Основные задачи и реализация профильного курса информатики в рамках социально-экономического профиля

Разделы: Информатика


Концепция Федерального базисного учебного плана РФ предполагает введения профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Определен ряд основных профилей, по которым производится обучение, например, физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, информационно-технологический, социально-экономический и др.

Профильному уровню обучения информатике на основе многолетнего опыта обучения целесообразно предложить следующую разработанную систему.

Если говорить об изучении информатики в рамках социально-экономического профиля, то можно выделить некоторые особенности, которые обуславливают подход как к содержанию, так и к методике преподавания курса. Во-первых, во многих экономических вузах абитуриенты сдают информатику как вступительный экзамен, следовательно, содержание курса должно быть определенным образом коррелировано с требованиями вступительных экзаменов, во-вторых, содержание курса должно включать в себя межпредметные связи с социально-экономическими дисциплинами, изучаемыми учащимися в рамках данного профиля, в частности, такие понятия, как экономико-математические модели, элементы линейного программирования, использование информационно-коммуникативных технологий в экономике и управлении экономическими структурами, которые предоставят дифференцированный подход к обучению. И, наконец, в-третьих, профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям в стране, помочь найти им свое место в жизни, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности. Представляется, что особую роль в этом должны сыграть элективные курсы. Так, в рамках социально-экономического профиля наиболее уместными, по мнению автора, могут быть такие курсы, как “Корпоративные информационные системы”, поскольку большинство организаций использует их в той или иной степени, а также такой целевой элективный курс, как “Программа 1С”, умение работать с которой, с учетом широкой распространенности последней, даст выпускнику возможность найти при необходимости работу сразу после окончания школы, если по каким-то причинам он не поступит в ВУЗ.

Именно предусмотренное планом содержательное “усиление” базовой составляющей курса информатики позволит сделать профильное обучение более конкретным, реализовать изучение прикладных аспектов информатики в интересах обучаемого. Целесообразно решить вопрос об организации практики учащихся в государственных или коммерческих организациях в рамках изучаемого профиля.

Рассмотрение учебного процесса как взаимосвязанной системы позволяет оценивать ее с позиции изменяющихся целей и задач образования, оценивать новые требования, новое содержание, технику и методы обучения как в сочетании с классическими, традиционными средствами и методами обучения, так и путем выделения всего нового, прогрессивного.

Практическое воплощение тенденций развития систем обучения самым непосредственным образом связано с адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Ориентация на технологический подход в применении арсенала педагогических средств предлагает определенную технологичность как к самим формам и методам обучения с точки зрения их структуры, конструирования и практического применения, так и значительному этапу проектирования учебного процесса – постановке педагогической задачи.

Конечно, надо иметь в виду, что раньше была десятилетняя школа, а теперь одиннадцатилетняя. В первом приближении можно считать, что программа прежней десятилетней школы соответствует программам десяти с половиной лет современной. Остающиеся полгода можно использовать на изучение вопросов, которых не было в программах прежних. При такой постановке общеобразовательный цикл в средней профильной школе будет давать знания и культуру мышления, достаточные для продолжения обучения в обычном высшем учебном заведении любого направления. Профильность же школы будет давать возможность учащемуся развить свои способности в том направлении, к которому он имеет большую склонность. Занятия по профильным дисциплинам должны проводиться в часы, отводимые в учебных планах “на уроки по выбору”. При таком подходе делается возможным создание не только профильных школ, но и профильных классов по разным направлениям в одной и той же школе и, более того, сохранение общеобразовательных классов при профильном обучении отдельных учеников по различным профилям (это особенно существенно для сельских школ). Функционирование модели профильного обучения на старшей ступени школы должно исходить из следующих основных принципов:

  • школа с профильным обучением должна совмещать в себе общеобразовательную (общекультурную) и профессионально-ориентирующую функции;
  • для всех учащихся должна быть обеспечена возможность смены профиля в процессе обучения;
  • при организации профильного обучения за счёт гибкой системы курсов по выбору должна быть обеспечена значительная вариативность старшей школы;
  • для учащихся, не определившихся в выборе или не намеренных получать профильную подготовку и продолжить образование в профессиональной школе, должны быть предусмотрены возможности получения “непрофильного” общего полного среднего образования;
  • основное общее образование должно в качестве одной из задач включать подготовку учащихся к более осознанному выбору (готовности к выбору) направления профильной ориентации в старшей школе;
  • профилирование не может осуществляться с ориентацией на отдельные профессии, ибо это является функцией учреждений профессионального образования.

Естественно, что разработка методики, содержания и организации такого курса требует достаточно глубокой научно-педагогической проработки, пересмотра многих устоявшихся стереотипов, разработку новой системы практикумов и проектов, поскольку практическая составляющая в профильном обучении выходит на первый план. Некоторые примеры таких практических работ, посвященных статистическим функциям, приведены ниже.

Приложение 1

Приложение 2