Открытый урок "Тригонометрическая форма комплексного числа"

Разделы: Математика


Цели занятия:

Образовательная: систематизировать знания и умения, формировать у учащихся новые понятия с опорой на ранее полученные.

Развивающая: развивать мышление, познавательные умения, навыки самостоятельной работы и соревновательной деятельности.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к учебе, интереса к будущей профессии.

Межпредметные связи: электротехника, электрооборудование, электроснабжение, электроника.

Обеспечение занятия: КД, таблицы Брадиса, МК, таблицы, пленка, фломастеры.

Ход урока

Этап урока Содержание этапов Методы, приемы обучения

Деятельность

Преподаватель Учащиеся 
Организац. момент   Информация Спрашивает Информирует   Отвечают
Мотивация Сообщение темы, цели урока   Поясняет Слушают
Актуализ. прежних знаний   Индиви- дуальная Сообщает, работает с учащимися индивидуально Слушают, анализируют
Форми- рование новых знаний Изложение материала с опорой на спец. предметы

Закрепление нового материала

Диалог

Соревнования в микрогруппах

Беседует, спрашивает, отвечает

Объяснение

Слушают, говорят, записывают

Решают, отвечают поКД

Заключит. этап Подведение итогов Домашнее задание   Сообщение Запись

1. Организационный момент

2. Мотивация

Сообщение темы урока “Тригонометрическая форма комплексного числа. Переход от алгебраической к тригонометрической форме

3. Актуализация прежних знаний

На предыдущем уроке была проведена контрольная работа по теме “Алгебраическая форма комплексного числа”. Преподаватель, проводя анализ контрольной работы, обращает внимание на допущенные ошибки, проецируя правильное решение через кодоскоп на экран. (У преподавателя имеются решения всех заданий на кодопленке. И по мере возникновения вопросов у студентов производится объяснение с показом.)

Например:

А) решите уравнение

Б)

4. Формирование новых знаний.

Комплексные числа имеют 3 формы, одну уже изучили - алгебраическую

Но в электротехнике, электрооборудовании, электронике, автоматике и других дисциплинах комплексное число записывается в тригонометрической форме. Например: при работе трансформатора идет нагрев обмоток - активное сопротивление R, катушка выделяет электромагнитные волны - реактивное сопротивление. Сняли замеры трансформатора

3 + 5 i ,

где 3 Ом - активное сопротивление,

5 Ом - реактивное сопротивление

Тригонометрическая форма комплексного числа .

На любом трансформаторе стоит маркировка . Это энергетический показатель ГОС стандартов. Он показывает эффективность работы, КПД, - активный показатель мощности, тока, напряжения. - реактивный показатель.

Перейдем от алгебраической формы к тригонометрической.

Для этого решим задачу:

Рис.1

Дано:

и

Найти:

а и в

Треугольник ОСД - прямоугольный .

Это и есть тригонометрическая форма. Для того, чтобы найти переходить к тригонометрической форме нужно найти r через а и

и через

Известен , можно найти в таблице Брадиса.

Пример

Но число может лежать не только в I четверти системы координат. Рассмотрим все случаи: (проецируется на экран через кодоскоп)

Рассмотрим, как можно перевести комплексное число в алгебраической форме в тригонометрическую с помощью “тригонометрического компаса”.

Например:

Рис.6

Радиус измеряем линейкой, угол найдем на окружности, путем продолжения прямой

5. Заключительный этап

Проводим соревнования по рядам с использованием кодоскопа.

Ход соревнования: на доске высвечивается столько заданий, сколько человек сидит на каждом ряду (желательно, чтобы число студентов на каждом ряду было одинаковым).

Например:

  1. Перевести в тригонометрическую форму
  2. Найти
  3. … и т.д.

Задания идут под номерами. Студенты должны ответить на тот вопрос, карточка под номером которого лежит у него на столе, а также записать решение примера.

После некоторого времени подготовки начинается соревнование.

По окончании соревнования подводятся итоги, проводится рефлексия, а также оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные студентами за урок.

Дается домашнее задание (проецируется с помощью кодоскопа).