Некоторые аспекты деятельности заместителя директора школы по достижению успешности каждым учителем

Разделы: Администрирование школы


Педагогический коллектив нашей школы - это тридцать восемь педагогов, мужчин и женщин, молодых и не очень, высококвалифицированных и тех, кто стремится к педагогическому совершенству. Но все мы единое целое. Своей главной задачей в работе с учителем я считаю помочь каждому быть успешным, твердо веря в то, что подобное породит подобное.

Учитель будет успешным, если будет теоретически грамотен, творчески активен, если он уверен в себе и своих силах, если его труд по достоинству оценивается морально и материально.

Я хочу поделиться со своими коллегами, как в нашем коллективе ведётся работа в этом направлении.

При посещении уроков у учителя никогда не ставлю перед собой цель уличить учителя в его недоработках. Каждое посещение урока планирую и ставлю об этом в известность учителя. Анализируя урок, в первую очередь, выслушиваю учителя: какие цели он ставил на уроке для себя, для обучаемых; какую деятельность предполагал для себя, для ребят; что получилось из запланированного, что не получилось и почему; как бы он поступил, проводя этот же урок заново. Если учитель сам смог указать на свои недоработки, я благодарю учителя за урок и анализ закончен. При неучтённых недоработках, я сравниваю его урок с ранее проведенным, но более выигрышным по сравнению с данным или рекомендую посетить урок учителя, у которого данные моменты получаются очень хорошо. За любой урок, на котором присутствую, всегда благодарю учителя, понимая, что при моём присутствии на него увеличилась психологическая нагрузка.

Перед любой проверкой со стороны вышестоящих органов, стараюсь настроить коллектив на положительный результат, повторяя всегда одно и то же: “Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы работаете хорошо, теперь надо это показать”. Как правило, итоги фронтальных и плановых проверок говорят о том, что коллектив работает стабильно и добивается высоких результатов. Наши выпускники в большинстве своем добиваются поставленных целей. Каждый раз, приезжая на каникулы, ребята заходят в школу и мы им очень рады.

Очень важно, чтобы учитель чувствовал себя уверенно. Человек уверен в себе, если он обладает достаточным багажом теоретических знаний и практических навыков.

Методические семинары выстраиваю таким образом, чтобы теория сочеталась с практикой, чтобы после семинара не было равнодушных, чтобы у учителей появлялись новые вопросы, ответы на которые они стремились бы найти. Стараюсь создавать такие ситуации, в которых учитель вырабатывал бы свой взгляд, своё мнение. Все семинары провожу в форме диалога, коллективного или группового поиска решения. Обращаю внимание на то, как расположены столы во время семинаров. Располагаю их таким образом, чтобы все друг друга видели при общении. Так, на одном из семинаров, разбирая вопросы касающиеся педагогической системы вообще и системы нашей школы в частности были изучены теоретические основы данного вопроса, а затем, в процессе работы в группах была выстроена педагогическая система нашей школы. Проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что в педагогической системе нашей школы есть точки разрыва, влияющие на организацию образовательного процесса, а значит и на качество образования. Учителя сами пришли к выводу, что чем больше точек разрыва, тем ниже результат. Домашним заданием было следующее: проанализируйте свою педагогическую систему, попробуйте определить, есть ли точки разрыва в Вашей системе, найдите способы их устранения.

Учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей и т.д.

При проведении праздничных мероприятий гостями школы являются наши бывшие коллеги, находящиеся на заслуженном отпуске. Я считаю, что очень важно поддерживать преемственность поколений, каждому человеку важно чувствовать, что его помнят, ценят. Настоящему поколению это важно, что бы быть уверенным, что и его будут помнить.

В школе стало традицией проведение конкурса “Учитель ученических симпатий”. Проводит конкурс совет старшеклассников. Проведя анкетирование и опрос учащихся, они выявляют лучшего учителя года. Итоги конкурса объявляются на линейке и отражаются на доске объявлений, учитель-победитель становится участником районного конкурса. На будущее мы планируем расширить рамки этого конкурса и назвать его “Учитель ученических и родительских симпатий” и разработать систему поощрения учителя-победителя.

В нашем районе учитель может проявить свои наилучшие качества, участвуя в конкурсе “Учитель года”. Проблема заключается в том, что учителю сложно предложить свою кандидатуру в качестве конкурсанта. Сделать это должна администрация, предложив учителю участие в конкурсе как награду, а не как обязаловку. Причём необходима поддержка и положительный настрой всех коллег. В нашем коллективе есть победители районного и республиканского конкурса.

Готовиться к такого рода конкурсам помогает учителю весь коллектив. Так, например, визитку для учителя мы делали всем коллективом и представляли на районе всем коллективом, художники помогали в оформлении, учитель труда мастерил необходимое оборудование.

Был случай, когда учитель был практически полностью готов к конкурсу, но за неделю до начала обратился к директору и тот разрешил ему в конкурсе не участвовать. Со счастливым выражением лица он прибежал ко мне с радостной для него вестью, я не уговаривала его, но сказала, что у учителя настолько не верящего в свои силы, и не умеющего себя правильно оценить, не может быть учеников, которые добьются своей цели. Подумав до утра, учитель изменил своё решение и стал победителем районного и призером республиканского конкурса, получив сразу высшую категорию.

Внимание к каждому педагогу, своевременная поддержка - одна из задач, которую мне удаётся решать.

Аналогичная ситуация была с организацией авторских семинаров. Для нашей школы это была новая форма деятельности. Поэтому, изучив опыт проведения авторских семинаров, я предложила двум учителям, имеющим большой опыт работы, провести такие курсы. Мы вместе проанализировали деятельность учителей, нашли самостоятельно наработанные “изюминки” и разработали программу семинаров. Семинары были проведены для учителей города и получили высокую оценку.

Новинкой в нашей школе с 2004 года стало оформление учительских портфолио. Если раньше мы вели аналитические тетради, в которых была отражена вся деятельность педагога, то сегодняшняя копилка педагога будет содержать лишь его положительный опыт (победителей олимпиад, участие в педагогических форумах и т.д.), то есть мы заведомо настраиваем учителя на успешность.

Успешность учителя должна подтверждаться морально и материально. В нашей школе в системе проводится работа по выдвижению лучших из лучших к награждению. В коллективе работает Заслуженный учитель РС(Я), восемь отличников образования республики, два Почётных гражданина города, два ветерана труда. Нам удалось к семидесятилетию одного из коллег добиться приобретения квартиры за счет местного бюджета.

Я твёрдо уверена, что в коллективе, где администрация школы стремится помочь каждому учителю быть успешным, всегда царит рабочая творческая атмосфера, позволяющая воспитать успешных учеников. Среди выпускников нашей школы глава администрации нашего района, глава и заместитель главы администрации нашего города, много преуспевших бизнесменов, которые постоянно помогают развитию материально-технической базы школы. К пятидесятилетию школы мы получили в подарок компьютерную технику, автомашину и самое главное: много добрых слов и напутствий.