Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей

Разделы: Начальная школа


Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко-распространенных форм самостоятельного обучения выступает выполнение школьниками самостоятельных исследований.

Это обусловлено несколькими причинами:

  • во-первых, природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают исследование очень важной для них сферой деятельности;
  • во-вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности и запросы, их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
  • наконец, не на словах, а на деле дает, возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.

Не менее значимым является и определенный уровень развития интеллектуальных и творческих способностей, а также мыслительных или исследовательских умений школьников.

Наиболее продуктивный путь развития перечисленных “основ” самостоятельного обучения в учебном процессе школьника – применение такой методики преподавания, которая предполагает собственную исследовательскую активность ученика по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира.

Именно поэтому в основе обучения по методике междисциплинарной программы “Одаренный ребенок” лежит метод открытия.

Метод исследования или открытия или “решения проблем” лежит в основе методики творческого обучения.

Одним из сторонников данного метода можно считать, пожалуй, Андрея Викторовича Хуторского. Для того, чтобы школьник овладел умениями – анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме, необходим эвристический метод преподавания, который я использую в своей педагогической деятельности уже 4 год.

Для того, чтобы метод исследования стал единицей творческого обучения, необходимо “вплести” его в ткань процесса приобретения знаний.

В этом мне помог Савенков Александр Ильич своей авторской игровой методикой, позволяющей детям осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Использовать эту методику можно в рамках традиционных учебных занятий и, конечно, во второй половине школьного дня.

Предлагаю рассмотреть как она помогла мне организовать урок-исследование : “Как птице перезимовать” в 1 классе.

Для знакомства с методикой проведения учебных исследований нужны 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования.

Для проведения тренировочных занятий понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования.

  • подумать
  • задать вопросы самому себе
  • посмотреть в книгах
  • понаблюдать
  • посмотреть в компьютере

Как провести тренировочные занятия, я останавливаться подробно не буду, вы можете это найти в журнале “Одаренный ребенок” №3-2004 г. я возвращаюсь к уроку.

Исследование по теме “Как птице перезимовать” мы проводили по группам (4 группы по 6 человек).

Каждая группа получила папку исследователя: (на листе картона кармашки с изображением метода исследования), каждый ребенок получил неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастер). Что в кармашках :

Рассмотрим на 1 группе:

  • в кармашке “подумать” - загадки, пословицы, поговорки о зимних месяцах;
  • в кармашке “задать вопросы самому себе” - задать вопросы, почему выбраны именно эти, подтверждающие данные;
  • в кармашке “посмотреть в книгах” - указаны страницы в книге “Внеклассное чтение” - где стихи о зимних месяцах;
  • в кармашке “понаблюдать” - наблюдение детей на экскурсии. А выбрать все признаки февраля.

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

Прослушав стихотворение поэта Мухаммади “Как птице перезимовать” :

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах!
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый теплый юг.
Другие же народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки.
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Снуют вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
И могут птицы отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас!
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки . . .
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам великое!”
Составляем план исследования:
Что за месяц на дворе?
Кого ждать в гости?
Какой должна быть кормушка?
Чем будем угощать?

Вооружившись всем необходимым: (кормушки, изготовленные детьми и родителями, блюдца и корм для птиц, иллюстрированные зимующие птицы и птицы гости), (дополнительный материал: папка исследователя) группа начинает действовать самостоятельно.

Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и представить перед классом.

Каждая группа получает одну из тем составленного плана исследования (их 4 по 1 в группу и необходимый для этого материал) и нарабатывает материал.

Как только сообщения подготовлены – начинаются прослушивания.

1 группа – представляет месяц февраль: в стихах, пословицах, загадках, иллюстрациях.

2 группа – представляет птиц, которых можно увидеть на кормушке: по загадке – находят птицу и коротко о ней: зимующая или гость.

3 группа – представляет нам кормушки, из 5 представленных, выбирают самую удобную во всех отношениях кормушку, обосновывают свой выбор, предлагают место и способ закрепления кормушки.

4 группа – выбирают угощения полезные и нет, обосновывают свой выбор.

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

Открываем учебник “ознакомление с окружающим миром” - рассмотрите картинку и расскажите о том: какое время года?, зачем пришла девочка к кормушке?, кто прилетел к ней на обед?; чем она их угостила?

Рефлексия: что мы должны делать дальше?

Однозначно звучат ответы: повесить удобные кормушки и подкармливать птиц.

Итогом урока является вручение детям мини-книжиц с изображением птиц.

Хочу подчеркнуть еще раз, что изложенная выше педагогическая технология может быть использована практически на всех предметных занятиях.

Эти занятия дают большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем, развития способности к решению проблем, способности к самопознанию и миропониманию, наконец способности к проведению совместных и индивидуальных самостоятельных исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

Н.Ю. Пушкарева “Исследовательская деятельность как одна из стратегий обучения одаренных детей”

Н.Б. Шуманова “Исследование как основа обучения”

А.И. Савенков “Организация игр – исследований для младших школьников”

А.В. Хуторской “Развитие одаренности школьников”