Суицид (самоубийство). Родительское собрание

Разделы: Работа с родителями


Цель: обратить внимание родителей к своим детям, вместе с родителями проанализиро-вать место ребёнка в семье.

«Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли».
Ю.В. Катин – Ярцев.

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это созданный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Резко возросло число самоубийств:

  • в США с 1970 – 1980 г.г. – 1 самоубийство каждые 20 минут;
  • в Венгрии в 90-х годах – 40 самоубийств на 100 тыс. человек в год!

В последние 5 лет число самоубийц в нашей стране превысило число убийств, а за 70 лет число самоубийств среди молодёжи возросло в 7 раз.

Смертность населения от убийств и самоубийств

Годы на 100 тыс. человек населения убийства самоубийства
1990

1991

1992

1993

1994

1995

14,3

15,2

22,8

30,6

32,6

30,7

26,4

26,5

32,0

38,1

42,1

41,4

Источник: Российский статистический ежегодник. М.:Госкомстат,1996. С. 57.

Что же толкает молодых людей на самоубийства?

В 1998 г. провели опрос в г. Новый Уренгой подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет (всего 150 человек).

У половины опрошенных хотя бы иногда возникали мысли о самоубийстве, а каждый десятый сказал, что думал совершить такую попытку, неудавшуюся в силу различных причин.

Почему у молодых людей возникает желание расстаться с жизнью?

Причины:

1) конфликты в семье – 29 % опрошенных;
2) плохие отношения со сверстниками – 11,3 %;
3) частые депрессии – 18 %;
4) тяжёлое материальное положение – 5 %;
5) проблемы, связанные с учёбой – 11 %;
6) безвыходная ситуация – 8,7 %;
7) другое – 13 % (заблуждение, страх, неуверенность в себе, одиночество).

Наибольшее количество проблем, ведущих к суициду, связано с конфликтными ситуациями в семье.

По данным другого опроса детей было выяснено, что родители часто прибегают к насилию по отношению к своему ребёнку.

в начальной школе

1) 39,4 % из 850 опрошенных детей ответили, что часто их бьют родители за плохие оценки;
2) 24,4 % - это бывает постоянно;

в старших классах (опрошено 300 человек);

1) 50,2 % считают своё положение в семье равноправным;
2) 8,7 % - занимают в семье положение человека, вынужденного только подчиняться;
3) 2,4 % - одиноки, их никто не понимает и не любит;
4) 9,3 % - ощущают постоянную опеку;
5) 4,3 % - считают, что создают проблемы в семье;
6) 1 % - посторонние в семье.

Некоторые дети отметили, что родители редко обращают внимание на их настроение.

Была установлена следующая зависимость: среди тех, кто никогда не задумывал о самоубийстве, отношения с родителями в основном хорошие, тогда как у потенциальных самоубийц – удовлетворительные и плохие.

Влияние взаимоотношений между родителями и детьми на возникновение суицидных намерений.

отношения с родителями частота возникновения суицидальное желание
  часто иногда никогда всего
отличные

хорошие

удовлетворительные

плохие

трудно сказать

0,92

1,00

3,2

4,11

2,6

3,7

3,25

13,85

14,97

10,97

20,45

14,70

2,85

0,97

1,98

25,07

18,95

19,9

20,05

15,55

итого 11,83 46,74 40,95 99,52

Конфликты в семье особенно значимы для 13 – 16 – летних, для тех, кому 17 – 18, наиболее важны проблемы со сверстниками.

Исследования показали, что нервная депрессия не просто серьёзное заболевание – она имеет генную природу, т. е. передаётся по наследству.

Есть и другие факторы: употребление алкоголя и наркотиков. 21 % хотя бы время от времени употребляют наркотики, 85 % - алкогольные напитки.

Большинство опрошенных считают попытку самоубийства проявлением

  • отчаяния – 60 %;
  • слабости – 18,2 %;
  • смелости – 6,3 %;
  • безысходности – 6,3 %;
  • глупости – 3,7 %.

Итак, семья и школа – два социальных института, играющих решающую роль в предотвращении суицидальных явлений у молодёжи. Их влияние будет тем эффективнее, чем полнее и глубже они будут использовать свои возможности, дополняя и обобщая воздействия друг друга.

Анкета для детей.

1) Как ты считаешь: любимый ли ты ребёнок? (да, нет, затрудняюсь ответить)
2) Любишь ли ты проводить свободное время в кругу семьи с родителями? (да, нет, иногда)
3) Советуются ли с тобой родители, принимая какие – либо решения в жизни семьи? (да, нет, иногда)
4) Кто оказывает помощь в подготовке домашнего задания? (мама, папа, другие, никто)
5) Кому доверяешь свои секреты? (маме, папе, другу, никому)
6) Наказывают тебя за провинности? (да, нет, иногда)
7) Какие меры к тебе чаще применяют:

  • ремень и т.п.,
  • запрет любимых занятий,
  • запрет на обед/ужин,
  • другие (сладости, финансовая поддержка).

8) Возникало у тебя желание уйти из дома? Сколько раз? (да, нет, иногда)
9) Возникают ли проблемы отцов и детей? (да, нет, иногда)
10) Интересно вам проводить праздники в семье? (да, нет, иногда)
11) Назовите традиционные семейные праздники.

  • Новый год,
  • День рождения,
  • Рождество,
  • 8 Марта,
  • нет.

Анкета для родителей

1) Как часто вы оказываете помощь при выполнении домашней работы вашего ребёнка? (часто, иногда, никогда)
2) Делится ли ребёнок своими секретами с вами? (да, нет, иногда)
3) Как часто достигается взаимопонимание с ребёнком в проблеме отцов и детей? (часто, иногда, никогда)
4) Какую меру наказания вы чаще выбираете?

  • ремень и т.п.,
  • запрет любимых занятий,
  • запрет на обед/ужин,
  • другие (сладости, финансовая поддержка),
  • никаких.

5) Есть ли настоящие друзья у вашего ребёнка? (да, нет, не знаю)
6) Знаете ли вы где и как проводит своё свободное время ваш ребёнок? (да, нет, затрудняюсь ответить)
7) Как вы считаете: курят ли ваши дети? (да, нет, затрудняюсь ответить)
8) Пробовали ли ваши дети спиртное?

  • пиво,
  • вино,
  • водка,
  • домашние изделия,
  • затрудняюсь ответить,
  • шампанское,
  • нет.

(Дать полный анализ анкет и сделать выводы).