Урок химии по разделу "Строение вещества". Тема: "Кристаллические решетки", 8 класс

Разделы: Химия


Цели урока:

Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.

Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.

Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.

Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная); микроскопы, препараты поваренной соли и клея; краски, кисточки, стаканчики с водой; набор разноцветных пластмассовых шариков в фарфоровых чашках; пластилин, металлические и деревянные стержни; клей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.

Здоровьесберегающий аспект (ЗСА):

Учитель: Каково настроение на начало урока?

Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)

II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.

Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”

Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.

Выберите правильный ответ:

1. В молекуле H2 тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

2. В молекуле HCl тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

3. В молекуле NaCl тип связи:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная

4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

6. В образовании ионной связи принимают участие :

а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.

Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).

Учитель: А теперь вам предлагается устный словарный диктант по теме “Химическая связь”. (Приложение 1):

  1. Перечислить виды химических связей.
  2. Распределить данные вещества по видам связей.

Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.

III. Новый материал.

Учитель: Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.

Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга.

Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 131.

Учитель: Продолжить знакомство с новым понятием нам помогут препараты поваренной соли и клея. Просмотрите их под микроскопом и сделайте вывод о внутреннем строении веществ, пользуясь материалом из справочников и энциклопедий, который вы подбирали в домашнем задании.

Учащиеся предлагают название увиденным веществам по строению: поваренная соль – кристаллическое вещество, клей – аморфное вещество.

ЗСА:

Учитель: А можете вы найти похожие по строению вещества на наших суприматических композициях? (Приложение 2).

Учащиеся в суприматических композициях пробуют найти аморфные и кристаллические вещества.

Учитель: Понятие кристаллические решётки мы с вами будем рассматривать, опираясь на понятие кристаллических веществ. Вам предлагается выразить ваше представление о кристалличности в рисунках.

ЗСА: учащиеся рисуют свои представления о кристалличности в рисунках.

Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллическое вещество, пользуясь пластмассовыми шариками. Взяв шарики в руку, верните их назад в фарфоровую чашку и посмотрите форму, образуемую ими.

Учащиеся наблюдают образование правильных форм – квадрат, шестиугольник.

Учитель: Ещё раз мы с вами убедились в образовании кристаллического вещества. Но различают несколько видов кристаллических решёток – атомные, молекулярные и ионные. Я предлагаю вам самим попробовать построить данные виды решёток: 1 ряд – атомная решётка, 2 ряд – молекулярная решётка, 3 ряд – ионная решётка.

ЗСА: учащиеся, пользуясь пластилином, лепят кристаллические решётки своих видов.

Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллические решётки из самих себя.

Физкультурная пауза: учащиеся встают и изображают свой вид кристаллической решётки.

Учитель: Вы молодцы! А теперь сравните всё, что вы предлагали по своему виду решётки с готовыми моделями. Сделайте соответствующие выводы о сходстве и различии образцов и ваших моделей.

Учащиеся проводят сравнение и делают выводы.

Учитель: Мы уже не первый урок обращаем внимание с вами, что строение веществ определяет свойства вещества. Вам предлагается самостоятельно предложить свойства веществ для своего вида кристаллической решётки. На каждый ряд пришла бандероль с 3 конвертами. Сейчас вы должны воспользоваться конвертом № 1 (Приложение 3)

Учащиеся разбирают предложенные надписи для таблицы и оформляют её на доске:

Зависимость физических свойств веществ от их строения

Признаки

Типы кристаллических решёток

Атомные

Молекулярные

Ионные

1. Тип химической связи      
2. Агрегатное состояние веществ      
3. Температура плавления веществ      
4. Растворимость в воде      
5. Примеры      

Учитель: Правильность заполнения таблицы можно проверить, вскрыв конверт № 2 (Приложение 4). Данную таблицу можно вклеить себе в тетрадь.

Учащиеся проверяют таблицу на доске и вклеивают в тетрадь образец.

IV. Закрепление материала.

Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается вскрыть конверт № 3 (Приложение 5) и отметить какой-то тип кристаллических решёток в задании “Крестики – нолики”.

Учащиеся выполняют работу и сдают дежурному по ряду.

ЗСА.

Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок. Открываем дневники, записываем домашнее задание.

V. Домашнее задание.

  1. Изготовить кристаллическую решётку алмаза, воспользовавшись данными справочников или энциклопедий.
  2. Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, головоломку, “Крестики – нолики”, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.

Литература:

  1. Учебник “Химия 8 класс” Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман М. 2001.
  2. Поурочные разработки к учебнику “Химия 8 класс” Л.М.Брейгер Волгоград 2001.
  3. Учебное пособие “Химия” для 8 класса часть 2 Н.А.Меденцева, А.А.Меденцев Томск 2000.
  4. “Энциклопедический словарь юного химика” М. 1996.
  5. “Справочник для школьника” Химия, биология, экология. СПб и М. 2000.