Система предпрофильной подготовки

Разделы: Администрирование школы


Сложившиеся в Российской Федерации социально-экономические условия, а также Концепция модернизации российского образования предъявляют следующие требования к качеству общего образования и уровню подготовки выпускников:

- более глубокое изучение отдельных предметов, входящих в программу общего образования, дифференциация обучения;

- качественная подготовка выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего образования;

- формирование у обучающихся готовности к осознанному выбору направления получения образования, к его самоопределению;

- дифференциация содержания обучения учащихся 3 ступени в соответствии с их потребностями и возможностями;

- формирование социально компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в стране.

Таким образом, основная идея обновления содержания образования заключается в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Задача профилизации - создать такие условия в школе, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен. Кроме того, профилизация должна обеспечить преемственность школы 3 ступени с учреждениями профессионального образования, дать выпускникам гимназии качественную подготовку к поступлению в эти учебные заведения. По данным за несколько лет от 85 до 100% выпускников нашей гимназии поступают в Вузы, согласно выбранному профилю и успешно учатся в них. Одной из целей, которые ставит перед школой Концепция модернизации российского образования:

расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению.

С этой точки зрения приведу некоторые данные, говорящие о результатах нашей работы.

В 2005 году выпущено 104 учащихся из 11 классов, поступило в ВУЗы 102, как это выглядит в соответствии с профилем данные в таблице 1.

Таблица 1.

Сведения о поступлении выпускников гимназии № 120 в соответствии с профилем в 2005 г.

Класс/профиль Кол-во учащихся % поступивших В соответствии с профилем
11''А'' – архитектурно-художественный 26 100 % 100 %
11''Б'' – политехнический 29 100 % 80 %
11''В'' – гуманитарный 27 100 % 91 %
11''Г''– естественнонаучный 23 98 % 64 %

Таким образом, из таблицы видно, что менее всего профильность оправдывает себя в естественнонаучном классе. Это характерно для предыдущих лет обучения.

Если сравнивать эти данные с исследованиями психолога, проводимые среди учащихся профильных классов на предмет нервно-психической устойчивости, то самый низкий уровень среди учащихся естественнонаучного класса, а одной из черт нервно-психической устойчивости является затрудненная социализация подростков.

С 2002 года в гимназии проводятся психологом исследования уровня социальной зрелости выпускников (таблица 2).

Таблица 2.

Исследование уровня социальной зрелости выпускников

 

Выпуск (год) 9 класс (%) 11 класс (%)
Оптим. Допуст. Критич. Оптим. Допуст. Критич.
2002 Не проводилось исследований     11,3 80 9,7
2003 6,8 83,4 9,8 7,6 84 8,4
2004 4,9 80,5 14,6 7,6 84 8,4
2005 3,5 79,1 17,4 11 83,4 5,6

В гимназии №120 многие проблемы, связанные с профильным обучением решаются давно. Архитектурно – художественный класс начал свою работу в 1992 году, в 1996 году был открыт гуманитарный класс, затем политехнический и позднее естественнонаучный.

Безусловно, не все проблемы, связанные с профильным обучением решены.

Очень серьезной проблемой до сих пор остается предпрофильная подготовка учащихся 2 ступени.

В гимназии существует определенная модель предпрофильной подготовки, которой уже более 10 лет. Помимо этого, в 2004- 2005 учебном году в гимназии была разработана “Программа перехода на предпрофильную подготовку учащихся”, “Положение о предпрофильной подготовке учащихся”. Эти документы регламентирует вопросы комплектования групп предпрофильной подготовки, набора предметов и элективных курсов, вопросы перехода из одной группы в другую.

1. Предпрофильная подготовка начинается в конце 8 класса. Для решения вопросов, связанных с качеством предпрофильной подготовки ежегодно психологом гимназии проводится тестирование восьмиклассников. В результате тестирования каждому родителю выдаются рекомендации, в какой сфере деятельности следует ребенку самоопределиться. Учащимся предлагается 5 направлений предпрофильной подготовки: архитектурно- художественное направление, гуманитарное, политехническое, естественнонаучное, трудовое.

Для каждого направления предлагается определенный набор предметов или элективных курсов:

  • гуманитарное направление – русский язык, история, иностранный язык, литература;
  • политехническое направление – математика (алгебра, геометрия), физика, ИВТ.
  • архитектурно-художественное направление – рисунок, живопись, композиция;
  • естественнонаучное направление - химия, биология, география.
  • трудовое обучение – технический и обслуживающий труд.

Элективные курсы по данным предметам созданы на основе компетентностного подхода в обучении, носят прикладной характер и выполняют следующие функции:

- ознакомление учащихся с различными профессиями,

- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет удовлетворять интересы и запросы учащихся;

- углубление содержания базовых учебных предметов;

- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Курсы не предполагают повторение ранее изученного материала по программе для слабоуспевающих учащихся.

Число учащихся, посещающих 1 элективный курс не должно превышать 25 человек.

2. Существуют специальные условия набора на элективные курсы в 9 классах:

Списки учащихся, желающих изучать те или иные курсы по выбору, составляются на основе

- Заявления учащегося; (до 15.05.)

- Результатов психологического тестирования;

- Решения педагогического совета с учетом интересов и желания учащихся.

Обучение на элективных курсах начинается в 9 классе с начала учебного года.

3. Содержание и организация учебного процесса:

Для решения специальных задач профильного обучения, занятия на элективных курсах проводятся по специализированным программам, с учетом выбранного учащимся профиля.

Форма проведения занятия выбирается самим учителем, ведущим элективные курсы.

Посещение элективных курсов обязательно для учащихся, желающих поступить в профильные классы гимназии.

После окончания одного элективного курса разрешается переходить на элективный курс другого профиля с учетом желания и способностей учащихся, а также после получения “зачета” по пройденному курсу.

Результаты обучения на элективных курсах заносятся в аттестат об основном общем образовании.

Итоги обучения на элективных курсах включаются в так называемый “Портфолио” ученика и учитываются при зачислении в 10-ые профильные классы.

В этом учебном году учителями гимназии были разработаны программы элективных курсов предпрофильной подготовки. Эти курсы были введены за счет часов учебного плана из образовательной области “Технология”. Данные элективные курсы носят прикладной характер и направлены на самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии. Основная задача данных курсов заключается в том, чтобы ученики могли больше узнать о будущих профессиях и смогли развить некоторые практические навыки. Это такие курсы как:

  1. “Введение в архитектуру”.
  2. “Уроки словесности”.
  3. “Литература и архитектура Древней Руси”.
  4. “Основные вопросы неорганической химии”.
  5. “Основы прикладной биологии”.
  6. “История физики”.
  7. “Прикладные аспекты математики”.
  8. “Что мы знаем о небесных телах?”
  9. “Деловой французский”
  10. “Трудные случаи орфографии и пунктуации”

Обучение на данных курсах строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся, на основе деятельностного подхода и с использованием новых интерактивных технологий обучения.

Учащимся, не желающим продолжать обучение в гимназии, предлагаются такие элективные курсы:

“Русская народная вышивка” и “Технология Быта”.

Таким образом, всем учащимся гимназии предоставляется возможность пройти профильные пробы по одному или нескольким элективным курсам.

В будущем в гимназии предполагается увеличить количество предлагаемых элективных курсов, включая пофориентационные курсы, которые будут знакомить учащихся с огромным разнообразием профессий и возможностями получения образования по данной профессии.