Урок изобразительного искусства по теме: "Хакасский национальный костюм: орнамент, вышивка". Начальная школа

Разделы: Начальная школа


Тема. Хакасский национальный костюм: орнамент, вышивка (2 часа - сдвоенный урок).

Цель: воспитание художественного вкуса, формирование интереса к прикладному творчеству и культуре хакасского народа.

Задачи:

  1. Познакомить детей с мастерами хакасского прикладного творчества.
  2. Показать красоту и особенности национального женского платья.
  3. Дать сведения о технологии создания орнамента и вышивки.
  4. Научить изготовлению бумажной вырезки орнамента и находить цветовое решение на основе принятых художественных традиций.
  5. Совершенствовать умения работы ножницами, кистью.
  6. Развивать воображение и цветовосприятие, прививать художественный вкус, формировать потребность в творческом самовыражении.
  7. Воспитывать уважение и интерес к прикладному творчеству хакасского народа, формировать национальное самосознание.

Оборудование:

  • аудизаписи с мелодиями на хакасском языке: “Хакасские наигрыши”, чатхан, исполнитель А. Саможиков; “Амыр хараа” (“Дивная ночь”), муз. Токоякова и Ф. Бурнакова, исполняет А.Киштеев; “Чиит oцремнецер” (“О подруге”), музыка О. Токоякова на слова Евдокии Тыгдымаевой, исполняет Людмила Арыштаева;
  • вырезка из газеты “Хакасия” с заметкой С.Павловой “Узоры Елизаветы Конгаровой” < Приложение1> ;
  • изделия с вышивкой (платье или его детали: наплечники, широкие манжеты - обшлага);
  • наглядно- дидактические пособия: таблицы с изображением изделий с орнаментом; таблицы с элементами орнамента; афиша государственного театра малых форм “Читiген” - ансамбль “Айланыс”; цветная фотография с изображением выступления хакасского народного ансамбля “Жарки”; образцы бумажной вырезки орнамента белого цвета на цветном фоне; работы детей; изображения цветов (фотографии); раздаточный материал для учащихся – это ксерокопии контурного изображения 1\2 или 1\4 части орнамента;
  • Материалы и инструменты: листы печатной тонкой или альбомной белой бумаги, простой карандаш, ножницы, акварельные (гуашевые) краски, кисти, фломастеры.

1 час (урок)

I. Вводная часть.

Настрой.

  • На классной доске слова на двух языках

  • Стихотворение под музыку чатхана (струнный хакасский народный инструмент- наигрыши) в исполнении А. Саможикова

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей!

Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к родному краю. Какие? (Высказывания детей)

Вывод, тема урока: каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на уроке мы познакомимся с примером прикладного творчества – национальным женским костюмом, хакасской вышивкой, узнаем, в чём её особенности и как её создают. Поучимся этому искусству сами.

II. Новый материал.

1.Вводная часть.

  • Рассказ учителя.

Национальный костюм любого народа неповторим, колоритен и практичен. Он несёт на себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, их создающих. Со временем костюм видоизменяется, но в целом бережно сохраняется и поддерживается в том виде, в котором отражается культура народа, его этнос. Полюбуйтесь красотой национального костюма хакасов и скажите, из каких основных частей (вещей) состоит хакасский костюм (дети рассматривают на театральной афише ансамбля “Айланыс” наряды артистов).

Словарь: хакасско – русский (ученик хакасской национальности читает на двух языках, учитель по ходу комментирует, поясняет)

ир(хыс) когiнегi - мужское (женское) платье
сигедек – жилет
тон – шуба
порiк – шапка
мелей – рукавицы
одiк - сапоги

  • Рассматривание отдельно женского платья, его деталей с вышивкой.

- Какое оно? (По крою свободное, длинное, нарядное, красивое, краски яркие).

-Чем украшено? (Вышивкой)

-Что она украшает? (Наплечники, обшлага – они достаточно большие и широкие, выполнены из другой ткани – обычно чёрной, но может быть и тёмно-зелёной, тёмно – синей, лиловой).

-Что можно сказать о красках вышивки? (Многоцветная)

-Как она выполнена? Рассматривание изделия (Вышита гладью цветными нитками, по краю вышивки – обрамление тамбурным швом.)

Понятие: вышивка гладью – гладкая, т.е. нити ложатся плотно друг к другу; тамбурный шов – это шов петельками, которые создают одну цепочку, которая в данном случае объединяет воедино все детали орнамента и является дополнительным украшением.

Понятие: орнамент - что это такое? (Украшение). Этот орнамент можно увидеть в настоящее время и на других изделиях (показ изделий или таблиц с их изображением).

-Какие особенности подметили (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).

- Как такой орнамент называется? (Растительный)

  • Работа по таблицам “Элементы орнамента”.

-Какие цветы? (В 3 – 4 -5 лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты).

-Что ещё подметили - стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.

-Что ещё видите в орнаменте – какой он? (Симметричный).

Понятие: симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего – нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости (словарь Ожегова С.И.).

- Докажите. Дети показывают линию симметрии на бумажной вырезке на классной доске и, сгибая этот же орнамент (стороны совпадают): ось симметрии – это линия сгиба.

-По цвету и форме все элементы стилизованы.

Понятие: стилизация – предметы, фигуры в условно упрощенной форме (словарь Ожегова С.И.).

2. Изготовление бумажной вырезки орнамента.

  • Вводное слово.

Сегодня мы научимся делать бумажную вырезку орнамента. Технология изготовления проста, но требует таланта, трудолюбия и умения передавать красоту природы, красоту растений - растительные мотивы. Необходимо умело и виртуозно работать ножницами. Такая мастерица есть и в нашем городе Абакане. Послушайте, я вам зачитаю строчки из заметки С. Павлова “Узоры Елизаветы Конгаровой”, газета “Хакасия” <Приложение1> .

  • Технология выполнения всей работы (вышивки) следующая (показ учителя):

-выкраиваются детали для платья – наплечники, обшлага (большие манжеты);

-берётся лист бумаги, складывается в два раза пополам, накладывается на одну манжету и вырезается по форме, потом другой лист бумаги, сложенный в два раза, - на наплечник и вырезается;

-изготавливается (вырезается ножницами) бумажная вырезка орнамента в количестве двух штук (по одной на каждую деталь платья);

-бумажная вырезка разворачивается, накладывается на лист тонкой бумаги (или кусок прокладочной ткани в виде тонкой паутинки) и переводится;

-лист бумаги (прокладочная ткань) с орнаментом накладывается на заготовки наплечников, обшлагов (манжеты) и закрепляется английскими булавками;

- на швейной машинке или вручную весь орнамент по контуру прошивается швом “вперёд иголка”, бумага (прокладочная ткань) удаляется;

-вышивается контур цветными нитками тамбурным швом;

-выполняется вышивка гладью деталей орнамента внутри контура (цветы, бутоны, листья, стебель).

3. Коллективная работа под наблюдением учителя: создать бумажную вырезку орнамента.

План работы следующий: выполняем действия вместе с учителем.

- Рассмотрите ту деталь орнамента, контурное изображение которой на карточке у вас лежит на столе. Вспомните о симметрии. Сколько частей недостаёт? (Половинки или ещё 3\4). Выполним сначала простой вариант: согните печатный лист пополам, вложите пра-виль-но внутрь листа карточку с половиной орнамента. Проверьте, чтобы потом вырезка не распалась на две отдельные части! (Дети самостоятельно разбираются, в чём причина, догадываются). На что обращаем внимание? (правильно развернуть и положить карточку с орнаментом к линии сгиба). Учитель проверяет правильность этого действия.

-Переведите карандашом орнамент (его контуры просвечивают через бумагу).

-Ножницами аккуратно вырезайте каждую деталь. Движения по контуру какие? (плавные – формы округлые) и как можно точнее! Помните о правилах техники безопасности работы с ножницами.

Пословица: терпение и труд всё перетрут.

- Разверните узор: полюбуйтесь им (дети эмоционально переживают волшебство появления из простого листа бумаги достаточно большого ажурного орнамента – восхищаются, удивляются, радуются). Сколько одинаковых частей? (Две). А как нужно сделать, чтобы получилось четыре одинаковых части? Дети думают, пробуют и находят решение: свернуть лист бумаги пополам и ещё раз пополам.

-Покажите это всем (ученик объясняет с показом перед всем классом).

4. Самостоятельно изготовьте в оставшееся время ещё несколько вырезок, обменявшись карточкой с частью узора (раздаточный материал). Обратите внимание на качество: аккуратно переводим и аккуратно вырезаем орнамент.

Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).

5. Выставка работ. По мере того, как будут появляться орнаменты – вырезки, они помещаются на классной доске: выглядят эффектно аппликацией на тёмном фоне классной доски (можно выстраивать в определённую композицию, можно разместить на цветном фоне бумаги или ткани).

Ш. Заключение.

Беседа.

- Что нового вы узнали о культуре хакасского народа?

- Чем интересен хакасский орнамент?

- В чём его особенности?

- Чем вы овладели сегодня на уроке?

- В чём заключается волшебство бумажной вырезки орнамента?

- Что можно сказать о хакасском народе? (Он богат талантами: поэты, музыканты, певцы, мастера прикладного творчества, - все хранят традиции хакасской культуры, приумножают их и развивают).

На следующем уроке мы продолжим работу над орнаментом: сделаем его цветным (показ готовой детской работы из методического фонда учителя).

2 час (урок)

I. Вводная часть.

Настрой: звучит чатхан (струнный инструмент) – хакасские наигрыши (аудизапись), стихотворение “Это, Хакасия, ты!” Н. Шишлянниковой (только начало - один столбик)

Бубен шамана,
Звуки чатхана,
Грустная песня хайджи,
Солнце без меры,
Даль без предела-
Это, Хакасия, ты!

Беседа:

-Какой вы увидели Хакасию в этой мелодии, стихах? Опишите (степь, много солнца, вдали табун лошадей, юрта, хайджи – сказитель с чатханом, а вокруг люди в национальных одеждах со вниманием слушают).

- Какими словами мы закончили предыдущий урок? (Каждый народ талантлив).

II. Продолжение работы над темой: хакасский орнамент.

На классной доске заготовки наплечников и обшлагов для женского платья с вышивкой хакасского орнамента.

Сегодня мы снова прикоснёмся к культуре хакасского народа, его прикладному творчеству. Наша задача: рассмотреть изделия с национальной вышивкой, увидеть её красоту, понять особенности и сочинить своё цветовое решение для орнамента, который выполните по своей бумажной вырезке.

Повторение.

- Что это такое? (Детали женского хакасского национального платья с вышивкой).

-Давайте это покажем: приглашается девочка, детали из ткани с вышивкой накладываются на плечи и рукава, закрепляются.

-Чем они украшены?

-Что вы знаете об орнаменте?

-Расскажите об этом у классной доски по таблице на примере орнамента – вырезки из белой бумаги на цветном фоне (составлен из растительных элементов, элементы стилизованы, стебли с цветами, бутонами и листьями свиваются сердечком, стелются ковром; орнамент симметричен; бумажная вырезка является заготовкой для вышивки).

II. Объяснение.

1. Беседа.

- Полюбуйтесь красками орнамента: показ цветных фотографий с изображением артистов хакасского народного ансамбля “Жарки” в национальных костюмах.

-Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)

-Где эти краски могла увидеть мастерица – хакаска? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)

-Какие цветы напоминают эти краски? (Оранжевые жарки, синие колокольчики, жёлтые лилии, голубые незабудки, малиновые пионы, лиловый венерин башмачок – по ходу выставляются фотографии с этими цветами)

- Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте?

  • в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик”
  • стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или  малиновые
  • сохраняется правило симметрии в расположении красок как в отдельном цветке, так и в отдельных частях орнамента – симметрия (подробное рассматривание)
  • краски яркие, насыщенные, звучные, чистые
  • стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени)

2. Самостоятельная работа: подберите краски для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм (снова вывешивается театральная афиша фольклорного ансамбля “Айланыс” - артисты в национальных костюмах).

Порядок работы, правила:

  • Положите бумажную вырезку орнамента (шаблон) на середину альбомного листа и обведите простым карандашом, отложите в сторону.
  • Обведите контур цветным фломастером.
  • Возьмите кисть и подберите краски для своего орнамента.
  • Кистью работайте аккуратно, пишите как широким мазком, так и тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев.
  • Помните о симметрии.
  • Работайте чистым, ярким цветом.
  • Обратите внимание на сочетание красок, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета (краски) – всё это гармония красок, их звучания (показ детской работы из методического фонда учителя).

В процессе работы прислушайтесь к мелодии, которую исполняет Людмила Арыштаева на слова Евдокии Тыгдымаевой “О подруге”, музыка О. Токоякова (музыкальный фон – национальный колорит, атмосфера).

IV. Заключение.

1.Настрой.

Дети, заканчиваем работу.

-Какой была мелодия? (Cветлая, добрая, красивая).

-Помогала вам эта мелодия? Чем? (Настраивала на размеренность в работе, состояние покоя).

Так и мастерицы часто во время рукоделия поют.

2. Выставка детских работ.

-Полюбуйтесь ими.

-Как вы думаете, какое цветовое решение наиболее удачное и почему?

-Каково качество работы кистью?

-Все ли помнили о симметрии в цвете?

3. Обобщение.

Я думаю, всем полюбился хакасский орнамент, мы многому научились. Теперь осталось только приступить к самой вышивке – эскиз готов! Этим можно заняться дома с мамой или в школьной студии прикладного творчества. Кроме того можно прочитать в специальных книгах о языке орнамента: что означает тот или иной элемент. Язык искусства, язык красоты доступен каждому – только прикоснись к нему. Каждый народ – художник. В своём творчестве он стремится выразить любовь к родному краю, передать колорит и красоту природы, проявитиь свою индивидуальность.

Завершим урок, продолжив чтение стихотворения Шишлянниковой Н. “Это, Хакасия, ты!”: читает учитель или ученик, заранее выучивший стихотворение (под звуки народного инструмента чатхана – наигрыши в исполнении А. Саможикова).

Беркута клёкот,
Конницы цокот,
Гор снеговые хребты,
А на курганах
Стражи – великаны –
Это, Хакасия, ты!

Строг и возвышен
В камне их профиль –
Первых арийцев черты;
Это не Пасха,
Не остров Забвенья, -
Это, Хакасия, ты!
Тот же народ твой,

Только светлее
Лики его красоты!
Стала судьбою
Твоей и моею-
Это, Хакасия, ты!

Литература

  1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учителей. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996.
  2. Чебодаев П.И. История Хакасии (с древнейших времён до конца ХIХ в.). – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1992.
  3. Фитина Н.Т. Хакасские орнаменты. – Абакан: издательство “РОСА” ИПК и ПРО, 1997.
  4. Аева Е.Н. Хоозычах. Альбом- раскраска по мотивам народных орнаментов.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.

Презентация.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 8