Урок алгебры в 7-м классе по теме: "Арифметические операции над одночленами"

Разделы: Математика


Цели урока:
  • деятельностные – фиксирование затруднений в собственной деятельности, построение проекта выхода из затруднения, формирование способности к саморефлексии на примере работы с алгоритмами и самоконтролем;
  • образовательные – закрепить навыки работы с одночленами.

I. Самоопределение к деятельности.

– Чем занимались на прошлых уроках? /Выполняли арифметические действия над одночленами./

– По сути дела, никаких новых формул не было. Но мы наработали багаж алгоритмов действий над одночленами. Сегодня, подводя итог, мы должны уточнить эти алгоритмы, выявить затруднения и ликвидировать их. После сегодняшнего урока у каждого из вас не должно остаться неразрешенных вопросов. Так какую тему урока запишем?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Что такое одночлен? /Произведение чисел, буквенных множителей и их степеней./

2. Как привести одночлен к стандартному виду? /Перемножить числовые множители и записать на первом месте, перемножить буквенные множители с одинаковыми основаниями./

3. Какие одночлены можно складывать или вычитать? /Подобные./

4. Какие одночлены называют подобными?

/Вывешивается правило./

5. Что получается при умножении одночленов? /Одночлен./

– Будет ли это конечный результат, /нет, так как это одночлен не стандартного вида/

6. Какие свойства степеней используются для:

а) приведения одночлена к стандартному виду. /Вывешивается правило./

б) для возведения одночлена в натуральную степень.

7. Но иногда, зная все правила действий с одночленами, вы получаете неверный ответ. Почему так происходит? /Допускаем вычислительные ошибки./

Выполним несколько устных упражнений.

1. Представьте число 64 в виде различных степеней.

2. Представьте одночлен х20 в виде различных произведений одночленов:

х5  
3  
  (-х)10
0,5х4  
b  
2b  

3. Прямоугольник разбит на 4 прямоугольника.

Ответьте на вопрос: чему равна площадь каждого маленького прямоугольника?

4. Создай группы подобных слагаемых и найди значение в каждой группе из одночленов:

1,3х; -8ху; -5у; -х; -3у; ху; 8у; 5,7.

Мы с вами устно актуализировали наши знания. Переходим к выполнению самостоятельной письменной работе.

Самостоятельная работа.

Вариант 1 Вариант 2
1.Упростите выражения:
а) а)
б) б)
в) в)

2. Не решая пример, скажите, корректно /да/ или некорректно /нет/ следующее задание:

а) представить одночлен 81a6b4 в виде четвертой степени некоторого одночлена. а) представить одночлен 8a6b9 в виде куба некоторого одночлена.
б) разделить одночлен 15xyz на одночлен 4xyz. б) разделить одночлен 15x2y3z4 на одночлен 6x3yz.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

Самоопределение.

(Учащиеся сверяют свои решения с образцом и заполняют 2 столбец таблицы знаками “+” или “?” в случае, соответственно, правильно или неправильно решено задание.)

№ задания Выполнено
(“+” или “?”)
№ правила Исправлено в процессе работы Исправлено в самостоятельной работе
         

Локализация места затруднения.

  • Кто не допустил ошибок?
  • Кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки…
  • Какова цель нашей дальнейшей работы? /Исправить ошибку и построить проект работы над ошибкой./

Те ребята, которые не допустили в работе ни одной ошибки, выполняют следующие задания.

1. Для прямоугольника (см. задание 3 из актуализации знаний)

а) составить выражение для площади каждого прямоугольника, составленного из двух маленьких прямоугольников;

б) составьте выражения для нахождения площади всего прямоугольника. Рассмотрите различные способы составления площади.

2. Вычислите a+b, a-b, a•b, a:b, если а = 6,4•104 , b = 1,6•103.

Те ребята, у которых в таблице есть “?” предлагаю вам исправить ошибки по образцу и около знака "?" ставится знак "+", что означает исправлено.

– Запишем в таблицу (столбец 3) названия тех правил, которые неверно использовали в работе.

– Ребята, какие ошибки вы допустили, выполняя работу?

IV. Построение выхода из затруднения.

(Заполнение 4 столбца таблицы).

Ребята, предлагаю придумать такой способ работы над ошибками, чтобы их не только исправить, но и не допускать в дальнейшем.

Выяснить, в чем заключается ошибка.

Исправить ее.

Повторить соответствующее правило.

Потренироваться в решении подобных задач в классе и дома.

Самостоятельная повторная работа (в виде теста).

Выберите из теста такие задания, в которых допустили ошибки при выполнении самостоятельной работы.

Проверьте правильность выполнения задания, сравнив его с ключом. Занесите результат “+” или “?” в свою таблицу. (Работа с 5 столбцом таблицы).

Проверка задания, выполненного ребятами первой группы.

Рефлексия деятельности на уроке.

– Чем сегодня занимались на уроке?

– Какие ошибки исправили?

– Над чем надо поработать?

– В конце урока предлагаю вам оценить свою деятельность. Для этого прикрепите к нашим бусам:

  • красную бусинку – если у меня сегодня все получилось,
  • синюю бусинку – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку,
  • зеленую бусинку – если я сегодня допускал ошибки, но я надеюсь, что у меня все получится (ребята с помощью степлеров прикрепляют к леске бусины, вырезанные из цветной бумаги).