План-конспект интегрированного курса "Грамота" в традиционной системе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упражнять учащихся в распознавании звуков [д],[д’] в словах, отрабатывать осмысленное чтение, научить писать заглавную письменную букву Д, продолжение работы над формированием навыка каллиграфически выдержанного и орфографически-грамотного письма;
  • продолжить работу над развитием речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, развивать мышление, память, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование: “Азбука” (авторы: Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков), карточки со слогами, конверты белого и коричневого цветов с заданиями для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.

2. Постановка целей урока.

У. Посмотрите на доску, чему мы будем учиться сегодня на уроке чтения и письма?

(На доске: условные обозначения согласного звонкого твёрдого и согласного звонкого мягкого звуков, письменная заглавная буква Д)

Д. Мы будем учиться читать слова со звуками [д], [д’], будем учиться писать заглавную письменную букву Д.

3. Проверка домашнего задания.

У. Отгадайте, кто будет проверять, как вы научились хорошо читать слоги и слова с буквой д.

На доске рассыпаны буквы, из которых дети составляют слово: ДАНИЛА (рис. 1).

 рис. 1

На доске появляется рисунок молодца (рис. 2).

 рис. 2

Учитель показывает условное обозначение работы в паре, дети поворачиваются друг к другу и проверяют чтение слов из “Азбуки” с. 47. Игра “Учитель – ученик”.

После этого, каждый учащийся на ушко соседу даёт оценку его чтения:

“Мне понравилось твоё чтение; спасибо; надо постараться и т. д.”

На каждой парте находится коробочка с квадратиками разного цвета, после проверки каждый ученик берёт себе один квадратик: если прочитал хорошо – красного цвета, прочитал с запинками – жёлтого цвета, плохо прочитал – синего цвета.

4. Чтение слов с [д], [д’].

У. У Данилы много дел, он с нами попрощался и ушёл, но оставил интересное задание.

(На доске расставляются карточки со слогами, у учащихся на парте конверты белого цвета с этими же слогами; работа в паре; одна пара работает у доски)

ад мун де
дир ми рал
ор на ме
да ли

У. Составьте слова из этих слогов.

Д. Составили слова: АДМИРАЛ, МУНДИР, ОРДЕНА, МЕДАЛИ.

(Чтение слов по слогам, с ударением).

У. Эти слова нам нужны будут при чтении текста: МОЙ ДЯДЯ.

“Азбука” с. 48.

Читает хорошо читающий ученик. Ученики отвечают на вопросы:

1) Почему дядя Андрей надел парадную форму?

2) Какие цветы ему подарили?

У. Найдите слова, в которых есть звуки [д], [д’].

Учащиеся сами перечитывают текст и находят слова, в которых есть эти звуки.

5. Физминутка.

6. Работа в прописи.

У. Чему мы должны были научиться сегодня на уроке чтения и письма?

Учащиеся снова возвращаются к учебным задачам урока и приходят к выводу, что надо ещё научиться писать заглавную письменную букву Д.

Этот домик буква Д
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка.

(Дети ладошками изображают домик)

В Тетради по письму № 2 к “ Азбуке” на с. 23. учащиеся выбирают элементы, которые понадобятся для написания заглавной письменной буквы Д и закрашивают нужные кружки.

У. Возьмите конверты коричневого цвета. Составьте букву, которая у нас сегодня в гостях.

У каждого учащегося есть набор элементов письменных букв. На урок, как правило, мы берём 2 – 3 буквы. Учащиеся составляют строчную и заглавную письменные буквы д, Д (рис.3).

рис. 3

Дети прописывают самостоятельно одну строчку заглавной буквы Д и слоги с этой буквой.

Усиленное внимание детям со слабым развитием мелкой моторики.

У. Самые красивые буквы выделяем точкой.

7. Физминутка.

8. Чтение слов с изученными буквами.

Работа со скороговоркой.

ДЕД ДОДОН НА ДУДЕ ДУДЕЛ, А ДЕМИД МЁД ЕЛ.

Игра “ Добавь букву” с. 48 в “Азбуке”

Дар – удар, дама – драма, даль – удаль, длина – долина, дно – одно.

9. Подведение итогов.

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какие звуки обозначает буква д?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Это первый урок из двух спаренных уроков по обучению грамоте.