Заседание кафедры нетрадиционной медицины "Гигиена органов дыхания". Урок по биологии в 8-м классе

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Задачи:

  • Образовательные: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины для сохранения здоровья человека.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать и представлять в занимательной форме самостоятельно отобранный материал.
  • Воспитательные: воспитывать валеологические аспекты в отношении самого себя, стремление к знаниям, общей культуре.

Оборудование: табл. “Органы дыхания человека”, модель грудной клетки, торс человека, самодельные таблицы по точечному массажу, открытки и гербарии лекарственных растений.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма работы: групповая.

Ход урока

Сегодня урок начинается с валеологической минутки.

Потрем ладошки – им тепло, поможем нашему организму мобилизоваться. Для этого указательным пальцем правой руки производим круговые движения (влево и вправо) в точке расположенной на переносице. Затем массируем точки у основания носа. Следующие точки расположены над верхней и под верхней губой. Последняя точка расположена на козелке ушей.

К вам пришло ощущение бодрости, хорошей работоспособности и мы начинаем трудиться.

Ведущий: Сегодня на заседании нашей кафедры нетрадиционной медицины присутствуют представители других кафедр: анатомии, физиологии, гигиены и фитотерапии. Речь идет об органах дыхания человека и сохранения их здоровья. Но прежде мы должны вспомнить, как они устроены. И так слово анатомам:

Какие органы мы относим к органам дыхания?

Ученик: Легкие.

Анатом: А что же такое бронхи, трахея?

Ученик: Дыхательные пути.

Анатом: Какими тканями образованы легкие и дыхательные пути?

Ученик: Эпителиальными, соединительными и мышечными (фрагментально).

Анатом: На торсе и по таблице мы кратко напоминаем вам об особенностях строения органов дыхания и дыхательных путей.

Ведущий: Мало знать, как устроен орган, необходимо знать, как он работает. Слово физиологам.

Физиолог: Я предлагаю вам проследить путь воздуха из носовой полости до альвеолы.

Итак, воздух оказался в носовой полости, что с ним будет происходить?

Ученик: Он очищается, обогревается, обеззараживается и продвигается дальше через носоглотку в гортань.

Физиолог: А в гортани с воздухом что происходит?

Ученик: Там формируется звук, а воздух, еще более обогретый и очищенный, поступает в трахею, которая не смыкается из-за полуколец и воздух через бронхи поступает в альвеолы.

Физиолог: Изменится ли он здесь?

Ученик: Конечно, так как именно здесь осуществляется газообмен и воздух обогащается СО2, но отдает кислород. И теперь в выдыхаемом воздухе будет много СО2, газ должен удалится из организма и это происходит в результате выдоха.

Физиолог: А почему вдох всегда сменяется выдохом?

Ученик: В области продолговатого мозга находится дыхательный центр, который регулирует этот процесс.

Ведущий: Что же мы должны сделать, чтобы наши органы снабжались нормально кислородом?

Ученик: Для этого необходимо выполнять гигиенические требования, которые были разработаны гигиенистами.

Гигиенист: Это, прежде всего чистый свежий воздух, а значит прогулки, проветривание. Регулярное проветривание обязательно для помещения. Подсчитано, что в 1 м3воздуха школьного кабинета до начала занятий 26000 бактерий, а к концу занятий 135000. Свежий воздух и солнечные лучи для них губительны. В норме объем поступающего воздуха должен составлять не менее 60 м3/ч на одного человека. Замой достаточно периодически открывать форточки, а летом держать открытыми всегда. Это гигиеническое правило В. Маяковский выразил так:

“Нельзя человека
Закупорить в ящик.
Жилище проветривай
Лучше и чаще”.

Кроме того, влажные уборки. А еще, какие требования вы знаете?

Ученик: Не переохлаждаться, так как возбудители заболеваний начнут действовать. Противопоказано курение. В табаке содержится яд – никотин, разрушающий наши органы. Кроме того, там есть смолы, которые откладываются на стенках альвеол и могут вызвать рак легких.

Гигиенисты приводят конкретные данные о влиянии табака на организм вообще, и на женский в частности. В дыме одной папиросы содержится до 20 ядовитых веществ, в том числе 6 ммг никотина, 1,6 ммг аммиака, 0,03 ммг синильной кислоты, 25 ммг угарного газа и других веществ. Никотин сильный яд, который может привести к смерти. Десятитысячная папироса так же вредна, как и первая. У курящих людей стенки сосудов становятся неэластичными, хрупкими. Курящие люди в 30 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз инфарктом миокарда, в 10 раз язвой желудка, чем не курящие. Ученые основательно доказали, что курение сокращает жизнь на 5 лет. В дыме табака есть ядовитое вещество бензпирен, стимулирующий образование раковой опухоли. На 100 тысяч населения заболеваемость раком легких у курящих в 5 раз больше, чем у некурящих. Курение для мужчин – беда, для женщин – дважды беда, ибо это угроза и для матери и для ребенка. Яды табака особенно опасны для мозга плода, он беззащитен от них. Мертворождение, умственная и физическая отсталость детей – жестокая плата за пристрастие матери к курению. У курящих в 2 раза чаще рождаются дети массой меньше 2,5 кг.

Курение чрезвычайно вредно в молодом возрасте, так как яды поражают нервную систему, легкие, сердце, сосуды. Дань моде, подражание старшим приводит к болезням и сокращению жизни… 15 минут жизни стоит курящему каждая выкуренная сигарета.

Ведущий: Человеку создать идеальные условия невозможно. Наступает момент, когда он заболевает. Первое, что может ему помочь – это травы. Слово – фитотерапевтам.

Фитотерапевт: Отвары трав оказывают различное воздействие на организм человека: успокаивающее, противовоспалительное отхаркивающее, кровоостанавливающее. При поражении дыхательных путей можно рекомендовать:

I. Капли в нос:

а) сок алоэ с водой;

б) сок чистотела с водой;

в) сок вареного лука;

г) сок свежей свеклы.

П. Противовоспалительные:

а) отвар зверобоя – жень-шень наших мест;

б) липовый отвар;

в) сок чистотела или отвар;

г) отвар сосновых почек на молоке.

III. Отхаркивающие:

а) отвар на молоке мать-и-мачехи;

б) отвар душицы;

в) сок лука с молоком;

г) сок редьки с медом.

Рецепты на столах и показ растений. Может вы знаете какие-то особые рецепты?

Кроме того, есть еще витаминизированные отвары, например – шиповник. Вот мы вас им, и угощаем (раздают отвар в чашках).

Ведущий: Чтобы не лечить – лучше предупредить. А как именно? Вам сегодня расскажут специалисты кафедры нетрадиционной медицины. Еще в глубокой древности человеку было известно о том, что руки и ноги имеют точки, активизирующие органы человека. “Рука каждого человека показывает участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней” – изречение древнегреческого философа Анаксагора.

Элементарное учение и терапии восточной медицины сводятся к многоточечному раздражению по основным меридианам. Вот, например “Таиин” руки – меридиан легких.

Точка расположена рядом с краем когтя большого пальца руки. Меридиан начинается с этой точки и оказывает влияние на легкие. При ослаблении функций меридиана возникает расстройство органов дыхания.

 1 – Сиосё (Тяжесть груди)

2 – Гёсай (Астма)

3 – Тайэн (Боль в горле)

Современная медицина признает лечение и предупреждение точечным массажем. В педиатрии принят широко иммунологический массаж по Уманской.

Теперь взгляните на рисунок. На нем представлены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были предложены для применения в детской практике кандидатом медицинских наук Аллой Алексеевной Уманской. А теперь всмотритесь в рисунок повнимательнее. А.А. Уманской предложено 7 зон.

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Итак, утро. Вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начните, пожалуй, с себя и в соответствии с нумерацией точек — сначала первую, потом вторую и т. д. Массаж выполняется следующим образом. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи соответствующей зоны до появления незначительной болезненности. Делайте затем девять вращательных движений по часовой стрелке и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 18-20 секунд. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.

Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Это, в частности, способствует активизации работы щитовидной железы, что является далеко немаловажным моментом.

Лучше всего такой массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, т.е. не реже чем через каждые 5—6 часов. Утром для быстрой активизации организма следует оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие надо осуществлять легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, желательно в сочетании с дыхательной гимнастикой.

Единственное, когда противопоказан точечный массаж, это при гнойничковых поражениях кожи в области зон массажа, а так же при наличии родинок, бородавок, новообразований кожи.

Мы вас этому научим.

Сначала смотрит, как мы делаем, а затем повторяем за нами. (Двое демонстрируют)

Потрем ладошки – им тепло, и можем начинать массаж. Делая его ежедневно – вы укрепляете свою иммунную систему.