Информатика, как предмет изучения эффективных алгоритмов работы с информацией человеком

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


В данной статье делается попытка рассказать о предмете “Информатика” как о науке, связанной с обработкой информации не только с помощью компьютера, но и с помощью интеллекта. Т.е. в курсе информатики должны быть рассмотрены эффективные алгоритмы восприятия, обработки, хранения, воспроизведения информации человеком. Или другими словами учить учеников учиться.

В ходе экспериментальных исследований были исследованы различные алгоритмы обработки информации учениками. Например, учащийся учит параграф по следующему алгоритму: читает абзац, далее его пересказывает, потом читает следующий абзац - пересказывает и так циклически до конца параграфа. Какова эффективность его работы с точки зрения временных затрат, прочности, долговременности и системности знаний? Об эффективности здесь не может идти и речи. У преподавателя возникают вопросы: Почему ученик так учит параграф? Неужели это самый эффективный способ изучения темы? Ответ на эти вопросы один: его никто не научил эффективным алгоритмам работы с параграфом, да и вообще с информацией. А ведь таких алгоритмов, разработанных и апробированных ведущими специалистами, много!

Ниже в качестве примера приводятся некоторые алгоритмы эффективной обработки информации:

  1. Алгоритмы мотивации (подготовка для эффективного восприятия информации);
  2. Алгоритм чтения параграфа (эффективная обработка информации);
  3. Алгоритм повторения (для эффективного хранения информации);
  4. Алгоритм подготовки и выступления с докладом, рефератом и т.п. (эффективный алгоритм воспроизведения информации).

1. Алгоритмы мотивации

В зависимости от ситуации нужно использовать различные алгоритмы мотивации учебно-познавательной деятельности.

Алгоритм для старшеклассников “Картина будущего” [5], проводимый в начале учебного года (общая мотивация учения):

Алгоритм картины будущего

  • Определите свою цель на 1 год (окончание школы) и на 7 лет (окончание высшего учебного заведения) вперед.
  • Ярко и образно нарисуйте себе картину будущего:

- Кем Вы будете через 1 год, 7 лет?

- Какое Вы получите образование?

- Каков будет Ваш ежемесячный доход?

- Как Вы будете себя чувствовать?

- Какими будут Ваши перспективы на будущее?

  • Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих интервалов времени, чтобы добиться этой цели.
  • Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца. (Корректируйте его в дальнейшем.)

В данной статье пример алгоритма приведен в краткой форме, но достаточной для понимания его сути. Принцип работы данного алгоритма настолько очевиден, что я оставлю его без комментариев.

Рассмотрим пример еще одного алгоритма, воспитывающего волевые качества учеников.

Часто у учеников борются противоречивые импульсы и желания. Например, надо учить уроки, а хочется спать или пойти гулять. Этот феномен известен в психологии под названием “борьба мотивов” [5, стр. 158]. Как быть в таких ситуациях? Ниже приведен пример алгоритма, как направить всю энергию импульсов и желаний всех менее значимых мотивов на мотивацию и достижения цели более высокого уровня (более значимой для ученика).

Алгоритм борьба мотивов

  1. Хочу ли я достичь своей цели?
  2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
  3. Что мне хочется делать?
  4. Как соединить это с тем, что я решил сделать?

Рассмотрим пример для понимания сути алгоритма. Ученице нужно выучить параграф по информатике, но к ней в гости приходит ее друг, и ей очень хочется быть с ним. Что делать? Прогнать друга, учить параграф? Это не возможно, все мысли о нем. В результате ни с другом пообщаться, ни к занятиям приготовиться? Она воспользовалась алгоритмом.

  1. Хочу ли я достичь своей цели? - Да хочу выучить параграф.
  2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься? - Нет, я хочу быть с другом.
  3. Что мне хочется делать? - Быть рядом с моим любимым.
  4. Как соединить это с тем, что я решил сделать? - Я могу причитать параграф другу, а после мы в приятной обстановке обсудим прочитанное.

Здесь ученица соединила энергию двух мотивов для достижения поставленной цели.

Прорабатывая алгоритмы мотивации с учащимися, добиваемся, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о том, что в начале любой деятельности они должны хорошо представлять цель занятия (т.е. конечный результат к чему стремиться) и кроме этого они должны хотеть, очень сильно хотеть этим заниматься, иначе просто попусту потратят время.

Существуют еще множество алгоритмов для подготовки учащихся к восприятию информации, например:

  • алгоритмы снятия апатии;
  • алгоритмы мотивации не интересных им учебных предметов и тем;
  • алгоритмы управления вниманием.

2. Алгоритм чтения параграфа

Существует множество алгоритмов чтения. Многие из них требуют специальной подготовки. Как, например, интегральный алгоритм чтения [1, стр. 40], предложенный в методике изучения быстрого чтения. Чтобы правильно применить интегральный алгоритм, нужны месяцы тренировки. Но есть и такие алгоритмы, которые не требуют подготовки и результат его эффективного действия виден сразу. Ниже дан пример такого алгоритма.

Алгоритм “ОЧОГ” - сокращенное название по первым буквам [4, стр. 89].

О — ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч—чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.

О — обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г — главное. Мысленно перескажите текст или еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы.

Как работает этот алгоритм? В данном алгоритме главные мысли повторяются четыре раза, естественно они лучше запомнятся. Кроме того, запоминание происходит систематизировано. А второстепенное, даже через большой интервал времени, всплывает в памяти как образное припоминания при вспоминании главных мыслей.

По такому алгоритму эффективно организовывать работу с параграфом учащихся на уроке и дома.

3. Алгоритм повторения

Алгоритм повторения самый простой и наиболее эффективный алгоритм в учебной деятельности. Сначала для понимания сущности алгоритма нужно рассказать учащимся теоретические сведения об особенности памяти [3], о том, что запоминание идет через повторение. Рассказать об эффективных интервалах повторения. Например, у ученика через неделю экзамен, как организовать эффективный способ изучения материала. Прочитать в первый день, повторить во второй, затем в третий и так далее до начала экзаменов. Или прочитать в первый и повторить перед экзаменом. Как эффективнее?

Для лучшего запоминания установлены эффективные интервалы повторения. Это через 15 минут, 6 часов и день. Т.е. после изучения новой темы, для лучшего запоминания, ученик должен вечером дома (через 6 часов после занятий) повторить учебный материал, и еще через день. В данном случае обеспечивается наилучшая прочность знаний. Оговоримся, что интервал в пятнадцать минут обеспечивает сам учитель на уроке.

4. Алгоритм подготовки и выступления

Как донести свои мысли до окружающих? Как подготовить выступление, чтобы тебя слушали с интересом? Каков должен быть ход изложения мысли?

Существуют множество алгоритмов подготовки выступления, чтения лекций, управления семинарскими занятиями.

В таблице 1 приложения 1 приведен пример эффективного алгоритма подготовки выступления  [2, стр. 250]. Принцип действия алгоритма настолько очевиден, что оставим его без комментариев.

В данной статье мы хотели обратить ваше внимание и показать вам, что существует много эффективных способов обработки информации. Обучая этими алгоритмами учащихся, мы на много повысим эффективность обучения. А предметом, который будет учить их работать с информацией, будет информатика.

Литература

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа “Доминанта 2000-го года”. – М.: Прометей, 1991. – 160 с.: ил.

Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил.

Лёзер Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. К. М. Шоломия/Под ред. Ы. К. Корсаковой. — М.: Мир, 1979. 167 с. с ил.

Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2001 — 234 с.