Коррекционное занятие: "Коррекция познавательных процессов на программном материале русского языка и природоведения"

Разделы: Русский язык


Цели:

Дидактическая:

  • Развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.
  • Развивать устную связную речь через умение строить предложение с однородными членами, находить их в предложении.
  • Учить соотносить предложения со схемой определенной грамматической конструкции.
  • Закреплять навык постановки знаков препинания при перечислении существительных в предложении.
  • Закрепить межпредметную связь через повторение природных сообществ.

Коррекционная:

  • Коррекция зрительного восприятия через вычленение букв из общего ряда по цветовому признаку.
  • Коррекция мыслительных процессов через анализ, синтез, сравнение и обобщение.
  • Активизация памяти на основе ранее изученного материала.
  • Развитие внимания через умение сосредотачиваться на словесной инструкции педагога.

Воспитательная:

  • Закреплять умение работать в коллективе, проявляя взаимопомощь.

Оборудование: карта-схема с изображением природных сообществ, карточки-задания, конверт с элементами схемы, доска.

Организационный момент.

В класс входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места. Следом за детьми входит воспитатель в костюме лисы.

В. – Здравствуйте! Я туда попала?! Ой какой у меня сегодня необычный день, пришла к вам, а у вас гости, значит и у вас сегодня необычный день. А вы узнали меня?

– Да, я лиса!

– У меня приключилась беда, гуляла по лесу и заблудилась. Встретила в дороге лесовичка, он посоветовал к вам обратиться, потому что вы хорошо учитесь и сможете мне помочь.

– Вы согласны мне помочь добраться домой, там меня детишки-лисята заждались?

– Лесовичек дал мне карту, но в ней задания по русскому языку. А я не грамотная, в школе не училась. Давайте

вместе с вами посмотрим, что это за карта, которая приведет меня к дому!

– Какая интересная карта!

-Ребята, через какие природные сообщества нам нужно пройти, чтобы я попала домой?

– У вас на столе лежат карточки оранжевого цвета с надписями, выберите карточки с названием природных сообществ, которые изображены на карте, и разложите их перед собой.

РЕКА БОЛОТО ЛУГ ЛЕС

– Кто выполнил задание, поднимите руки. Молодцы!

– Через какое первое природное сообщество мы пройдем?

У. – Мы пройдем через реку.

(Учащийся выходит, ставит карточку в кармашек карты с изображением данного сообщества).

В. – Через какое второе сообщество мы пройдем?

У. – Мы пройдем через болото (вставляет карточку).

В. – Через какое третье сообщество мы пройдем?

У. – Мы пройдем через луг (вставляет карточку).

В. – Через какое четвертое сообщество мы пройдем?

У. – Мы пройдем через лес (вставляет карточку).

В. – Ой, а вот мой домик с лисятами, да путь предстоит немалый.

– Так через какие природные сообщества мы пройдем?

У. – Мы пройдем через реку, болото, луг и лес.

В. – А какую тему вы сейчас изучаете по русскому языку?

У. – По русскому языку мы изучаем сейчас тему “Однородные члены предложения”.

В. – Итак, наше коррекционное занятие мы проведем, чтобы лучше знать данную тему.

Цели нашего занятия: закрепить умение находить однородные члены в предложении, составлять предложение с однородными членами и умение правильно поставить запятые. Но мы не только будем заниматься по русскому языку, но и по природоведению.

– Итак, задание. Выбрать предложение с однородными членами.

На доске записаны два предложения:

1. Мы пройдем через природные сообщества.

2. Мы пройдем через болото, луг, реку и лес.

– Молодцы! А почему вы считаете в этом предложении есть однородные члены?

– Правильно, потому что в этом предложении идет перечисление.

– Молодцы! А теперь составьте схему этого предложения.

Итак, какое первое сообщество мы должны пройти? Посмотрим, что здесь за задание?

– Какие рыбы водятся в реке?

У. – В реке водятся окуни, пескари, щуки.

В. – Теперь каждый составит устно с этими словами предложение. А понравившиеся предложения, я или кто-то из вас запишет на доске.

– Записали выбранные предложения, выложите его схему.

– Молодцы! Вот мы и прошли через реку.

– Какое следующее сообщество мы пройдем?

– Правильно, мы пройдем через болото.

– Прежде чем пройти через болото нам нужно выполнить следующее задание.

У вас на столах лежат зеленые карточки-слоги. Из этих слогов вам нужно составить слова с названием птиц.

– Кто выполнит задание, поднимите руку.

– Приступаем к заданию, не забываем про правильную посадку за партой:

ЦАП – ЛЯ ЖУ –РАВЛЬ КУ – ЛИК

– Ребята, а как вы думаете, где живут эти птицы?

У. – Эти птицы живут на болоте.

В. – А теперь посмотрите на доску, я правильно записала предложение?

Цапля журавль и кулик живут на болоте.

– Нет. Не правильно.

– А почему?

У. – Потому что предложение записано без запятых.

В. – А зачем в этом предложении запятые?

У. – В этом предложении идет перечисление однородных членов, поэтому нужно ставить запятые.

В. – Молодцы, а теперь составьте схему к предложению.

– Молодцы, даже запятые сами поставили.

– Ой, я так устала, по лесу-то я давно брожу. Может немного отдохнем.

Вот и поляна рядом, лужок с цветами. Встали все, расслабились, повторяем все движения за мной.

На поляне ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше

Потянулись на носочки, вдохнули воздуха, выдохнули. Улыбнулись друг другу и сели.

– Итак, через какие природные сообщества мы прошли?

У. – Мы прошли через реку, болото, луг.

В. – Через какое природное сообщество нам еще нужно пройти?

– Нам осталось пройти через природное сообщество лес.

– Правильно. Давайте посмотрим, что здесь нам приготовил Лесовичек!

_________, _______________, _______________ и _______________ растут в лесу.

В помощь вам на столе лежит коричневая карточка, где спрятаны слова.

Сумейте найти их, и мы узнаем какие деревья растут в лесу.

– Ой, какие у вас карточки сложные, я бы не разобралась!

– Какие цвета букв используются в карточке?

У. – Зеленый, красный, синий, коричневый.

– Сколько всего цветов используется в карточке?

В. – Четыре.

– Значит сколько будет слов?

У. – Всего будет четыре слова.

В. – Приступаем к работе. Карточку положили перед собой. Взяли в руки карандаш. Ниже на карточке записываем получившиеся слова.

– Какие слова получились?

У.

ОСИНА БЕРЕЗА СОСНА ПИХТА

– Вставляем получившиеся слова в предложение устно.

– Какое предложение получилось?

У. Осина, береза, пихта растут в лесу.

В. – А вот схемы, давайте посмотрим к какой схеме относиться данное предложение.

1. , , , , ___________ ___________ _________.

2. , и ___________, ____________, __________.

3. , , и _________, ____________, _________.

У. – Правильно, предложение относится к схеме 3.

– Молодцы, все трудные задания выполнили. А вот и мой домик. А детки бедные уже бегают, ищут меня. А с такими грамотными ребятами ничего не страшно, даже в самом дремучем лесу. А как много интересного я узнала, обязательно своим деткам расскажу.

Учитесь, ребятки, хорошо, в следующем году вы еще много интересного узнаете и мне расскажите. Я к вам теперь часто забегать буду, ведь у меня есть карта.

– Спасибо, всем вам ребята за помощь, без вас не добралась бы я до дома и не выполнила бы такие трудные задания.

Если у кого-то, что-то не получиось, ничего страшного, в следующем году получится.

– Ну а коли вы помогли мне добраться до дома, я приглашаю вас в гости. А в гостях принято угощать, и я вас хочу угостить своими лесными дарами – ягодой. И вы за обедом отведаете моего угощения.

– Спасибо скажем нашим гостям, которые вместе с нами прошли это увлекательное путешествие.