Космическая прогулка. Тема: "Умножение рациональных чисел" (обобщающий урок в 6-м классе)

Разделы: Математика


Урок – путешествие. Ученики – члены экипажей космических кораблей, которые в ходе полета выбирают и выполняют задания различной сложности, тем самым закрепляя умение умножать рациональные числа.

Игровая ситуация – один из способов поддержания интереса к предмету. Игра объединяет в одно целое комплекс заданий и умений, направленных на развитие познавательных способностей, способствует росту мотивации изучения математики.

Цели урока:

  • проверить умение и навыки применения правил умножения рациональных чисел; контроль знаний;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать интерес к математике, любознательность;
  • развивать умение преодолевать трудности при решении примеров;
  • развивать умение общаться друг с другом.

Форма проведения: дидактическая игра.

Оборудование: индивидуальные карточки с примерами, фигуры ракет, листы настроения, магнитофон, “путевые листы” учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс разбивается на группы. Каждая группа – экипаж ракеты, на которой они совершат прогулки. Каждый участник имеет “путевой лист”, оформленный дома (сказки, кроссворды, ребусы, стихи, рисунки по теме “Умножение рациональных чисел”). На этих листах ребята будут записывать решения всех примеров, встречающихся по ходу урока. В конце урока эти листы собираются учителем на проверку.

II. Девиз прогулки

Каждый участник решает пример, записанный на карточке. Ответы закодированы буквами. В результате их решения на доске появляется девиз: “Без труда, не выловишь рыбку из пруда”. Обсудите с учащимися смысл этой поговорки.

Индивидуальные карточки для девиза

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.  

а

з

п

е

ы

н

у

о

б

-15,3

-26

 

л

и

т

к

ь

р

ш

д

в

2.jpg (10038 bytes)

-86

-0,42

3

 

б

е

з

 

т

р

у

д

а

 

н

е

 

в

ы

л

о

в

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

и

ш

ь

 

р

ы

б

к

у

 

и

з

 

п

р

у

д

а

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

III. Найди свою ракету

Экипажам дается пример, который должен решить каждый член экипажа. Результаты примеров имеют код. Происходит самоконтроль. В итоге номер ракеты будет состоять из букв и цифры. Кто первым из экипажа определит номер своей ракеты, становится ее командиром. Он берет макет ракеты и ставит на стол. Номера будут такими: Сибо – 5, Спа – 4, Цы – 3, Лод – 2, Мо – 1.

При подведении итогов из номеров ракет составляются слова:

Молодцы! Спасибо!

Карточки для экипажей.

Найти значения выражений:

; если

1.

бо

4

д

си

5

3

2.

4

к

с

7

па

2

-2

3.

ы

3

ю

8

ц

4.

2

к

од

5

л

-12

-27

27

-2

2

5.

о

а

1

м

4

-18

8

-8

IV. Выбор маршрута (индивидуальные задания) – задание штурманам.

Один член каждого экипажа получает карточку с примерами и шифром. Решая примеры, они с помощью шифра определяют набор цифр и выписывают их на доске. Задания у всех одинаковые, так как маршрут прогулки один: 4 3 1 8 2.

4- проверка готовности к прогулке
3 – полет
1 – физическая нагрузка
8 – расчет посадки
9 – карантин

1. ;
2.
3.
4.
5.

6

7

0

3

8

4

9

1

2

V. Проверка готовности к прогулке

Пока штурманы выверяют маршрут прогулки, надо проверить, все ли готово к полету: найти и устранить неисправности, проверить снаряжение.

Задание. Найдите, исправьте и объясните допущенную ошибку.

На доске записано пять примеров с решениями, в которых допущена ошибка. Каждый экипаж ищет ошибку в своем примере; если есть время, участники могут помочь другим экипажам. После нахождения ошибки один из членов экипажа должен ее исправить и объяснить.

1.
2.
3.
4.
5.

VI. Полет (занимательные задания)

Маршрут выбран, неисправности устранены, можно начать полет. Теперь можно отдохнуть.

1. В пустые клетки надо записать неправильные дроби, при умножении которых на получается натуральное число.

2. Составьте слово:

А) р, о, д, ь, б.
Б) о, ч, с, и, л.
В) е, ж, о, н, м, у, е, н, и.

3. (Фокус) задумайте число, умножьте его на , затем умножьте полученный результат на . Я могу по вашему ответу узнать, какую цифру вы задумали. Объяснить этот фокус вы сможете на следующем уроке.

VII. Беговой тренажер

Во время полета необходима физическая нагрузка. Поэтому мы все пойдем на беговой тренажер.

Задание. Необходимо правильно и быстро решить примеры устно. Ответы записываем на планшетке.

1-я дорожка:
2-я дорожка:

VIII. Расчет посадки

Прогулка подошла к концу. Чтобы посадить корабль на Землю, необходимо рассчитать площадь и периметр посадочной площадки, которая является квадратом со стороной км.

IX. Карантин (самостоятельная работа)

Каждый участник экипажа получает карточку, в которой пять примеров. Представитель каждого экипажа решает примеры на доске.

1.
2.
3.
4.
5.

X. Подведение итогов урока

Активным участникам выставляется отметка. “Путевые листы” собираются на проверку, после чего каждому участнику будет объявлена отметка.