Урок обучения грамоте. 1 класс. Программа: традиционная

Разделы: Начальная школа


Класс: 1

Программа: 1-4, традиционная

Тема: Согласные звуки (г), (г,), буква Гг.

Цель: знакомство с новой буквой.

Задачи:

  • учить выделять в словах звуки (г), (г,) и характеризовать их;
  • познакомить с печатной буквой Гг;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения;
  • развивать речь, логическое мышление, память учащихся;
  • расширять кругозор учащихся о нашей республике;
  • воспитывать чувство долга перед участниками Великой Отечественной войны.

Оборудование: лента букв, таблицы с буквами, печатная и письменная буква Гг, слоговая таблица, части слов, рисунки летнего леса, грибов, мальчика, девочки, книги о грабах республики, таблица “Съедобные грибы”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску поглядели.

(Учащиеся хором читают стихотворение и садятся за парты.)

2. Повторение изученного.

а) Работа с лентой букв.

-Ребята, посмотрите на ленту букв. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?

-Как произносится гласный звук?

-Что вы можете сказать о произношении согласного звука?

б) Игра “Найди лишнюю букву”.

Посмотрите на таблички, найдите на каждой лишнюю букву и докажите свой ответ.

3. Новый материал.

1. Сообщение темы урока.

а) – Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, как она: гласная или согласная, научимся читать слоги и слова с ней.

б) – На улице снег и мороз, а я вам предлагаю на несколько минут очутиться в летнем лесу. (Открывает вид летнего леса).

- Мы идем лесной тропинкой,
А куда не знаем сами.
За малиной? – За малиной.
За грибами? – За грибами.
Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
Может, белка попадется,
Может, ежик ждет нас где-то.
Мы идем гурьбой веселой
Ясным утром в гости к лету.

2. Выделение звуков.

а) – Что же мы видим в лесу? Отгадайте загадку:

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб)

– Посмотрите, сколько грибов в нашем лесу. А какие грибы вы, ребята, знаете?

б) – Ребята, посмотрите, мы в лесу не одни. Это Галя и Гена.

– Произнесите слово “Галя”. Составьте схему.

– Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?

(Согласный, твердый)

– Произнесите слово “Гена”. Составьте схему.

– Какой звук вы слышите в начале слова? Какой он?

(Согласный, мягкий)

в) Игра “Тим-Том”.

Условия: дети встают, если услышат

,] – приседают девочки

[г] – приседают мальчики

Газета, гитара, глаза, газ, гири, гуси, генерал.

Физминутка.

Гриша шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок
Положил в кузовок.

г) Чистоговорка.

– Запомните и повторите:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

– А сейчас, ребята, возвращаемся в класс и познакомимся с буквой.

3. Знакомство с буквой Гг.

а) – Эти согласные звуки записываются буквой Гг. (Показ)

б) – На что похожа буква Гг?

(Учитель выслушивает варианты детей и предлагает свой:

Букву на плече носил,
На лугу траву косил.

в) Печатание буквы в тетради.

(Дежурный читает стихотворение:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь.
За работу я возьмусь.)

г) Подбор слов.

– Назовите слова, противоположные по смыслу данным:

тихо – (громко),

веселый – (грустный),

сытый – (голодный),

мелкий – (глубокий),

чистый – (грязный).

4. Чтение слов с буквой Гг.

а) чтение по слоговой таблице.

(Cначала читает учитель, а затем - учащиеся)

б) – В каких слогах мы слышим твердый звук (г), а в каких – мягкий?

5. Чтение слов.

а) – Поиграем в игру “Составь слово”.

(Начало слова на доске, а окончание расклеено по классу, по методу Базарнова учащиеся не только составляют слово, но и объясняют его значение)

га тара
го зета
ги си
гу рой
ге лова

б) Воспитательный момент.

– Ребята, как вы понимаете смысл слова “герой”?

– В словаре Ожегова записано: “Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг”.

– Произнося слово “герой” нужно вспомнить о героях Великой Отечественной войны, которые не жалея своей жизни шли на защиту нашей страны. Это про них сказано:

“Кто за Родину горой – тот истинный герой”. (показ и чтение хором)

– В 2005 году, 9 Мая, весь народ будет отмечать знаменательную дату 60-летие со Дня Победы. Мы с вами тоже примем посильное участие в мероприятиях, посвященных этому празднику.

– Герои Великой Отечественной войны делали все для того, чтобы мы с вами могли сейчас учиться в таких условиях.

– Прежде чем перейти к следующему этапу урока, давайте немного отдохнем.

Физминутка “Вот так!”

(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают и показывают движения)

– Как живешь?

– Вот так!

– Как идешь?

– Вот так!

– А бежишь?

– Вот так!

– Ночью спишь?

– Вот так!

– Как даешь?

– Вот так!

– А берешь?

– Вот так!

– Как молчишь?

– Вот так!

– Как грозишь?

– Вот так!

– А сидишь?

– Вот так!

Физминутка для глаз.

(Проводится по таблице)

6. Работа по учебнику (стр. 122-123).

а) – Много грибов было в нашем лесу, а теперь посмотрите. Какой грибной город придумали для вас авторы учебника.

- Можно ли этот город назвать сказочным? Почему?

б) Работа над текстом.

– Сейчас мы приступим к работе над текстом, но для начала потренируемся и почитаем слова: (на доске)

Гена Галя

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

гриб грибы

– Чем отличаются эти слова?

корзина корзинка

– А эти?

– Прочитайте текст про себя.

– Что они делали?

Чтение текста по предложениям, целиком.

Словарная работа.

– Как одним словом можно назвать Гену и Галю? (Грибники)

– А про кого говорят “Горе – грибник”?

– Кого из героев рассказа можно назвать горе – грибником?

7. Обобщающая беседа о грибах.

– Давайте посмотрим, а какие грибы в лукошке у наших Гали и Гены? (корзина с грибами – рисунки)

– Ребята, что это? Шляпки отдельно, ножки – тоже. Как же быть?

– Давайте соединим части и узнаем, что это за грибы.

(Группа учащихся выполняет задание, а остальные читают слова и пытаются найти пары слов:

гость громадный
голос грязный
глаз громкий
гриб голубой
грузчик грустный)

– Какие это грибы? Назовите. Как их можно назвать одним словом? (съедобные)

– Посмотрите на таблицу, на ней показаны почти все съедобные грибы Республики

– Марий Эл.

– Кроме съедобных, какие грибы еще бывают? (Несъедобные)

– Почему их так называют?

Знакомство с книгой “Грибы Республики Марий Эл”

4. Итог урока.

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Какая она? Какие звуки обозначает?

5. Оценивание.

– Как вы думаете, кто у нас сегодня очень хорошо работал на уроке?

– Понравился ли вам урок?

– И вы мне понравились. Спасибо.