоугольник”, “Эллипс”, “Многоугольник”.