Урок-путешествие по окружающему миру на тему: "Что такое экономика? Деньги?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представление о деньгах как средстве приобретения товаров и осуществления платежа;
  • познакомить с историей денег;
  • познакомить с понятием “экономика”, со взаимоотношениями людей в рамках экономики, с составными частями экономики;
  • организовать работу на группировку, анализ, обобщение, на разрешение творческих задач.

Оборудование: карта путешествий, фотографии частей экономики, плакат “Деньги и монеты”, дидактический материал.

Тип урока: урок путешествие.

Метод: частично-поисковый.

Форма работы: общеклассная, индивидуальная, групповая.

При подготовке к уроку была проведена большая подготовительная работа с использованием справочного, энциклопедического материала. Ребята разбились на группы по желанию.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности

1. Создание ситуации успеха.

 

 

 

 

 

2. Введение в тему.

 

3. Изучение нового материала.

 

 

4. Обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обобщение.

 

 

6. Постановка учебной задачи.

 

 

 

7. Решение учебной задачи.

 

 

 

 

 

8. Обобщение.

9. Проверка домашнего задания.

10. Практи- ческая работа.

 

11. Вывод.

 

 

 

12. Физминутка.

13. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Практическая работа.

 

 

 

 

 

15. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

16. Итог урока.

17. Рефлексия.

 

 

 

18. Домашнее задание.

(Создать условия для прогнози- рования следующего шага).

Вы любите преодолевать трудности? Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем себя, какое настроение у нас сейчас? Я думаю, если у кого настроение не очень хорошее, то мы вместе постараемся его исправить.

(На доске рисунок с изображением гор).

Как вы думаете, для чего они?

 

Первая наша остановка в Долине Раздумий. Знаете ли вы, что такое экономика? Где вам приходилось сталкиваться с ней?

 

 

Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек. Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, а экономика всегда рядом с вами. Значит, экономика — это хозяйство   (вывешивается плакат с определением).

А кто ведёт это хозяйство и для кого?

Экономика — это прежде всего человек, люди. Это отношения между людьми, когда одни создают товар, другие покупают, третьи продают.

А что необходимо затратить, чтобы получить какой-нибудь продукт?

Значит экономика — это труд (на доске вывешены фото). Посмотрите на фото, какие части экономики вы видите?

Подумайте, обсудите в группах, какие части экономики работали для того, чтобы вы могли утром выпить стакан молока?

Ребята, а что получается в результате осознанной трудовой деятельности?

Вы правы, всё это можно назвать одним словом - продукт. А что должен знать каждый человек, чтобы его продукт можно было продать или купить?

Цена - знакомое слово, подскажите, что это такое? Цена позволяет сравнивать вещи. Она подсказывает вам выбор. Это дорого, а это можно купить.

А что нужно иметь, чтобы сделать покупку? Вот мы добрались до вершины горы Экономика. Вы хотите продолжить путь?

Что такое деньги?

 

(На доске плакат “Деньги и монеты разных лет”). Что вы видите? А может, кто-нибудь знает, зачем они нужны? Я приглашаю вас продолжить путь до следующей вершины “Исторической”. У каждой группы лежат слова. Посмотрите, что могло использоваться как деньги? (Бык, медь, чай, соль, железо, золото).

Как ни трудно в это поверить, но всё это когда-то было деньгами.

Давайте сделаем привал.

Поиграем в игру “Сделай выбор”. У вас в группах на столах лежат слова (хлеб, морковь, гриб, ягоды, сапоги, чай). Выберите предмет, который мог бы заменить вам деньги. Обоснуйте свой ответ.

Можно я обобщу? Денежный товар должен быть редким (шишек, ягод, грибов можно набрать самому сколько угодно); товар должен быть ценным для всех или большинства населения. Например: чай почти не растёт в России, поэтому страны, в которых он растёт (Индия, Китай), могут обменять чай на всё, что им нужно, т. е. Чаем можно за всё заплатить. Это и есть главное свойство денег.

Мы покорили вершины “Историческую”.

Вы хотите продолжить путь? Движемся по равнине “Драгоценная”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наконец мы подошли к последнему препятствию, которое встало на нашем пути, горе “Валютной”.

Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

А вы знаете, где были изобретены первые бумажные деньги? Они были изобретены в Китае.

Ребята, как вы думаете, чем удобнее пользоваться: золотом или бумажными деньгами? Докажите.

У каждой страны свои деньги. Рассмотрите таблицу, выделите отличительные знаки (герб, рисунки, портреты).

Валюта каждой страны имеет свои отличительные знаки. Экономисты в любой стране строго следят за количеством денег. Т. к. если денег мало, снизится покупательская способность, люди будут мало покупать. А если денег много, они потеряют цену, обесценятся.

Вам домой было дано задание по группам придумать название своей страны, нарисовать валюту, представить классу.

Вот и закончилось наше путешествие.

Интересно вам было? Что нового вы узнали?

Спасибо вам за активную работу.

А если вы захотите узнать больше, перед вами выставка книг. Прочитав их, вы можете пополнить свои знания о мире экономики.

(Учащиеся сидят по группам).

 

 

 

Ребята показывают карточку настрое- ния (тучку или солнышко).

 

Мы будем путешествовать, узнаем что-то новое.

 

 

Решение проблемной задачи.(Ответы детей). Экономика - это значит что-то экономить. С экономикой можно сталкиваться в магазине, ещё где-нибудь.

 

 

 

 

Решают учебную задачу. Хозяйство ведут люди.

 

 

Решают учебную задачу. Затратить свой труд. Надо всем трудиться.

 

Обсуждение, высказывание точки зрения. Торговлю, машиностроение, сельское хозяйство (обсуждение).

Сельское хозяйство, транспорт, промышленность, транспорт, торговля.

Различные вещи, продукты, одежда и многое другое.

(Работа с учебником). Должны знать цену.

 

(Ответы детей). Это сколько стоит одна вещь.

 

(Ответы детей). Нужно иметь деньги.

 

(Обсуждение). Деньги — это то, чем мы расплачиваемся в магазине. Деньги — это такие бумажки, железные монеты.

(Просмотр, обсуждение, ответы детей).

(Обсуждение).

Золото, железо, т.к. можно менять на что-нибудь.

 

 

(Сообщения учащихся).

 

 

 

 

 

(Обсуждение в группах).

 

 

 

 

(Опора на ранее полученные знания).

Девушка Злата: Представьте себе, что вы живёте в стране, где деньгами является скот. Значит, если ты хочешь что-то купить в соседнем городе, надо гнать туда стадо коров или быков. Вот люди и решили выбрать самый удобный денежный товар (деньги). Отгадайте загадку и вы узнаете, что же они выбрали.

Не ржавеет, имеет большую ценность, на него можно купить всё, что угодно.(Золото). Золото стало одной из главных сил в стране Денег. Из-за него совершались войны, с его количеством сравнивалось богатство отдельных людей и стран. И сегодня ценятся ювелирные изделия из золота, серебра.

(Опора на жизненный опыт).

 

 

 

(Обсуждение). Бумажными, т. к. можно положить в карман, кошелёк.

 

 

 

 

 

 

 

(Выступления представителей от каждой группы).

 

 

 

 

(Ответы детей).

 

 

Фронтальная

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

Групповая (ответы от каждой группы)

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

Фронтальная

 

Фронтальная

 

Групповая

 

Фронтальная

 

Фронтальная

 

Фронтальная

 

Фронтальная

 

Групповая дискуссия

 

Фронтальная

 

Групповая дискуссия

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

Групповая дискуссия

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

(Фронтальная поверка с подробным объясением)

 

 

 

Фронтальная