Сценарий концертно-игровой программы "Колесо истории": "Оружие Великой Отечественной войны и люди, его создававшие"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, кресла, колесо, дорожки игровые с каретами, карточки с заданиями, призы.

Ход игры.

Звучит Музыка.

Ведущий.

Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий (до 5 млн. человек), свыше 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и миномётов, около 4,3 тыс. самолётов, до 250 кораблей. Им противостояли 186 наших дивизий (около 3 млн. человек), более 3,9 тыс. танков, 10 тыс. самолётов (включая авиацию Северного, Балтийского и Черноморского флотов). Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Чтобы разбить врага, нужны храбрость, воинское умение и то, чем бьют. Без третьего слагаемого — оружия — и два первых — храбрость и умение — значат не так уж много. Самые храбрые, самые искусные в бою люди будут убиты, если они плохо или недостаточно вооружены. Истина эта простая. Да, непросто делать хорошее оружие.

Сегодняшнюю нашу игру мы посвящаем оружию Великой Отечественной войны и людям его создавшим.

Приглашаются участники игры. Звучат фанфары, возвещающие о начале игры.

1 ТУР. Красная звезда вращает колесо.

1 вопрос. За короткое время были успешно разработаны, испытаны и приняты на вооружение противотанковая пушка, пушка-гаубица и другие. Важным событием предвоенных лет для нашей армии явилось создание отечественных миномётов. Ни в одной из армий не было в то время орудия, подобного нашему 120-мм полковому миномёту. Гитлеровская армия получила такой миномёт на вооружение лишь в 1943 году. Простота производства позволила в годы войны заводам, никогда не выпускавшим военную продукцию, быстро наладить выпуск миномётов. И не случайно уже в 1943 году они составляли более половины всех наших артиллерийских средств.

Кто изобрёл 120-миллиметровый миномёт?

  1. В. Г. Грабин;
  2. Б. И. Шавырин;
  3. С. К. Тимошенко;
  4. С.А.Лавочкин.

2 вопрос. Сценка. Артиллерия. (Приложение 1)

Лучшим орудием в мире для своего класса была гаубица, сконструированная:

  1. Ф. Ф. Петровым 2. В.Г.Грабиным;
  2. И. Н. Кажедубом;
  3. M. И. Кошкиным.

Огнём гаубицы можно поражать пехоту, артиллерийские позиции, танки, командные пункты, скрытые за гребнями холмов. Дальность стрельбы составляла 17 километров.

3 вопрос. Звучит в исполнении вокальной группы песня “Катюша” (Приложение 2)

Судьбу многозарядной пусковой установки БМ-13, “катюши”, весной 1941 года решали С.К. Тимошенко и С. М. Будённый, а кому принадлежит мысль о запуске авиационных ракет с наземных установок:

  1. С. В. Ильюшину и А. Н. Туполеву
  2. М.И. Кошкину и Б.И. Шавырину
  3. Б.С. Петропавловскому и Г.Э. Лангемаку
  4. М.А. Рудницкому и Б. М. Малинину.

Артиллеристы, участники Гражданской войны, ещё в 1933 году высказали эту мысль и Реактивный институт занимался разработкой ракетных снарядов.

II. ТУР. Звучат фанфары. Жёлтый вращает колесо.

1 вопрос. Сценка Самолёты. (Приложение 3)

С кем разговаривал И.В. Сталин по телефону, кто является конструктором истребителей?

  1. С. А. Лавочкин.
  2. С. В. Ильюшин
  3. А. С. Яковлев.
  4. М. Т. Калашников.

2 вопрос. Какой самолёт предназначен для поддержки сухопутных войск и военно-морских сил и действует на малых высотах?

  1. Истребитель
  2. Бомбардировщик
  3. Штурмовик.

3 вопрос.

Григорий Кац “Ястребок”.

Лети, стремительный и грозный,
В просторах облачных дорог.
Ты ласково народом прозван,
В бою бесстрашный - ястребок.

Сверкнёт звездой над ширью пашен
Небес неутомимый страж.
Боец тебе пилоткой машет
И говорит с улыбкой: - “Наш!”

Ты ищешь встречи с “мессершмиттом”,
Пусть стая над тобой кружит,
Разишь врага в бою открытом,
Как это смелым надлежит.

О каком самолёте идёт речь в стихотворении?

  1. Бомбардировщик
  2. Истребитель
  3. Штурмовик.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ. Бомбардировочная авиация дальнего действия могла наносить сокрушительные удары по промышленным центрам противника и другим объектам, расположенным в глубоком тылу. Первенство в создании таких самолётов принадлежит СССР. Назовите имя конструктора, создавшего лучший в мире бомбардировщик.

  1. С. А. Лавочкин
  2. А. Н. Туполев
  3. С. В. Ильюшин
  4. Н. Н. Поликарпов.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Звучит стихотворение Н. Браун “Помолчим...” (Приложение 4).

Минута молчания.

III. ТУР. Зелёная звёздочка вращает колесо.

1 вопрос. Сценка “Танки”. (Приложение 5)

Кто был главным конструктором знаменитого танка Т-34, о котором шла речь в сцене?

  1. А. А. Морозов
  2. М. И. Кошкин
  3. Н. А. Кучеренко
  4. В. Г. Грабин.

Какие-то строгие тайны
Из дома отца увели,
А вскоре по улицам танки
Гудящей волной поползли.
Я прятала руки за ватник
И следом за танками шла,
Не зная, что ожил тот ватман
С его заводского стола,
Что ожил тот ватман, который
Похитил отцовские сны.
По длинным людским коридорам
Шли новые танки страны.
Мальчишечьи крики привета
Неслись от ворот до ворот,
И женщина шла без жакета,
Кричала: “Победа идёт!”

Лариса Васильевна посвятила это стихотворение своему отцу. Действительно эти танки сыграли большую роль в приближении ДНЯ ПОБЕДЫ.

2 вопрос.

Звучит стихотворение А. Елькина “На курской дуге” (Приложение 6)

Где происходило крупнейшее танковое сражение, о котором шла речь в стихотворении?

  1. Под Москвой.
  2. Под Ленинградом.
  3. Под Сталинградом.
  4. Под Курском.

3 вопрос. Звучит песня “Три танкиста” (Приложение 7)

Экипаж какого танка состоял из трёх человек?

  1. БТ-7М.
  2. Т-34.(4)
  3. Танк КВ(5)
  4. ИС – 2. (6)

Звучит стихотворение Нины Красновой “ УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ” (Приложение 8)

В исполнении вокальной группы звучит песня “Фронтовики, наденьте ордена”.

Подводятся итоги игры, выявляется победитель, награждение участников.

СУПЕР-ИГРА.

Выбор пути. Подводные лодки были нескольких типов: тип “Щ” - это лодка “Щука” среднего класса, тип “М” - это малая лодка “Малютка”, тип “С” - средняя скоростная лодка “Сталинец”, какой комментарий можно дать подводной лодке типа “К”?

  1. Крейсерская “катюша”
  2. Конструкторский кинжал
  3. Крупногабаритный корабль.

Большая лодка типа “К” конструкции Михаила Алексеевича Руднецкого (длина 94 метра, ширина 7 метров) предназначалась для крейсерских операций. За надёжность их называли “Катюшами”.

С конца 20-х годов до Великой Отечественной войны флот получил от промышленности 312 кораблей, в том числе 4 крейсера, 7 линкоров, 30 эскадренных миноносцев, 18 сторожевых кораблей, 38 тральщиков, минный заградитель, 8 речных мониторов, 206 подводных лодок и 477 различных боевых катеров – сторожевых, бронированных, торпедных, охотников, тральщиков. Ещё 219 кораблей к началу войны находились в постройке.

Героями в годы войны были не только люди, но и корабли. За этим кораблём, во время блокады Ленинграда, немецкая авиация устроила яростную охоту, но он с честью вышел из всех испытаний. В 1943 году за боевые подвиги был награждён орденом Красного знамени. Как назывался этот корабль?

  1. Эсминец “Бодрый”
  2. Крейсер “Варяг”
  3. Крейсер “Киров”
  4. Сторожевой корабль “Ураган”.

Проверяем правильность выбранного пути.

Поздравляем победителя.

В исполнении вокальной группы звучит песня “День Победы”.

Звучит стихотворение М. Гаврюшина “Парад”. (Приложение 9).

На этой торжественной ноте разрешите закончить наш сегодняшний вечер, посвящённый Дню Победы! Спасибо за внимание!