Тема урока: "Обыкновенная биография в необыкновенное время" (по творчеству А.П. Гайдара)

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара.
2. Развивать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; психические процессы ребёнка (внимание, память).
3. Воспитывать культуру общения и такие черты характера, как коллективизм, товарищество и патриотизм.

Задачи:

1. Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического характера, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
2. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
Развивать в детях умение обобщать, сравнивать, сопоставлять.
3. Воспитывать в детях взаимоуважение, сопереживание за работу свою, товарища и класса в целом; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

Предварительная подготовка: За две недели до урока дети получили задание:

  • найти материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара; найденный материал можно оформить в виде письменных сообщений, докладов, реферативных статей;
  • прочитать произведения А.П.Гайдара;
  • сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
  • найти высказывания великих людей о творчестве писателя.

Оборудование и оформление:

1. Портрет А.П.Гайдара.
2. Выставка книг – произведений А.П.Гайдара.
3. Фонограмма с песней «Гайдар шагает впереди».
4. Высказывания известных людей о Гайдаре.
5. Вопросы викторины «Знаете ли Вы жизнь и творчество А.П.Гайдара»?
6. Карточки для мини-сочинения «Я хотел(а) бы дружить с …».
7. Карточки с буквами алфавита для домашнего задания.
8. Иллюстрации к «Сказке о Мальчише-Кибальчише…».
9. Свеча.

ТСО: проигрыватель.

На партах у детей:

-- Произведения А.П.Гайдара.
-- Рабочие тетради с записями.
-- Доклады по теме – письменные сообщения.
-- Ручка.

Оформление доски к началу урока:

по центру доски:

ЯНВАРЬ
22
1.904 - 2.004

(всё остальное появится по ходу урока).

Тихо звучит фонограмма песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Гайдар шагает впереди».
Мы приветствуем друг друга, гостей и усаживаемся.

I. Психологической настрой на урок:

---- Как ваше настроение, дети?
---- С чем оно связано?

Дети говорят о своём настроении, о своих чувствах.

---- Посмотрите, пожалуйста, на доску, на эту запись:

ЯНВАРЬ
22
1.904 - 2.004

-- -- О чём вам говорит она?

Выслушиваем мнения детей.

… О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

Дети отвечают, а я вывешиваю портрет А.П.Гайдара и тему нашего урока.

II. Основная часть урока.

1. Выявление знаний о жизни и творчестве А.П.Гайдара…

Итак, тема нашего урока…

Дети зачитывают с доски.

«Обыкновенная биография в необыкновенное время…»

--Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время. А почему он так говорил, на этот вопрос вы ответите в конце урока.

---- Что вы знаете о жизни А.П.Гайдара?

Дети делятся друг с другом своими знаниями, добавляя ответы товарищей, пользуясь своими записями в тетрадях, в докладах и в первоисточниках. Итог всему сказанному ребятами о жизни писателя подводит библиотекарь школы Ирина Алексеевна Билибина. Она так же рассказывает детям о его последнем бое (Приложение №1). Своё выступление она завершает тем, что он за свою жизнь написал много интересных произведений.

---- А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете?

Дети называют произведения, которые он написал.

-- -- Что из этих произведений прочитано вами? Ваше мнение?

Дети делятся своими впечатлениями о прочитанном.

---- Какие произведения А.П.Гайдара вам больше всего понравились и почему?

Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях.

---- Вы могли бы прочитать нам отрывки из своих любимых произведений?

Дети зачитывают отрывки и объясняют свой выбор.

---- Я благодарю вас, ребята, за те знания, что вы принесли сегодня на урок.

2. Викторина «Знаете ли вы?..»

А сейчас Надежда Сергеевна проведёт с вами викторину «Знаете ли вы жизнь и творчество А.П.Гайдара?»:

1. Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2. Что обозначает слово «Гайдар»?
3. Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?
4. Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
5. Что вы знаете об истории создания повести «Тимур и его команда»? Как в начале назвал Гайдар своего героя?
6. Что было изображено на флаге у команды Тимура?
7. Где и при каких обстоятельствах погиб А.П. Гайдар? Как это произошло?

Подводится итог знатоков по наибольшему количеству полученных жетонов.

3. Письмо мини – сочинения:

---- Ребята, а вы хотели бы дружить с гайдаровскими героями?

Тогда предлагаю вам написать мини-сочинение «Я хотел(а) бы дружить с …».

Прошу детей выйти ко мне (в качестве физ-паузы), взять приготовленные листочки. Затем ребята садятся на свои места, чтобы сделать соответствующую запись и объяснить, почему он решил(а) с ним (ней) дружить.

Пока дети пишут, на доске появляются иллюстрации к «Сказке о Мальчише-Кибальчише …».

После того, как дети записали, прошу 2-3 учеников зачитать.

4. Вспомним по картине…

---- Ребята, как эти иллюстрации связаны с темой нашего урока?

Ребята пересказывают по иллюстрации, к какому действию оно относится. Учитель их ведёт так, чтобы последний сюжет относился бы к могиле, где похоронен Мальчиш-Кибальчиш).

III. Вечная память хранит в сердцах…

---- Да, ребята, погиб Мальчиш – Кибальчиш за Родину, так и не выдав Военную Тайну. Погиб и Аркадий Петрович, защищая нашу страну от фашистских захватчиков, погиб, как Солдат. Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания.

Зажигаю свечу, дети и гости встают.

Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами?

Мнения детей.

Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.

Включить запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Гайдар шагает впереди».

IV. Домашнее задание:

---- Много мы сегодня узнали о жизни и творчестве замечательного писателя. И вот вам домашнее задание: на этом листочке, на каждую букву алфавита, записать названия произведений, имена героев, населённые пункты, связанные с именем А.П.Гайдара. (Приложение №2)

V. Итог урока:

1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»?
2. Что нового вы еще узнали о жизни этого необыкновенного человека?

VI. Оценивание урока, себя, товарищей.

---- Ваше мнение о нашем уроке?

Дети дают оценку своей работе, отмечают самого активного на уроке.

Затем учитель подводит итог работе всего класса и отмечает учеников, активно работавших на протяжении всего урока. Отметки проговариваются и выставляются в журнал.

Выражаю всем благодарность за хорошую работу, особенно библиотекарям:

Билибиной Ирине Алексеевне – за помощь в подборе нужных произведений, вопросов к викторине и участие в ведении урока;

Власюк Надежде Сергеевне – за техническое оснащение, за подготовку печатного материала, за помощь в подборе произведений, в проведении викторины.