Сценарий ролевой игры "Школа личностно-ориентированного обучения и воспитания. Миф или реальность?" (От Школы монолога — к Школе диалога)

Разделы: Администрирование школы


Обоснование целесообразности проведения педагогического совета в форме ролевой игры.

Образование, ориентированное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности. Вхождение в диалогическую ситуацию связано с радикальным изменением коммуникативных установок учителя.

Проектировочная деятельность позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (к таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, разделять ответственность, критически анализировать результаты деятельности), дает возможность ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт.

При подготовке сценария ролевой игры автором были использованы материалы книги “Учитель и ученик: возможность диалога и понимания”. Под общей редакцией Л.И. Семиной. – М.: Издательство “Бонфи”, 2002г.

Временные рамки игры:

  • Формулировка ситуации. Деление на группы. – 5 минут.
  • “Мягкая” адаптация участников к тренинговой среде. Рефлексия “Здесь и теперь”. – 15 минут.
  • Диагностика ситуации. – 40 минут.
  • Проектирование. – 30 минут.
  • Защита проектов. – 40 минут.
  • Рефлексия игры. – 10 минут.

Содержательная сторона игры.

Цели игры:

  • Создать креативную среду.
  • Показать перспективы развития школы как школы личностно – ориентированного обучения и воспитания.
  • Научить видеть ситуацию с точки зрения другого человека или другой группы.
  • Помочь учителю в укреплении личностной и профессиональной самооценки, осознании им своих личностных особенностей и творческих возможностей.
  • Показать возможности использования релаксационных игр для снятия психической напряженности, физической усталости.

Формулировка ситуации. Деление на группы.

Участникам ролевой игры предлагается следующая ситуация:

Непонимание в школьном коллективе достигло предела. Возникшая ситуация становится непереносимой. Стороны осознают возникшую несовместимость. Необходимо найти пути разрешения конфликта, пройти трудный путь поиска согласия и примирения. Все стороны, участвующие в конфликте, обладают мотивами, ценностями, задачами и определенной степенью внутренней организации.

Деление коллектива на группы:

При входе в зал каждый получает стихотворение в подарок (см. Приложение 1). Три стихотворения – три группы: учеников, учителей, родителей. Рекомендации по организации работы в группе представлены в Приложении 2.

“Мягкая” адаптация участников к тренинговой среде.

Психогимнастическое упражнение.

Все участники сидят в кругу.

Ведущий: “Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю “четыре”, то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга”.

Лучше вначале называть 5-7, в середине 1-2. В ходе выполнения упражнения необходимо блокировать попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Вопросы группе в заключение: “Что помогло нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?” “На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?”

Рефлексия “Здесь и теперь”.

Ведущий предлагает участникам выразить свое состояние в данный момент. В вербальной форме все проговаривают свое состояние по кругу.

Упражнение “Пульс”. (Оценка способности управлять своим состоянием).

“Сядьте поудобнее, и, не прибегая ни к каким физическим упражнениям, попробуйте в течение трех минут изменить свой пульс. Но сначала измерьте свой пульс”. Кто смог изменить свой пульс больше, чем на 10 ударов, обладает развитой способностью управлять своим состоянием.

Диагностика ситуации.

“Мозговой штурм”. (20 минут).

Составляем обращение учителей – ученикам, (учеников - учителям, учеников – родителям и т.д.), по два обращения в каждой группе, в котором как можно конкретнее высказываем свои претензии противоположной стороне, указываем причины разногласий. Каждое обращение составляется в двух экземплярах: одно пишется на доске, второе – крупно на большом листе бумаги.

Обмен парламентерами, представляющими свой экземпляр обращения. (20 минут).

Обсуждение, сопоставление обращений, поиск точек соприкосновения. Высказывание замечаний, несогласия, претензий.

Позиции: “Принимаем полностью”, “Хотим уточнить”, “Принимаем, если…”

Релаксационное упражнение.

Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от тяжести в голове.

Проектирование.

Пишем, рисуем проект преобразования “Школы – монолога” в “Школу - диалога”.

Структура проекта:

  • Цель преобразований.
  • Актуальность.
  • Основные задачи, которые ставим перед собой.
  • Основные положения (что конкретно требует изменения).
  • Действия.

Защита и экспертиза проектов.

Заключительный этап работы:

Принятие решения.

Рефлексия (коллегам предлагается заполнить представленную ниже таблицу).

Уважаемые коллеги!

Оцените, пожалуйста, свое отношение к ролевой игре по 7-бальной шкале.

Ролевая игра выполнила намеченные задачи:

Создать креативную среду                            
Показать перспективы развития школы как школы личностно-ориентированного обучения и воспитания.                            
Научить видеть ситуацию с точки зрения другого человека или другой группы.                            
Показать возможности использования релаксационных игр для снятия психической напряженности, физической усталости.                            
Мой интерес к происходящему                            
Полезность игры                            

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ СЕГОДНЯ!
УДАЧНЫХ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ!