Учебная дискуссия

Разделы: Иностранные языки


Учебная дискуссия

Цель обучения иностранному языку — овладение устной и письменной речью. Но одно дело — научить правильно оформлять мысль на иностранном языке, и совсем другое — сформировать потребность высказываться на иностранном языке. С одной стороны, развитые навыки способствуют возникновению этой потребности, с другой стороны, такая положительная мотивация говорения именно на иностранном языке и порождает желание учащегося развивать разговорные навыки.

Из этого вытекает моя задача как учителя: создать ситуацию общения, максимально естественную в учебной обстановке. Коммуникативный подход к обучению иноязычной речи именно это подразумевает: от 1 этапа (предречевых лексико-грамматических упражнений) и 2 этапа (речевых ситуативных высказываний) перейти к 3 этапу: включение отработанного иноязычного материала в акты реального общения.

Что касается ошибок в речи учащихся, то в ситуации общения отношение к ошибкам должно меняться: основная забота ? содержание высказывания, а не его форма. Исправление ошибок в процессе общения недопустимо. В крайнем случае, учитель может подсказать правильную форму, не подчеркивая ошибочность речи, если понимание высказывания затруднено для окружающих.

Одной из наиболее сложных форм общения и одновременно наиболее приближенной к естественности может служить учебная дискуссия на основе полилога. Одно из основных условий успешности общения во время дискуссии — это соответствие ситуации общения потребностям учащихся.

Примеры наиболее подходящих тем для дискуссий в курсе УМК под ред. В. П. Кузовлева (мое мнение):

6 класс:

  1. Who can be the president of your class? (В теме «What are you like?»).
  2. Nature has no bad weather (В теме «Whether the weather...»).

 7 класс:

  1. Is it good or bad to be a Jack-of-All-Trades? (В теме «What are you good at?»).
  2. Is it easy to be famous? (В теме «Do you need an example to follow?»).

8 класс:

  1. To watch or to participate? (В теме «Be a good sport»).
  2. Fashion and trend: to follow or not? (В теме «Changing times, changing styles»).

9 класс:

  1. Tastes differ, but... (О вкусах... спорят!). (В теме «Let the music begin»).
  2. Where is it better — in our school or in an American one? (В теме «What will you be?»). В этой теме был дан на уроках дополнительный материал, в том числе из пособия Н.Г. Брюсовой и Н. А. Лебедевой «Английский язык. Устные темы для развития разговорной речи – 6-9 классы».

10-11 классы:

  1. Is it easy to be young? (В теме с данным названием).
  2. Subculture: to join or not? (Is it dangerous or not?). (В теме «What is hot with young generation?»)

При этом первое условие: противоположные точки зрения должны иметь примерно равное количество сторонников. Другое, не менее важное условие организации дискуссии,? это последовательность всех этапов, что имеет решающее значение. А также ? оптимальные затраты времени на каждый этап. Если этап затянуть, ученикам становится неинтересно, активность падает. Если поспешить, ученики будут чувствовать себя неуверенно, число желающих высказаться сократится до 2х-3х человек, дискуссия потеряет статус спора или предположения, и ситуация общения вернется в стадию учебной.

Основные этапы подготовки учебной дискуссии:

1. Освоение лексики, особенно фразеологии, непосредственно по теме.

2. Освоение собственно дискуссионной лексики, например:

— Am I right? — What’s your point of view?
— Do you agree? — Are you for or against?
— What's your opinion? —..., isn't it? (и другие question-tags).

А также вводные слова и фразы: What's more, more than that, besides, for one, as for me, as for your point, on the one hand, on the other hand, I can't but agree и т. п.

3. Элементы дискуссии, когда учитель задает вопрос или просит выразить согласие/несогласие со своим утверждением.

4. “Пробная” дискуссия на репродуктивном уровне по одной точке зрения, фрагментарно (в зависимости от темы: по некоторым темам "пробная" дискуссия невозможна). Например: Как можно выразить свое отношение к плохой погоде? Примерно так: I dislike rain; I don't hate when it is frosty; Sometimes it is very hot and people want to go swimming; It's nice when it is snowing и т. д.

5. Собственно дискуссия должна также иметь подготовительный этап; например, в качестве домашнего задания или как часть урока, при котором учащиеся получают вопросы или подтемы для дискуссии в виде фраз, или карточки с ключевыми словами, фразами и т.п., цель которых — планирование, направление дискуссии (если она не подготовлена как сценарий ролевом игры). Учитель планирует специальные роли для тех, кто не любит делиться своим мнением, или тех, у кого недостаточный уровень языковой подготовленности.

Есть еще один тип дискуссии, в которой нет подобной предварительной подготовки. Наоборот, учащиеся имеют недостаточную информацию по теме и строят предположения. Это дискуссия-экспертиза, или дискуссия-поиск, как мы ее назвали. Для ее проведения готовятся "эксперты", причем содержание своих "истин" они должны держать в секрете.

Пример 1:

Student 1: There are nо big hydroelectric power stations in Britain, but I don't know why. Do you? (Его роль можно назвать "entry", так как он высказывает проблему или спорное мнение, и тогда дискуссия выстраивается спонтанно и как бы по цепочке, одним звеном которой может стать и учитель, особенно если “повисла пауза”).

Student 2: May be, Britain is a small country.

Student 3: But there are small countries with big hydroelectric stations.

Student 4: May be, they use coal.

Student 5: I think, simply British rivers are not strong enough.

Expert: You are right. English rivers are short, and even the Thames, the deepest of all, isn't strong enough for a hydroelectric power station.

Пример 2:

Student 1 (Entry): The climate of Canada resembles more that of the USA than of Russia, though the description of Canadian winter resembles the one of Russia. Do you agree?

Student 2: I only partly agree, the Canadian climate resembles the one of the region of Great Lakes.

Student 3: You are right, besides Canada and Russia are on the same latitude or so. Am I right? ( etc.)

Если учитель не уверен, что учащиеся захотят пофантазировать вслух, но знает, что они имеют свои мнения, то письменные работы, проверенные и выданные обратно с исправлениями, могут послужить сценарием для полностью подготовленной дискуссии, переходящей в ранг ролевой игры. Для менее подготовленной группы можно провести дискуссию на репродуктивном уровне, основанную на аудировании по типу jig-saw, где в карточках только утверждения, к которым учащиеся добавляют I agree that…And you? — и тому подобные фразы.

Фрагмент открытого урока в 9 классе в цикле "Let the music begin", дискуссия по теме "Tastes differ, but…" ("О вкусах... спорят!").

Цель урока:

  1. Воспитывать уважительное отношение к непопулярному среди молодежи жанру музыки — классической.
  2. Развивать умение слушать и понимать иноязычную речь.

Задачи:

  1. Провести дискуссию об отношении к двум различным жанрам музыки.
  2. Провести голосование (“за", "против", "за оба") из предложенных аудитории двух музыкальных произведений.

Оснащение: карточки для голосования; кассета (аудио или CD) с музыкальным произведением в стиле, самом популярном на данный период среди школьников и именно этого возраста (на тот момент это была песня “Northern girl” в исполнении группы “Премьер-министр”); кассета с произведением классического жанра (например, фрагмент II концерта С.С. Рахманинова, наиболее лиричная, или фрагмент 6 симфонии П.И. Чайковского — "Тема любви"). На данном уроке, специально проведенном в кабинете музыки, прозвучала одна из сонат В.А. Моцарта в "живом" исполнении ученицы выпускного класса детской музыкальной школы.

Ход дискуссии:

Учитель: Today we are to discuss the question: Which of the sorts of music is the best? Please, try to defend your point of view and popularize your favourite sort of music. Who'll let the ball rolling? (Текст дискуссии, составленный впоследствии по черновикам учащихся, дан в Приложении).

Учитель: So that you could compare more perfectly, you'll hear two different pieces of music, one is modern, and the other is classical. Listen, please, to the first one. It's... (и называет то, что будет исполнено как пример современной молодёжной музыки). And, the second one is… Well, listen to both of them. (Учащиеся слушают оба музыкальных произведения). Now, take these cards and mark your likes or dislikes (underline), if you are for both, underline “both”, if you don't choose any, don't underline anything.

Ученики голосуют и сдают карточки ученику-"счетчику". Затем учитель (или "счетчик") объявляет результаты голосования, комментирует, например, так: I am very glad that you listened to Sonata attentively and that you liked the Sonata. I'm happy that you value such old sort of music as classical one.

Результаты голосования на данном уроке: из 20 уч-ся за сонату Моцарта —10, за песню “Northern girl”— 6, за оба — 4, т.е. за сонату —14, за песню — 10.

Вывод:

  1. Дискуссия — наиболее сложный вид речевой деятельности, он имеет четкую коммуникативную направленность, требует сформированности как общеучебных, так и специфических умений и навыков на достаточном уровне, и, прежде всего, — применять речевые образцы в нестандартной ситуации, творчески, на основе полного понимания услышанного.
  2. При создании естественных ситуаций общения необходимо регулирование речевой активности учащихся при возможно равном участии всех членов группы.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.— М., 1985.
  2. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. — М.,1981.
  3. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью.— М., 1988.
  4. Витлин Ж. Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком. — ИЯШ, № 3, 2003.оь