Декоративное рисование и художественный труд. "Эскиз узора декоративной решетки с применением бумажной пластики"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • воспитывать уважение и восхищение художественным мастерством народных умельцев прошлого времени;
  • формировать умение в декоративном рисунке, а в дальнейшем и в макете выражать свои зрительные представления об украшении узором предметов;
  • формировать умения и навыки в передаче пространственного расположения группы элементов;
  • развивать чувство композиции, творческого воображения, навыки работы с бумагой; выработать аккуратность, терпение и внимательность.

Тема рассчитана на два урока.

План урока 1.

1. Орг. момент - 1-2 мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 3 мин.

а) показ небольшой выставки прошлых работ;
б) применение декоративных решёток в быту, в архитектуре;

3. Объяснение материала – 10-15 мин.

а) рисунок элементов узора к декоративной решётке;
б) способы соединения элементов между собой;

4. Практическая часть - 20 мин.

5. Выставка выполненных эскизов – 3 мин.

6. Домашнее задание – 2мин.

План урока 2.

1. Орг. момент – 1мин.

2. Сообщение темы и задачи урока – 1-2 мин.

3. Что мы узнали нового на прошлом уроке - 2 мин.

4. Объяснение материала – 10 мин.

а) как сделать элементы из бумаги;
б) способы соединения готовых элементов между собой;

5. Практическая часть – 25 мин.

6. Выставка готовых работ – 5 мин.

ХОД УРОКА 1

Учитель:

Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы рассматриваем тему урока “Эскиз узора декоративной решётки с применением бумажной пластики”. На первом уроке нам предстоит практическая работа простым карандашом.

Какое значение имеет словосочетание “бумажная пластика”? Это значит изготовление предмета из бумаги. Значит, эскиз декоративной решётки, который мы сегодня изобразим на листе бумаги, а в будущем будет выполняться из бумаги. Точнее сказать, мы будем выполнять макет эскиза. Проекты будущих ваших эскизов можно представить и выполнить для какого либо оформления из железных прутьев. Кстати, такой декоративной деятельностью занимается наш железобетонный завод, в нашем городе.

Но мы не можем использовать такой материал, как на заводе, поэтому наши работы будут выполнены из полосок не железа, а обыкновенной белой, плотной бумаги. Можно эту бумагу раскрасить в чёрный цвет тушью, с обеих сторон, тогда бумага станет, ещё плотнее и будет хорошо закручиваться, что необходимо для нашей будущей работы.

На нашей классной выставке представлены уже готовые работы. Эти работы делали ваши сверстники и, как видите, они очень красивы и аккуратны.

Такие же красивые, как у народных мастеров, которые делали раньше эти железные и деревянные кружева на своих домах, а также украшали мебель и домашнюю утварь и даже ювелирные украшения. Среди дошедших до нашего времени шедевров декоративно- прикладного искусства поражают изяществом изделия, как будто сотканные из тончайших металлических кружев. Известны два названия этой ювелирной техники: скань (от русского “скать” - свивать, скручивать) и филигрань (от латинских “филум” - нить, “гранум” - зерно). Мастера древнего мира использовали скань при создании самых разнообразных предметов. Различают сканные узоры двух основных видов – ажурные и накладные. В отличие от ажурных накладные узоры монтируются и припаиваются непосредственно на украшаемое изделие, поверхности которого одновременно служат фоном. В технике скани выполняется праздничная посуда (блюдца, конфетницы, вазы), декоративные панно, шкатулки, украшения (кулоны, подвески, серьги, перстни, пряжки для ремней), настольная скульптура. Проволочные кружева прекрасно сочетаются с драгоценными и поделочными камнями, деревом, керамикой, костью, рогом, стеклом, кожей.

Мастера по железу, а это в основном кузнецы, выполняли и большие и маленькие заказы. Это могли быть: ворота, балконы, ограды, это мог быть козырёк перед входом в дом и т.д. Также следует не забывать о том, что раньше применялось чугунное литьё.

А в конце XIX века листовой металл, стал распространённым кровельным материалом, особенно в городах. И в работе с ним сказалась извечная потребность народных мастеров творить красоту. Если плотники и резчики украшали дом деревянным резным декором, то мастера-жестянщики создавали ему в лад не менее выразительное убранство из кружевной жести. Оно не только дополняло деревянный декор, но и становилось своеобразным венцом всего архитектурного сооружения. Вдоль конька крыши мастера укрепляли ажурный гребень, по краям которого иногда устанавливали миниатюрные башенки с флюгерами. Поскольку они находились высоко, а значит, и далеко от глаза наблюдателя. Силуэтное изображение старались делать обобщёнными. Без излишних мелких деталей. Оно должно было чётко вырисовываться на фоне неба, оставаясь видимым даже в сумерки. Обычно вырезали силуэт человека, птицы или зверя.

На оголовке печной трубы устанавливали навершие, защищающее дымоход от попадания в него дождя и снега. Некоторые навершия напоминают сказочные терема. И это не случайно: видимый издалека дымник служил как бы своеобразной визитной карточной дома.

Традиции художественной обработки листового металла продолжают жить почти во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая сталь.

Всё это представлено на нашей выставке.

А что же зодчие? Мастера плотничьего дела, осуществляющие постройку, сообразуясь со вкусами владельца дома и окружающей обстановкой, стремились придавать каждому объекту индивидуальные черты. Достигалось это некоторым варьированием конструктивных элементов и декорированием фасадов. В качестве основного средства декора применялась резьба. Простыми, а иногда довольно сложными узорами украшались наличники окон, ставен, фризовые доски, фронтоны, слуховые окна. В Башкирии искусство архитектурной резьбы возродилось в конце 50-х годов и до сих пор развивается и совершенствуется. Во многих городах Башкирии сохранились памятники деревянной резьбы в старой архитектуре. Это и в Стерлитомаке, Уфе, Белорецке, Мелеузе и многих других городах, сёлах. На нашей выставке представлены эти фотографии.

А теперь, вернёмся к теме нашего урока. Сегодня я покажу вам несколько элементов, из которых в основном будут состоять ваши эскизы. Это элементы: завиток, капелька, листочек, кружочек, восьмёрка, подковка, ромб.

(Все элементы учитель показывает на доске, а дети выполняют их на листе бумаги, знакомясь с изображением).

Приложение 1

Учитель:

Когда мы познакомились со всеми элементами, мы можем сочинить свой собственный эскиз. Каждый из элементов можно присоединить друг к другу, в итоге вы получите более сложный элемент узора. (Рисунки 13-22 Приложения 2 и 3). К более сложному элементу, можете присоединять простые элементы, таким образом, получите сложный декоративный узор. (Рисунки 23-24 Приложения 3).

Приложение 2

 

Приложение 3

Ребята, обратите внимание при составлении вашего узора на симметричность элементов. Элементы могут располагаться от середины по двум линиям симметрии или по одной. Значит и одинаковость элементов, в зависимости от линий симметрии будут повторяться либо по два раза, либо по четыре раза.

Практическая работа выполняется на листе бумаги, простым карандашом – выполнение эскиза к декоративной решётке. В конце урока просматриваем эскизы ребят, выбираем более удачные, обращаем внимание на ошибки, особенно в присоединении элементов. Дети должны чётко показывать в рисунке место соединения одного элемента к другому.

Домашнее задание: 2 альбомных листа окрасить с двух сторон чёрной тушью и разлиновать, по длинной стороне, по 1 см простым карандашом; приготовить клей, ножницы, тонкий стержень и круглый карандаш, коробку из под конфет квадратной или прямоугольной формы.

ХОД УРОКА 2

Второй урок начинается с просмотра эскизов, которые ребята сделали на прошлом уроке.

Учитель:

Итак, вместо железных и чугунных прутьев мы сегодня приготовили бумагу, окрашенную с двух сторон тушью и разлинованную на полоски по 1 см. Небольшое количество полосок можно разрезать. Остальные листы отложите пока в сторону. Я сейчас вам покажу, как выполнять те элементы, которые мы рисовали на прошлом уроке из бумаги. Для некоторых элементов я применяю ручку, карандаш или стержень. Например, для первого элемента, который будем называть “завиток”. Таких “завитков” несколько вариантов. (Рисунки 1-7 Приложения 1).

А теперь посмотрим, что получиться, если мы возьмём несколько одинаковых элементов и соединим их вместе. (Рисунки 13-17 Приложения 2). Как раз из этих “завитков” мы можем составить не очень сложный узор или начать серединку вашего сложного узора.

Следующие элементы:

“капелька” (Рисунки 9, 20, 22 Приложений),
“восьмёрка” (Рисунки 10, 21 Приложений),
“листочек” (Рисунки 9, 20, 22 Приложений),
“подкова” (Рисунки 12, 19 Приложений),
“кружочек” (Рисунки 8, 18 Приложений),
“ромб” (Рисунок 11 Приложения).

Я показала вам все основные элементы, если что-то вы будете добавлять своё, то не забывайте, что все элементы должны быть присоединены друг к другу, иначе всё развалиться. У каждого свой эскиз. Разные элементы в эскизах. Прежде всего, посмотрите, с какого элемента начат ваш эскиз в самой серединке. Вот с этого элемента и начинайте свою работу. Делаем первые заготовки. Не забывайте о симметрии вашего макета.

Дальше идёт самостоятельная работа, при которой учитель оказывает помощь ребятам в затруднительных ситуациях. За 5 минут до конца урока, делаем итоги выполненной работы. Выставку работ в будущем можно оформить в фойе школы.