Интегрированный урок музыки и ИЗО в 1-м классе по теме: "Синий цвет"

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Цели. Создать условия для

  • интеграции знаний музыки и ИЗО по восприятию морской стихии в цветовом и музыкальном выражении;
  • развития духовно-гармонического потенциала детей;
  • творческой атмосферы, при которой ребенок самотворит, самореализуется, самовыражается;
  • формирования мыслительных операций: обобщать, доказывать, научиться вслушиваться.

Задачи:

  • развивать образное музыкально– художественное воображение;
  • развивать мир “морских фантазий”;
  • учить видеть разные настроения моря, морских обитателей;
  • учить детей бережному обращению к живому миру.

Оборудование урока.

а) Для учителя:

  • репродукции картин;
  • фонограмма для музыкального ряда;
  • фортепиано, ноты.

б) Для учащихся:

  • альбом;
  • краски;
  • цветные мелки;
  • карандаши.

в) Музыкальный ряд:

  • М. Прокопьева “Дельфинята”;
  • Ю. Ким “Рыба-кит”;
  • Н. Римский– Корсаков “Шехеразада”;
  • К.Дебюсси “Море”.

г) Изобразительный ряд:

  • К. Моне “Восход солнца”;
  • И. Айвазовский “Радуга”;
  • С. Щедрин. “Набережная Санта Лючия в Неаполе;
  • У. Тернер. “Последний рейс корабля “Отважный”.

Тип урока: изучение нового материала.

Оргформа: урок – путешествие.

Ход урока

І. Оргмомент

Музыкальный дивертисмент.

ІІ. Сценарий-программа путешествия

1. Погружение в тему. Актуализация темы урока.

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле. Для этого нам нужно выбрать капитана, который поведет наш корабль в плавание, а мы поплаваем вместе с ним.

Дети. Выбирают капитана. Капитан сигналит отправление, и дети отправляются в путешествие.

2. Морской мир.

Учитель. Приглашаю вас в морское путешествие: вслушайтесь в мелодию, характер, текст песни и попытайтесь узнать место прибытия нашего корабля! (С движениями поёт песню Ю. Кима “Рыба- кит”).

Учитель. Куда же мы приплыли?

Дети. На остров.

Учитель. Что же мы увидели с этого острова, давайте посмотрим далеко-далеко в море.

Дети. Рыб, дельфинов, чаек, медуз, китов.

Учитель. А сейчас давайте поиграем в игру. “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри”. После сказанных последних слов дети изображают морские “Фигуры”, а ведущий отгадывает, называя их (рыба, кит, медуза и т.д.).

3. Морская стихия.

Сколько же вы знаете морских животных?! Молодцы! А знакомы ли вы с морской стихией волн?

Учитель. Читает стихотворение:

И. Бунин. "Золотой невод".

Волна ушла – блестят, как золотые,
На солнце валуны.
Волна идет – как из стекла литые.
Идут бугры волны.
По ним скользит, колышется медуза,
Живой морской цветок…
Но вот волна изнемогла от груза
И пала на песок
Зеркальной зыбью блещет и дробится,
А солнце под водой
По валунам скользит и шевелится,
Как невод золотой.

Учитель. Вновь приглашаю вас в плавание! Окунёмся же в стихию морских волн! Попробуйте услышать “живое море”!

Дети садятся на стульчики и слушают отрывок из симфонической картины Н. Римского-Корсакого “Шехеразада”.

Учитель. Какой характер, настроение этой музыкальной картины?

Дети. Неспокойный, настороженный, взволнованный, сердитый.

Учитель. Русский композитор Николай Римский-Корсаков рисует картину моря. Сам он очень много путешествовал по свету и в своем произведении хотел изобразить красоту морской стихии. У него море то неспокойное, волнующее, одна за другой набегает волна на берег, то спокойное. Убаюкивающее море. Море – живой организм. Оно имеет множество оттенков настроений, характеров, чувств.

А какое вы любите море?

Дети. Грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д. (дети могут называть как характеры моря, так и его цвета).

4. Морские характеры.

Учитель. Как вы догадались – у моря не всегда одинаковое настроение. Также и у морских обитателей есть свои характеры, настроения, увлечения. Угадайте, кто плывёт к нам навстречу?

Учитель вместе с детьми исполняет песню М. Прокопьевой “ Дельфинята” с использованием мелкой моторики.

Учитель. С кем же мы повстречались в море? Какие к нам приплыли дельфины? Какое у них настроение? Как бы вы отобразили его в красках, движении?

Дети. Веселые, шустрые, жизнерадостные, игривые, озорные, бойкие и т.д.

Учитель. Мы с вами изобразим именно таких дельфинов.

Учитель. А теперь я вас попрошу в своих работах изобразить то море, которое всем нравится. Изобразите тех животных, рыб, с которыми вы “встретились”, плавая на корабле.

Дети работают в альбомах под слушание музыки К. Дебюсси “Море”.

Просмотр детских работ:

  • Что изобразили? Мир каких животных предстал в вашем воображении?
  • Какой характер у них? Как он проявляется в музыкальном произведении? Какими красками вы передали его в рисунке?
  • Какие цвета господствуют в вашем рисунке? Почему?

Учитель. А теперь мы посмотрим, как изображали море, воду знаменитые художники, обратимся к опыту классиков.

Просмотр художественных работ
(на фоне приглушенного звучания мелодии К. Дебюсси “Море”).

  • К. Моне. “ Восход солнца”;
  • И. Айвазовский. “ Радуга”;
  • С. Щедрин. “ Набережная Санта Лючия в Неаполе”;
  • У. Тернер. “ Последний рейс корабля “ Отважный”.

Учитель. Какими красками пользовались художники, чтобы изобразить различные настроения воды? Что особенного в картинах художников-маринистов? Что общего в характере художественных произведений?

ІІІ. Рефлексия

  • Что вы узнали в нашем заочном морском путешествии?
  • Какие голоса моря вы услышали?
  • Какие краски морской стихии вы увидели? Как они созвучны с музыкальными произведениями
  • Какие элементы путешествия вам оказались наиболее интересными?
  • Что бы хотелось повторить?